• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2017/2018

Культура и искусство в Восточной Азии: общество и бизнес

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс по выбору
Направление: 58.04.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 1-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения: Full time
Прогр. обучения: Государство, общество и экономическое развитие в современной Азии
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

В ходе освоения дисциплины «Культура и искусство в Восточной Азии: общество и бизнес» осуществляется формирование универсальных и предметно-специализированных компетенций, позволяющих выпускнику успешно работать в избранной сфере деятельности и способствующих его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда, в частности, в области обучения и воспитания: - Сформировать представление о развитии культуры стран Восточной Азии в Новейшее время, об истории коллекционирования памятников стран Восточной Азии в Европе и Америке, о формировании новых направлений визуальных искусств в странах Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии; показать возможности современных методов искусствознания и культурного менеджмента в изучении культур и искусств Восточной Азии; - Сформировать представление о многообразии и особенностях эстетических и религиозных взглядов народов Востока, их влиянии на развитие культуры и бизнеса на современном этапе; - Выработать и развить способность понимания культур стран Восточной Азии, причин сохранения традиций в искусствах стран изучаемого региона; - Развить способность использовать знаний об особенностях культур и искусств стран Восточной Азии в культурном менеджменте.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • По результатам прохождения курса студент должен обладать знаниями в области основ истории культур и искусств стран Восточной Азии в Новейшее время: выработать и развивать умение использовать исторические и искусствоведческие знания, социо-культурные методы исследования для изучения культурных процессов и явлений в современных обществах стран Восточной Азии; выработать и развивать способность понимания и анализа принципов составления проектов в профессиональной сфере на основе системного подхода к изучению культурологических закономерностей и особенностей взаимодействия стран Запада и Востока.
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Знать принципы развития культур стран Восточной Азии в Новейшее время, особенности влияния европейской культуры на традиционные культуры обществ рассматриваемого региона; важнейшие направления культурной политики государств Восточной Азии в ХХ-XXI вв., отражение данных процессов в экономике стран.
  • Знать и уметь различать ключевые проблемы культур стран Восточной Азии, вопросы правовой защиты культурных ценностей.
  • Иметь навыки (приобрести опыт) использования знаний об истории культур и искусств стран Восточной Азии в практике межкультурной коммуникации; корректного применения профессиональной терминологии при исследовании культурных явлений стран Востока.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в изучение культур и искусств народов Восточной Азии
    Междисциплинарный подход в исследовании культур стран Восточной Азии. Ориентализм в Европе: его значение в развитии культуры и экономики Китая и Японии. Памятники стран Восточной Азии на Всемирных выставках XIX-начала ХХ века, их роль и значение в мировой культуре. Проблема презентации стран Восточной Азии на Всемирных выставках в первой половине ХХ века.
  • Культура и искусство Восточной Азии в XIX-XX веке
    Лекция 1, 2. Особенности формирования культуры Китая и Японии в конце XIX-начале ХХ века. Специфика понятия «экспортное искусство» стран Восточной Азии: культурная и экономическая составляющая. Кризис восточных обществ изучаемых стран: традиционные и «новые» культурные центры. Европейское влияние в изобразительном искусстве Китая. Политика Мэйдзи в области культуры. Изменения в книгопечатании Японии и Китая в середине XIX в. и их влияние на экономику. Государственная политика стран по выявлению и охране культурных ценностей в начале ХХ в. Коллекции европейских восточных обществ и начало музейного дела Китая и Японии. Семинар: Культурные традиции в экспортном искусстве стран Восточной Азии. Темы докладов: 1. Особенности китайской экспортной живописи: новая оценка памятников. 2. Культурное значение японской гравюры укиё-э. 3. Особенности книгопечатания в Японии в XIX – начале ХХ в.
