• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2018/2019

Введение в языкознание

Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Филология)
Направление: 45.03.01. Филология
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Гаспаров Борис Михайлович, Казарцев Евгений Вячеславович, Князев Михаил Юрьевич, Никитина Татьяна Владимировна, Оскольская Софья Алексеевна, Федотов Максим Леонидович, Шерстинова Татьяна Юрьевна
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 68

Программа дисциплины

Аннотация

В ходе курса "Введение в языкознание" студенты формируют отношение к языку как сложному механизму, функционирование которого обусловленo как конструктивными, так и когнитивными факторами. В задачи курса входит освоение следующих фундаментальных для дальнейшей программы элементов филологической специальности: пользование дескриптивным аппаратом, в параметрах которого осуществляется научное описание языка; формирование первичного понятия об основных компонентах строения языка и категориях его функционирования в обществе; изучение более специальных проблем, связанных с теоретической лингвистикой и знаковым изучением культуры. В первой части курса рассматриваются проблемы статуса науки о языке, вопросы фонетики, морфологии и грамматической семантики.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление с основами теоретического подхода к языку и с понятийным и техническим аппаратом лингвистики.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент воспроизводит начальные положения теории языка как системы знаков, называет параметры, по которым различаются языки, описывает языковую карту мира
  • Студент владеет фонетической транскрипцией, дает характеристику звукам в соответствии с Международным фонетическим алфавитом
  • Студент владеет фонологической транскрипцией, анализирует языковой материал на основании типов дистрибуции, определяет фонологический статус фонетических различий.
  • Пользуясь соответствующим понятийным аппаратом, студент оперирует единицами различного типа на линейно-синтагматическом и аддитивно-фузионном континууме, противопоставляет словообразовательные и словоизменительные показатели. Студент умеет применять полученные знания к языковому материалу, читает глоссы и глоссирует языковой материал.
  • Студент опознает и перечисляет основные грамматические категории, представленные в языках, и объясняет их значения.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Язык как предмет лингвистики
    Язык как знаковая система, языковое разнообразие
  • Фонетика
    Акустические и артикуляционные параметры, классификация звуков речи
  • Фонология
    Фонология и фонетика. Понятие фонемы и дифференциального признака. Фонема и ее варианты. Понятие дистрибуции. Интонационная фонология. Фонологические структуры и фонологические универсалии
  • Грамматическая семантика
    Согласовательный класс, падеж, число, залог и актантная деривация, лицо, время, таксис, детерминация, аспект, модальность, наклонение
  • Морфемика
    Объект морфологии, морфема и слово, аддитивная модель морфологии, корни и аффиксы, типы аффиксов, глоссирование, словообразование и словоизменение
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа
    Выполняется письменно в аудитории. Вопросы контрольной работы разработаны на основе пройденного материала. Не разрешается пользоваться никакими источниками. Время выполнения – 80 минут.
  • неблокирующий Домашнее задание
    Выполняется письменно и состоит из небольших упражнений, проверяющих усвоение материала лекций и семинаров. Направляется студентам по электронной почте. Студенты направляют ответ преподавателю также по электронной почте. Преподаватель дает обратную связь студентам на следующем семинаре, разбирая основные ошибки.
  • неблокирующий Аудиторная работа
    Аудиторная работа предполагает выступление студентов с устными ответами, участие в дискуссии, ответы на вопросы преподавателя и других студентов во время семинарских занятий, а также выполнение небольших письменных заданий, направленных на закрепление материалов лекций и семинаров.
  • неблокирующий Экзамен
    Проводится письменно в аудитории. и состоит нескольких заданий. Задания к экзамену разработаны на основе пройденного материала. На экзамене не разрешается пользоваться никакими источниками. На написание экзамена отводится 180 минут.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.08 * Аудиторная работа + 0.32 * Домашнее задание + 0.4 * Контрольная работа + 0.2 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Davies, A., & Elder, C. (2004). The Handbook of Applied Linguistics. Malden, MA: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=108713
  • Куликова И.С., Салмина Д.В. - ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ В 2 Т. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2016 - 705с. - ISBN: 978-5-9916-6455-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/vvedenie-v-yazykoznanie-v-2-t-389011

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Aronoff, M., & Rees-Miller, J. (2017). The Handbook of Linguistics (Vol. Second edition). Hoboken: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1484987