• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2018/2019

Репортаж в СМИ

Статус: Дисциплина общефакультетского пула
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 3 модуль
Преподаватели: Бурцев Юрий Аркадьевич
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 44

Программа дисциплины

Аннотация

Человечество открыло для себя жанр репортажа задолго до видео-селфи с трансляцией в социальных сетях с места события. Открывая для себя новые земли, путешественник старался по возвращению домой рассказать о том, что он видел. Подлинные истории, получавшие подтверждения передавались из уст в уста, а с появлением печати ложились на бумагу. Отчеты о судебных заседаниях или парламентских слушаниях должны были быть точными и абсолютно достоверными и, конечно, зафиксировать то, как именно происходили слушания мог только очевидец. Репортаж – это и есть отчет очевидца, с набором обязательных для жанра элементов и с учетом специфических особенностей платформы на которой будет размещен материал.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Овладение студентами методологии создания тематического и событийного репортажа с учетом особенностей разных платформ, а также всего многообразия видов этого жанра.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Создает текст событийного репортажа.
  • Готовит серию фоторепортажей.
  • Записывает радиорепортаж.
  • Снимает, монтирует и озвучивает телерепортаж.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Возникновение жанра
    Исторический экскурс: тексты древних греков (Геродот), «Хождение за три моря», отчеты о работе английского парламента. Появление профессии – репортер. Первые тематические ре-портажи расследования: Газета «Пэлл Мэлл Газет» Вильям Стед, 1885 год, первая серия его репортажей на эту тему «Первая дань современному Вавилону». Уильям Говард Рассел «The Times» репортажи из «горячих точек». Крымская война в «письмах для друга» Нико-лая Берга. Репортер ведет повествование от первого лица, создавая ощущение присутствия, достоверности и сопереживания. Репортер Владимир Гиляровский – анализ публикаций.
  • Репортаж бывает событийным и тематическим
    Событийные репортажи в большинстве случаев пишут с анонсированных ме-роприятий (митинги, концерты, соревнования и т.д.), а также с тех мест где репортер ста-новится свидетелем (очевидцем) происшествий (пожары, наводнения, штурм захвачен-ного террористами здания и т.д.). В тематическом репортаже журналист исследует опреде-ленную среду или явление и затем погружает читателя в эту обстановку, показывая увиден-ное. Разновидности репортажей: взгляд под особым углом, «после события», «псевдо ре-портаж», комментарий. Тематические: «открытие темы», «журналист меняет профессию», эксперимент, репортаж-путешествие, специальный репортаж и репортаж расследование.
  • Методы создания репортажа, основные элементы репортажа для его любых видов
    Наблюдение и предварительный сбор информации. Преодоление: географической ди-станции, преодоление социальной дистанции, преодоление институциональных барьеров, проблема этики. Информация и будущий особый взгляд. Наблюдение и основные элементы: сцены, цитаты, детали. В кинематографе отдельной сценой принято считать завершенное по смыслу и эмоционально действие, которое развивается в хронологической последователь-ности (но есть исключения). Детали должны быть «говорящими», с дополненным смыслом. Цитаты – услышанные и полученные ответы.
  • Драматургия репортажа
    Репортаж – это история, которую нужно выстраивать по законам драмы. Драматур-гия автоматически придаст действиям героев осмысленность, а репортажу – фокусировку. И, наоборот, без драматургии текст вырождается в зарисовку, когда персонажи что-то де-лают, а зачем и насколько успешно – не понятно.
  • Фоторепортаж
    Современный фоторепортаж, сочетает в себе пространственно-временную опреде-ленность, т.е. приближенность к «реальной фабуле жизни», и художественную выразитель-ность «сюжета», то есть фрагментов фабулы в её наиболее эмоциональном виде. Фоторепортаж – хроника и фоторепортаж интерпретирующий. Особенность фикса-ции объекта в фотожурналистике – документальность: показ действительности в нетранс-формированном виде, отражение факта как он есть, его точная пространственно-временная характеристика. Художественно-документальный образ – та категория содержания, в кото-рой абстрактное с конкретно-чувственным соединяются наиболее полно. Его своеобразие заключается в том, что он представляет собой факт-идею, т.е. может быть отнесен к элемен-там и фактологической группы, и идейно-тематической. Такое положение образа определя-ется тем, что в нем вместились и отражение предмета, и отношение автора к нему. Единство объективного и субъективного – одна из основных характеристик образа.
  • Радиорепортаж
    Каковы же отличия элементов других жанров в структуре радиорепортажа? Важным выразительным средством радиорепортажа является звучащее слово. Оно передает мысль и эмоции говорящего. Смена речевых потоков, выступления у микрофона различных людей, смена ролей, ритма, темпа создают полифонию радиорепортажа. Зарисовочные фрагменты, описание места и времени, обстановки не должны быть затянутыми, в противном случае они будут разрушать единство репортажного материала. Звукообраз – элемент радиорепортажа, передающий атмосферу происходящего.
  • Телерепортаж
    Репортаж – ведущий жанр тележурналистики. Именно репортажи информационных и информационно-аналитических программ определяют лицо того или иного телеканала. Картинка – должна рассказать больше чем репортер. Оптимальный набор событийного репортажа: картина места происшествия, синхрон участника и (или) синхрон эксперта, stand-up на фоне места происшествия с деталями, четко фиксирующими присутствие корреспондента на этом месте. Основные требования к тексту (закадровый комментарий) - точность; ясность изло-жения; лаконичность. Взаимоотношения с оператором: точная постановка задачи, идея и цель репортажа, передача атмосферы происходящего – «жизнь в кадре», роль интершума. Драматургия специального репортажа: красная линия и «рыба» (композиция) мате-риала.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Посещаемость
  • неблокирующий Анализ
  • неблокирующий Поиск темы репортажа
  • неблокирующий Фоторепортаж
  • неблокирующий Радиорепортаж
  • неблокирующий Событийный репортаж
  • неблокирующий Развернутый тематический репортаж
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.1 * Анализ + 0.1 * Поиск темы репортажа + 0.1 * Посещаемость + 0.1 * Радиорепортаж + 0.4 * Развернутый тематический репортаж + 0.1 * Событийный репортаж + 0.1 * Фоторепортаж
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Колесниченко А.В. - Настольная книга журналиста: учебное пособие для студентов вузов - Издательство "Аспект Пресс" - 2017 - 400с. - ISBN: 978-5-7567-0821-9 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/97223
  • Мисонжников Б. Я., Тепляшина А. Н. - ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ: ЖУРНАЛИСТИКА 3-е изд. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 190с. - ISBN: 978-5-534-10439-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/vvedenie-v-professiyu-zhurnalistika-430024

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Муратов С. А. - ТЕЛЕВИЗИОННОЕ ОБЩЕНИЕ В КАДРЕ И ЗА КАДРОМ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 188с. - ISBN: 978-5-534-06803-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/televizionnoe-obschenie-v-kadre-i-za-kadrom-434263