  • Культура и искусство Восточной Азии в XIX-XX веке
    Лекция 3. Роль канонов в классических визуальных искусствах Японии. Истоки японского театрального искусства и его связи с живописью и скульптурой. Социальная структура общества и развитие направлений и жанров театрального искусства Японии. Специфика понятия «театр» в этой стране: многообразие явлений и их характерные черты, основная терминология. Первые японские кинофильмы начала XX в.: первые киностудии, влияние театра на кинематограф. «Золотой век» японского кинематографа: появление и специфика новых жанров. Известные японские кинорежиссёры и их творчество. Особенности японской мультипликации. Семинар: Японский театр: образы героев и актеров. Особенности постановки и восприятия японской театральной пьесы. «Золотой век» японского кино. Список пьес/ постановок/ фильмов для самостоятельного просмотра к семинару: 1. Акира Куросава, фильм «Расёмон». 2. Тикамацу Мондзаэмон, одна из пьес на выбор студента. Темы докладов: 1. Анализ выбранной японской театральной постановки: восприятие, рейтинг популярности. 2. Анализ выбранного японского художественного фильма 1950-1980 г.: восприятие, рейтинг популярности.
  • Культура и искусство Восточной Азии в XIX-XX веке
    Лекция 4, 5. Развитие архитектуры Японии и Китая в ХХ- начале XXI в. Роль европейских школы архитектуры в развитии градостроения стран Восточной Азии. Особенности формирования современного вида городов в первой половине ХХ века (на примере Шанхая, Гуанчжоу). Мастера японской архитектуры второй половины ХХ века: Кисё Курокава, Киёнори Кикутакэ, Кэндзо Тангэ, Норихико Дэн. «Зеленые здания» и новая архитектурная политика стран Восточной Азии XXI века: архитектурные проектные мастерские и конкурсные программы. LEED - система сертификации экологичной недвижимости. Творчество Сигэру Бан. Семинар: Современный городской ландшафт Китая и Японии. Темы докладов: 1. Проект Кэндзо Тангэ «Tōkyō Bay» (1960). 2. Проекты Киёнори Кикутакэ для «Expo 1970», Осака. 3. Олимпийская деревня в Пекине (2008) - сертификат LEED. 4. Сохранение культурной идентичности в китайской архитектуре ХХI в.
  • Культура и искусство Восточной Азии в XIX-XX веке
    Лекция 6. Музеи и галереи искусств в странах Восточной Азии: потребности современного общества и выставочное пространство. Музей современного искусства Хаара, Музей современного искусства XXI века в Хонсю, Центр современного искусства в башне искусства Мито; Национальный музей современного искусства в Сеуле; Сингапурский музей искусств. Новые тенденции в музейном деле: музеи дизайна стран Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии. Феномен современного частного музея: собрания частных лиц и коллекционная деятельность корпораций (Художественный музей Бриджстоун (1952), специфика Музея японского искусства Тикотин в Хайфе (1960); Музей японских гравюр укиё-э семье Сакаи (1982) и др.) Международная торговля антиквариатом и охрана культурных ценностей в ХХ-ХХI вв. Семинар: Памятники искусств стран Восточной Азии на современных аукционных торгах. Темы докладов: 1. Китайский экспортный фарфор и его аукционная стоимость. 2. Современная живопись художников стран Восточной Азии и ее аукционная стоимость. 3. Культурные биеннале и форумы стран Восточной Азии: особенности выставочного пространства.
  • Особенности формирования и развития музыкальной культуры в ХХ в.
    Лекция 1. Музыкальная традиция Китая. Сакральная роль музыки, понятие «совершенной музыки» и связь музыки с конфуцианством. Музыка и музыкальный театр на рубеже XIX и XX вв. Влияние европейской традиции на китайскую музыку, появление музыкального образования по европейскому образцу. Музыка и музыкальный театр в годы культурной революции. Музыка как инструмент пропаганды. Революционные образцовые спектакли в духе традиционной музыкальной драмы. Семинар 1: Влияние европейской традиции на китайскую музыкальную культуру. Темы докладов: 1. Революционные образцовые спектакли периода Культурной революции. 2. Китайская «совершенная музыка» и музыкальная теория.
  • Особенности формирования и развития музыкальной культуры в ХХ в.
    Лекция 2. Музыка и музыкальный театр в странах Восточной Азии на рубеже XIX и XX вв. Современная музыка в Китае и в Восточной Азии. Влияние китайской традиции на музыку в стиле нью-эйдж и «музыку мира». Джазовая традиция в Восточной Азии. Поп и рок музыка (J-pop, J-rock, K-pop) и массовая культура в эпоху глобализации. Семинар 2: Современная музыка в Китае и в Восточной Азии. Темы докладов: 1. Мультикультурный феномен: джаз в Восточной Азии. 2. Музыкальная поп-культура в современной Японии.
