• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2018/2019

Бизнес-стратегии для развивающихся рынков

Статус: Курс по выбору (Экономика)
Направление: 38.03.01. Экономика
Когда читается: 3-й курс, 1, 3 модуль
Формат изучения: Blended
Язык: английский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Курс направлен на передачу фундаментальных знаний и формирование базовых компетенций, необходимых для разработки и реализации бизнес-стратегии на развивающемся рынке. Студенты будут совершенствовать свои навыки анализа, принятия решений и планирования, а также способность распознавать стратегические возможности и угрозы. Курс требует знания основных экономических понятий в качестве предпосылки. Желательно, чтобы студенты имели практический предпринимательский или маркетинговый опыт, но это не обязательно.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • The course aims to transfer the fundamental knowledge and to form the basic competencies necessary for the development and the implementation of a business strategy in an emerging market.
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Объясняет роль стратегии в достижении конкурентоспособности и устойчивого развития фирмы. Объясняет понятия и соотношения между ними: стратегия, стратегическое планирование, стратегический менеджмент, «5П» стратегии Г. Минцберга. Объясняет иерархию стратегий в организации.
  • Объясняет основные этапы стратегического процесса, сущность и особенности стратегических решений. Разъясняет особенности и различия между видами стратегических решений: предпринимательские, адаптивные, планирующие.
  • Распределяет полномочия на принятие стратегических решений. Формирует стратегическое видение, миссия и цели компании. Формулирует миссию фирмы и объясняет принципы ее формирования. Объясняет отражение в миссии и в приоритетах стратегических целей фирмы интересов стейкхолдеров (собственников, менеджеров, работников, общества, потребителей).
  • Разъясняет принципы формирования, виды и иерархию целей деловой организации. Применяет SMART – принцип.
  • Разъясняет цели и задачи стратегического анализа внешнего окружения. Строит сценарий стратегического анализа внешней среды компании. Применяет PEST – анализ. Классифицирует системы стратегической информации в организации.
  • Выявляет влияние факторов макросреды на деловые организации различного профиля и масштаба деятельности. Формирует сценарий стратегического анализа отрасли и рынка.
  • Разъясняет виды конкурентной борьбы. Формирует сценарий анализа конкурентного положения фирмы в отрасли. Строит карты стратегических групп конкурентов в отрасли. Объясняет зависимость стратегических возможностей отрасли от стадии жизненного цикла отрасли и ее структурированности. Объясняет влияние сетевой экономики на конкурентные условия в отрасли.
  • Объясняет цели, принципы и методы анализа внутренней среды фирмы, методы и источники достижения устойчивых конкурентных преимуществ. Применяет SNW- анализ. Объясняет корневые компетенции бизнеса: содержание, модели идентификации и использования. Выявляет факторы конкурентоспособности: эффект масштаба, эффект размаха, эффект обучения, диверсификацию.
  • Формирует цепочку создания ценности (по М.Портеру) как инструмент создания конкурентных преимуществ. Обосновывает и выбирает стратегические альтернативы. Осуществляет стратегический выбор: определяет набор альтернатив, критерии оценки и выбора, возможные стратегические риски.
  • Формирует сценарий реализации стратегии и объекты стратегических изменений. Формирует политику и поддерживающие стратегии. Применяет модель 7S. Объясняет характеристики организационной структуры как объекта изменений. Формирует сценарий преобразование организационной культуры.
  • Объясняет сущность и функции стратегического контроля. Объясняет особенности управления в условиях стратегических изменений: индивидуальное и групповое сопротивление изменениям: человеческий фактор, источники и сила сопротивления, управление сопротивлением.
  • Выявляет внешние факторы реализации стратегии: виды и способы внешних стратегических изменений (использование интеграции и кооперации путем создания стратегических альянсов, слияния и поглощения). Объясняет типовые ошибки при выборе корпоративных и конкурентных стратегий. Согласовывает стратегии корпоративного, делового и функционального уровня.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Стратегия - понятия и определения. Классификация стратегий
