Бакалавриат
2018/2019
Введение в языкознание
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Филология)
Направление:
45.03.01. Филология
Кто читает:
Департамент филологии
Где читается:
Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Гаспаров Борис Михайлович,
Казарцев Евгений Вячеславович,
Князев Михаил Юрьевич,
Никитина Татьяна Владимировна,
Оскольская Софья Алексеевна,
Федотов Максим Леонидович,
Шерстинова Татьяна Юрьевна
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
68
Программа дисциплины
Аннотация
В ходе курса "Введение в языкознание" студенты формируют отношение к языку как сложному механизму, функционирование которого обусловленo как конструктивными, так и когнитивными факторами. В задачи курса входит освоение следующих фундаментальных для дальнейшей программы элементов филологической специальности: пользование дескриптивным аппаратом, в параметрах которого осуществляется научное описание языка; формирование первичного понятия об основных компонентах строения языка и категориях его функционирования в обществе; изучение более специальных проблем, связанных с теоретической лингвистикой и знаковым изучением культуры. В первой части курса рассматриваются проблемы статуса науки о языке, вопросы фонетики, морфологии и грамматической семантики.
Цель освоения дисциплины
- Ознакомление с основами теоретического подхода к языку и с понятийным и техническим аппаратом лингвистики.
Планируемые результаты обучения
- Студент воспроизводит начальные положения теории языка как системы знаков, называет параметры, по которым различаются языки, описывает языковую карту мира
- Студент владеет фонетической транскрипцией, дает характеристику звукам в соответствии с Международным фонетическим алфавитом
- Студент владеет фонологической транскрипцией, анализирует языковой материал на основании типов дистрибуции, определяет фонологический статус фонетических различий.
- Пользуясь соответствующим понятийным аппаратом, студент оперирует единицами различного типа на линейно-синтагматическом и аддитивно-фузионном континууме, противопоставляет словообразовательные и словоизменительные показатели. Студент умеет применять полученные знания к языковому материалу, читает глоссы и глоссирует языковой материал.
- Студент опознает и перечисляет основные грамматические категории, представленные в языках, и объясняет их значения.
Содержание учебной дисциплины
- Язык как предмет лингвистикиЯзык как знаковая система, языковое разнообразие
- ФонетикаАкустические и артикуляционные параметры, классификация звуков речи
- ФонологияФонология и фонетика. Понятие фонемы и дифференциального признака. Фонема и ее варианты. Понятие дистрибуции. Интонационная фонология. Фонологические структуры и фонологические универсалии
- Грамматическая семантикаСогласовательный класс, падеж, число, залог и актантная деривация, лицо, время, таксис, детерминация, аспект, модальность, наклонение
- МорфемикаОбъект морфологии, морфема и слово, аддитивная модель морфологии, корни и аффиксы, типы аффиксов, глоссирование, словообразование и словоизменение
Элементы контроля
- Контрольная работаВыполняется письменно в аудитории. Вопросы контрольной работы разработаны на основе пройденного материала. Не разрешается пользоваться никакими источниками. Время выполнения – 80 минут.
- Домашнее заданиеВыполняется письменно и состоит из небольших упражнений, проверяющих усвоение материала лекций и семинаров. Направляется студентам по электронной почте. Студенты направляют ответ преподавателю также по электронной почте. Преподаватель дает обратную связь студентам на следующем семинаре, разбирая основные ошибки.
- Аудиторная работаАудиторная работа предполагает выступление студентов с устными ответами, участие в дискуссии, ответы на вопросы преподавателя и других студентов во время семинарских занятий, а также выполнение небольших письменных заданий, направленных на закрепление материалов лекций и семинаров.
- ЭкзаменПроводится письменно в аудитории. и состоит нескольких заданий. Задания к экзамену разработаны на основе пройденного материала. На экзамене не разрешается пользоваться никакими источниками. На написание экзамена отводится 180 минут.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.08 * Аудиторная работа + 0.32 * Домашнее задание + 0.4 * Контрольная работа + 0.2 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Davies, A., & Elder, C. (2004). The Handbook of Applied Linguistics. Malden, MA: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=108713
- Куликова И.С., Салмина Д.В. - ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ В 2 Т. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2016 - 705с. - ISBN: 978-5-9916-6455-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/vvedenie-v-yazykoznanie-v-2-t-389011
Рекомендуемая дополнительная литература
- Aronoff, M., & Rees-Miller, J. (2017). The Handbook of Linguistics (Vol. Second edition). Hoboken: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1484987