  • Особенности формирования современной художественной культуры в Китае
    Лекция 1. Предпосылки возникновения современного китайского искусства. Общая характеристика и периодизация современного китайского искусства. Проблематика и ведущие теоретики китайской эстетики XX века. Китайское изобразительное искусство сер. XX века: соцреализм. Начало периода проведения политики реформ и открытости. Формирование новых художественных тенденций: сельский реализм и живопись «Шрамов». Выставка «Звезды» в Пекине (1979). Семинар 1: Общая характеристика и периодизация современного китайского искусства. Темы докладов: 1. Проблематика китайского искусства в период «пост-культурной революции» (к. 70-гг – нач. 80-х гг. XXвека). 2. Основные арт-объединения и ведущие художники КНР в середине 80-х гг. XX века. 3. Творчество Ван Гуанъи и политический поп-арт.
  • Особенности формирования современной художественной культуры в Китае
    Лекция 2. Китайское изобразительное искусство сер. 1980 г. Культурная лихорадка: три альтернативы развития культуры нового общества в КНР. Влияние западной философии модерна и постмодерна. Выставка Р. Раушенберга в Пекине (1985). Рождение китайского авангарда. Арт-движение «Новая волна’85». Выставка «Китай/Авангард». Три ведущие художественные тенденции в китайском изобразительном искусстве: рационалистическая живопись, живопись «жизненного потока» и антиискусство. Семинар 2: Формирование арт-зон в Китае и ведущие мастера кон. ХХ века. Темы докладов: 1. Юэ Миньцзюнь и Фан Лицзюнь – ведущие художники КНР 90-х гг. XX века 2. Формирование арт-зон в Китае. Центр современного искусства 798. 3. Экспериментальный характер современного китайского искусства. Перформанс.
  • Особенности формирования современной художественной культуры в Китае
    Лекция 3. Проблемы китайского современного искусства в эпоху глобализации (1990-е гг. по настоящее время). Выход китайского искусства на международную художественную арену: появление частных галерей, аукционов. Основные направления в китайском искусстве 90-х гг. XX века. Циничный реализм и политический поп-арт. Проблемы вестернизации и коммерциализации китайского искусства. Кризис культурной идентичности в контексте современного китайского искусства. Международный стиль. Семинар 3: Проблемы китайского современного искусства в эпоху глобализации (1990-е гг. по настоящее время). 1. Современный китайский арт-рынок. Ведущие художники и их работы. Аукционы. 2. Искусство Сюй Бина: инсталляции и медиа-арт 3. Творчество Ай Вэйвэя в контексте международного художественного процесса.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Created with Sketch. Доклад
    Проблематика тем докладов требует междисциплинарного подхода: - Доклад должен включать как собственные соображения студента о восприятии и осмыслении культурного явления/ памятника стран Востока, так и мнения авторитетных авторов, исследователей по данной теме. В докладе должны быть отмечены случаи цитирования, названы источники цитирования. Изложение должно быть последовательным и связным, правильно передавать содержание источника; использованная литература должна быть репрезентативной (иметь научный характер). - Выбор произведений для анализа, сделанный студентом, должен быть согласован с преподавателем. - Оценка за доклад снижается за непоследовательность и бессвязность изложения, отсутствие четко поставленных проблем и отчетливо сформулированных выводов, несоблюдение 25-минутного регламента.
  • неблокирующий Created with Sketch. Активность на семинарах
  • неблокирующий Created with Sketch. Экзамен
    Итоговый контроль по дисциплине представляет собой устный экзамен, состоящий из 1-го теоретического вопроса и теста. Основанием для снижения оценки за итоговый контроль являются: фактические ошибки или неточности, некорректное использование терминологии, недостаточное описание памятника и некорректное определение его культурной ценности. Оценки по всем формам контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.15 * Активность на семинарах + 0.35 * Доклад + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Cartier, C. (2013). Image, Precariousness and the Logic of Cultural Production in Hong Kong. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.9A37A19

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Hu, X., & Yang, Y. (2017). The mood of Chinese Pop music: Representation and recognition. Journal of the Association for Information Science & Technology, 68(8), 1899–1910. https://doi.org/10.1002/asi.23813