• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2018/2019

Теория и история стиха

Статус: Курс обязательный (Филология)
Направление: 45.03.01. Филология
Когда читается: 3-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 44

Программа дисциплины

Аннотация

Курс знакомит студентов-филологов с наиболее распространенными системами версификации, существовавшими в разное время и у разных народов, с генезисом различных стихотворных форм, основными методами их исследования, важнейшими теоретическими направлениями в стиховедении и поэтике, современными приемами сравнительного и типологического изучения стихотворных текстов, новыми направлениями в изучении структуры стиха и ее связи со смыслом произведения.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление с характерными особенностями версификационных систем
  • Освоение студентами методов исследования стихотворных форм, понимание их генезиса
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Понимает предмет, направления, понятий аппарат, понимает полидсциплинарность стиховедения. Ориентируется в основных понятиях, специализированных изданиях, направлениях науки.
  • Имеет представление об истории возникновения метрики, о методах исторического стиховедения; понимает, как возникли ранние образцы античного стихосложения (основные гипотезы), как устроен квантитативный стих.
  • Умеет использовать современные компьютерные методы для анализа стиха прозы в сравнительных исследованиях.
  • Имеет представление о развитии средневекового стихосложения, о появлении рифмы и твердых форм.
  • Знает, как складывалась и развивалась немецкая ямбическая версификация.
  • Имеет представление о становлении славянской силлабики, тоники и силлабо-тоники.
  • Владеет основными гипотезами о возникновении и развитии германской тоники в английской, немецкой и скандинавской поэзии, понимает, что такое аллитерационный стих.
  • Знает о том, как у разных народов проходил распад силлабо-тоники и появление новых форм тонического и свободного стиха.
  • Студент может проводить самостоятельный анализ поэтических форм, метрических и ритмических структур на разных языках.
  • Имеет представление об основных современных стиховедческих методах.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Вводная лекция. Стиховедение как современная научная дисциплина. Особенности организации стихотворной речи
    Стиховедение на стыке наук. Стих и язык. Лингвистика стиха. Предмет стиховедения. Основные формы версификации. Отличие стиха от прозы. Генезис стиха с точки зрения исторической поэтики. Понятия «стих» и «проза» в диахронии и синхронии. Что мы сегодня называем стихом? Основные стихотворные формы. Переходные формы. Проблемы типологии. Как организуется стих? Сравнительно-историческое стиховедение. От просодии к метрике и от метрики к просодии.
  • Сравнительно-историческая метрика и древние стихотворные формы
    История возникновения сравнительной метрики. Общеиндоевропейские древние формы стихосложения. Древняя силлабика. Квантитативность внутри силлабики. Реконструкции в стиховедении. Гипотеза А. Мейе. Проблема генезиса древнегреческого стиха. Вопрос о генетической связи древнеиндийских и древнегреческих метров. Эолийская метрика. Квантитативный греческий и латинский стих. Древнееврейский и аккадский стих. Древнеарабские стихотворные формы. Роль семитских источников в развитии европейского стихосложения.
  • Квантитативная метрика и «новая» силлабика
    «Чистая» квантитативная метрика и ее распад в европейском стихе. Сохранение квантитативности «для глаза». «Реставрация» силлабики. «Ритмические» стихи. Книжная и народная силлабика. Метрическая бедность и богатство строфики. Возникновение рифмы и ее генезис. Типы рифмовок. Строфическая структура стиха. Семитское влияние и появление новых строфических форм. Византийский и латинский молитвословный стих. Переход на национальные языки. Языковые или культурные причины развития новой силлабической версификации. Вопрос о стихе, как о самоорганизующейся системе.
  • Романское стихосложение
    Ранние формы провансальского стихосложения. Средневековая народная французская и испанская поэзия. Стихотворная организация французского и испанского эпоса. Малые жанры средневековой поэзии. Победа силлабики. Итальянская книжная поэзия. Итальянский 11-сложник. Французский александрийский стих. Жанры и строфика в итальянском и французском стихе. Романские твердые формы. Французский и итальянский сонет. «Новая» версификация. Белый стих. Борьба за рифму. Версификация смешанных форм (вольный стих).
  • Германский стих
    Вопросы генезиса германского стиха. Особенности германской тоники в эпических жанрах. Аллитерационный стих. Появление «твердых форм» аллитерационного стиха на севере Европы. Средневековая силлабо-тоники в английском, нидерландском и немецком стихе. Творчество Дж. Гоуэра и Дж. Чосера. Миннезанг. Формы народного немецкого стихосложения. Книттельферс. Колебания между более урегулированной и менее урегулированной тоникой. Ранняя фламандская и брабантская силлабо-тоника. Зарождение континентальных форм силлабо-тонической версификации. В чем отличие британской и континентальной силлабо-тоники? Распространение ямбической версификации в Европе. Народный и литературный хорей.
  • Славянский и русский стих
    Генезис славянского стиха. Гипотеза Р. Якобсона. Общеславянская народная силлабика. Русские былины. Образцы старославянского книжного стиха. Славянский молитвословный стих. Зарождение светской версификации в русской литературе XVII века. Поэзия славянского барокко. Силлабо-тоническая реформа в России. В. К. Тредиаковский, М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков. Генезис и эволюция русского ямба. Русский стих на рубеже XVIII и XIX вв. Формы отечественной версификации XIX – XX вв. Чешский и польский стих. Сербский и болгарский стих. Украинский и белорусский ямб и хорей. Влияние русского стихосложения в восточной и юго-восточной Европе.