    Роль стратегии в достижении конкурентоспособности и усточивого развития фирмы. Определение понятий: стратегия, стратегическое планирование и стратегический менеджмент. «5П» стратегии Г. Минцберга. Иерархия стратегий в организации. Основные этапы стратегического процесса. Стратегические решения: сущность и особенности. Виды стратегических решений: предпринимательские, адаптивные, планирующие. Распределение полномочий на принятие стратегических решений. Стратегическое видение, миссия и цели компании. Миссия фирмы и принципы ее формирования. Отражение в миссии и в приоритетах стратегических целей фирмы интересов стейкхолдеров (собственников, менеджеров, работников, общества, потребителей). Методологические основы формирования целей деловой организации. Виды целей и их приоритетность. SMART – принцип.
  • Стратегический анализ внешней среды
    Цели и задачи стратегического анализа внешнего окружения. Этапы стратегического анализа внешней среды компании. PEST – анализ. Системы стратегической информации в организации. Влияние факторов макросреды на деловые организации различного профиля и масштаба деятельности. Стратегический анализ отрасли и рынка. Виды конкурентной борьбы. Анализ конкурентного положения фирмы в отрасли. Построение карты стратегических групп конкурентов в отрасли. Зависимость стратегических возможностей отрасли от стадии жизненного цикла отрасли и ее структурированности Сетевая экономика как фактор, влияющий на конкурентные условия в отрасли.
  • Внутренний анализ: стратегический потенциал и конкурентные преимущества фирмы
    Цели, принципы и методы анализа внутренней среды фирмы. Методы и источники достижения устойчивых конкурентных преимуществ. SNW- анализ. Корневые компетенции бизнеса: содержание, модели идентификации и использования. Факторы конкурентоспособности: эффект масштаба, эффект размаха, эффект обучения. Диверсификация как фактор образования конкурентных преимуществ. Цепочка создания ценности М.Портера, как инструмент создания конкурентных преимуществ. Определение и выбор стратегических альтернатив. Формулирование стратегического выбора: набор альтернатив, критерии оценки и выбора. Базовые стратегические альтернативы роста и возможные стратегические риски.
  • Реализация стратегии: основные этапы и управление стратегическими изменениями
    Этапы реализации стратегии и объекты стратегических изменений. Формирование политики и поддерживающих стратегий. Модель 7S. Организационная структура как объект изменений. Преобразование организационной культуры. Стратегический контроль. Управление в условиях стратегических изменений: индивидуальное и групповое сопротивление изменениям: человеческий фактор, источники и сила сопротивления, управление сопротивлением. Внешние факторы реализации стратегии: виды и способы внешних стратегических изменений (использование интеграции и кооперации путем создания стратегических альянсов, слияния и поглощения). Типовые ошибки при выборе корпоративных и конкурентных стратегий. Согласование и взаимосвязь стратегий корпоративного, делового и функционального уровня.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • блокирующий Created with Sketch. он-лайн тестирование
  • неблокирующий Created with Sketch. тестирование
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.7 * он-лайн тестирование + 0.3 * тестирование
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Gooderham, P. N., Grøgaard, B., & Foss, K. (2019). Global Strategy and Management : Theory and Practice (Vol. 2nd edition). Cheltenham, UK: Edward Elgar Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2142768
  • Grünig, R., Kühn, R., & Montani, M. (2018). The Strategy Planning Process : Analyses, Options, Projects (Vol. Second edition). Berlin: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1794420

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Corporate Social Responsibility: (Elements in Business Strategy). (2019). Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsnar&AN=edsnar.oai.research.vu.nl.publications.ef42ba08.0a1f.4601.ac2a.c85776af15de
  • Инновационная экономика: стратегия и инструменты формирования : учеб. пособие / О.И. Донцова, С.А. Логвинов. - М. : Альфа-М : ИНФРА-М, 2019. - 208 с. - (Магистратура). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1008664