• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2018/2019

Корпусная лингвистика

Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Филология)
Направление: 45.03.01. Филология
Когда читается: 2-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 46

Программа дисциплины

Аннотация

В результате освоения дисциплины студент получает представление об основных понятиях, подходах и технологиях корпусной лингвистики, учится работе с наиболее известными международными ресурсами, использующими в своей основе принципы корпусов, а также приобретает навык построения собственных корпусов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление студентов-филологов с основными понятиями и возможностями корпусной лингвистики, освоение на практике технологически несложных методов корпусной лингвистики, формирование практических навыков работы с наиболее известными мировыми лингвистическими ресурсами, использование лингвистических корпусов для решения конкретных исследовательских задач, а также приобретение опыта работы с корпусными средствами для построения своего собственного исследовательского корпуса.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент умеет объяснить принципы использования корпусов текстов в доступной форме.
  • Студент умеет вести работы с программами, осознавая принципы авторского права.
  • Студент умеет сформулировать задачу корпусного исследования, составить соответствующие корпусные запросы или применить необходимые программы, обработать полученные данные.
  • Студент способен работать с корпусами текстов и базами данных, эффективно искать нужную информацию и источник.
  • Студент способен использовать в своей работе источники и программный продукт на иностранном языке.
  • Студент видит возможности использования корпусной лингвистики в других областях знания.
  • Студент приобретает навык построения собственных корпусов.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в корпусную лингвистику
    Теоретическая значимость корпусных данных. Практическое использование корпусных данных.
  • Практика по работе в наиболее известных корпусах
    Использование интерфейса и языка запросов, использование экспортированных данных British National Corpus, НКРЯ, Intercorp, синтаксических корпусов. Наиболее известные корпуса русского языка
  • Качественные и количественные данные в корпусе
    Получение корпусных примеров: как и зачем. Корпусное изучение вариативности. Проблема взаимодействия факторов. Основы статистики
  • Принципы и способы составления корпусов
    Принципы составления корпусов (репрезентативность, сбалансированность, металингвистическая разметка, типы корпусов). Корпусные средства. Лингвистическое аннотирование.
  • Корпусные методы в применении к различным дисциплинам
    Корпусные методы для фонетических и фонологических исследований. Корпусная лексикология и лексикография. Корпусные методы исследования морфосинтаксиса. Использование корпусных методов в литературоведении.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание
    Выполняется письменно, не разбивается на варианты и состоит из небольших упражнений, проверяющих усвоение материала лекций и семинаров. Направляется студентам по электронной почте в течение модуля. Студенты направляют ответ преподавателю также по электронной почте. Преподаватель дает обратную связь студентам на следующем семинаре, разбирая основные ошибки.
  • неблокирующий Аудиторная работа
    Аудиторная работа Аудиторная работа предполагает письменное выполнение заданий студентами при работе в компьютерном классе. Задания разбиваются на варианты и состоят из небольших упражнений, призванных способствовать отработке материала лекций и семинаров. Направляется студентам по электронной почте. При необходимости студенты направляют ответ преподавателю также по электронной почте. Преподаватель дает обратную связь студентам по факту выполнения задания, разбирая основные ошибки.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится письменно в аудитории по билетам. В билете 1 теоретический вопрос и 1 практический вопрос. Все вопросы разработаны на основе пройденного материала. Студенты заранее могут ознакомится с вопросами, но не с билетами. Экзамен проходит в компьютерном классе. Во время экзамена можно пользоваться только НКРЯ (ruscorpora.ru), Excel’ем и/или калькулятором.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.24 * Аудиторная работа + 0.56 * Домашнее задание + 0.2 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Языкознание: От Аристотеля до компьютерной лингвистики: Научно-популярное / Алпатов В. - М.:Альпина нон-фикшн, 2018. - 253 с.: 60x90 1/16. - (Научно-популярная литература) (Переплёт) ISBN 978-5-91671-804-1 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1003471

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Baker, P. (2009). Contemporary Corpus Linguistics. London: Continuum. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=344364
  • Шерстинова, Т. (2008). «Один речевой день» на временной шкале: о перспективах исследования динамических процессов на материале звукового корпуса. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.2CBC2459