  • История и типология силлабо- тонической версификации
    Урегулированность стиха и правила «ренессансной» версификации. «In mate volget mi». Ранние попытки теоретизации «нового» поэтического опыта. От нидерландской силлабо-тоники к немецкой. М. Опиц и первый опыт теории силлабо-тонической версификации. Связь силлабо-тоники с античной традицией. Что привело к зарождению, распространению и господству силлабо-тоники в северо-европейском и восточно-европейском ареале? Британская и континентальная силлабо-тоника: типология форм. Стихосложение У. Шекспира и Дж. Донна. «Жесткая» организация стиха и принцип «чистоты» метра. Переакцентуация в английском стихе.
  • Распад континентальной силлабо- тоники. Новые и новейшие формы стиха. «Движущие силы» стиха
    «Строгость» метра и «строгость» ритма. Переакцентуация и степени ее допустимости на континенте. Безударная рифма. Полноударность и борьба за «чистоту» реализации метра. Эксперименты Ломоносова и Сумарокова. Допустимая мера «чистоты» стиха. Ритмика в борьбе с метрикой. Альтернация метрическая и альтернация ритмическая. От «рамочного» профиля ударности к «альтернирующему». О синергетической природе стиха. Очередной распад «жестких» форм. Новый книттельферс. Русский дольник. Акцентный стих. Переход к свободному стиху.
  • История стиховедения. Основные методы и практики
    Разница во взглядах на природу стиха. Разница языкового материала. Просодическая немецкая школа и ее традиции. Русская формальная школа и «русский метод». Дескриптивный подход. Размывание теории стиха. Генеративная метрика. Математическое стиховедение. Модели стиха. Компьютерные методы в стиховедении. Потребность новой теории. Стих как самоорганизующаяся система. Роль влияний извне. Накопления – переход количественных изменений в качественные. Языковая система метра. Современные модели поэтики и реконструкция стихотворных форм, а также процессов их порождения и восприятия. Когнитивное стиховедение.
  • От теории метра к теории ритма
    Различные теории метра. От теории метра к ритмике текста. Возможна ли теория метра без учета ритма? Просодика стиха. Взаимодействие метра и языка. Вопрос о первичности ритма. Просодический анализ текста. Изучение ритмики стиха на фоне прозы. Языковые модели метра. Ритмические словари. Разработка правил адекватного ритмического представления разноязычного стихотворного материала. Путь к сравнительной ритмике. Типология ритма.
  • Заключительная лекция. Современные направления стиховедения. Метр и смысл. Семантика ритма
    Поиски новой теории метра. Сравнительное направление в стиховедении. Реконструктивное моделирование стихосложения. Процессы порождения и восприятия стиха. Сравнительная ритмика. О синергетической природе стиха. Когнитивный подход. Современные работы по когнитивной поэтике. Семантический ореол метра. Связь ритма с семантикой. Роль ритмики в процессе порождения и восприятия текста.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа
    Выполняется письменно в аудитории по вариантам. Задания для контрольной работы разработаны на основе пройденного материала. Время выполнения – 80 минут. Во время написания работы пользоваться источниками запрещается.
  • неблокирующий Аудиторная работа
    Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях: активность студентов дискуссиях, выполнения заданий, умение ответить на поставленный вопрос.
  • неблокирующий Презентация
    Подготовьте устную презентацию по одной из указанных тем. Презентация не должна занимать более 7-10 минут и должна быть основана на собственных наблюдениях в рамках темы семинара. В конце презентации сформулируйте один или два вопроса для дальнейшего обсуждения, обращенные к слушателям. По своему усмотрению сопроводите устную презентацию слайдами PowerPoint или раздаточным материалом.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в аудитории устно по билетам. Студенту требуется ответить на 2 вопроса (в билете). Вопросы составлены на основе пройденного материала, студент имеет возможность подготовиться к экзамену, источниками на экзамене пользоваться не разрешается. На подготовку студенту отводится не более 20 минут. На устный ответ не более 15 минут. Пользоваться дополнительными материалами не разрешается.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.125 * Аудиторная работа + 0.25 * Контрольная работа + 0.125 * Презентация + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Friedberg, N., & Dresher, B. E. (2006). Formal Approaches to Poetry : Recent Developments in Metrics. Berlin: De Gruyter Mouton. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=209840
  • Zirmunskij, V. M., Stankiewicz, E., Vickery, W. N., & Brown, C. F. (2016). Introduction to Metrics : The Theory of Verse. Berlin/Boston: De Gruyter Mouton. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1818340

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Dupej, H. (2008). Reprogramming the lyric : a genre approach for contemporary digital poetry /. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsndl&AN=edsndl.oai.union.ndltd.org.OCLC.oai.xtcat.oclc.org.OCLCNo.503246664
  • Федотов О.И. - Основы русского стихосложения. Теория и история русского стиха : в 2-х кн. Кн. 1 : Метрика и ритмика - Издательство "ФЛИНТА" - 2017 - 362с. - ISBN: 978-5-89349-311-5 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/109588