• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2018/2019

Трансформация античных образов и сюжетов в европейской культуре

Направление: 45.03.02. Лингвистика
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 2

Программа дисциплины

Аннотация

Посещение курса позволит его слушателям получить представление об основных этапах древнегреческой и древнеримской литературы, из становлении и развитии, формировании различных жанров, основных представителях, взаимосвязи с европейской и русской культурами.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать общекультурный и филологический базис общеевропейского гуманитарного образования
  • Познакомить студентов с основными литературными памятниками Древней Греции и Рима.
  • Обучить навыкам анализа литературного текста и его позднейших рецепций.
  • Дать представление о взаимосвязи античной, европейской и русской литературы и искусства.
  • Развивать у студентов диалектическое мышление, исследовательские умения с помощью анализа и интерпретации текстов, совместной и индивидуальной проектной работы, дискуссий.
  • Установить межпредметные связи с курсами латинского языка, мировой художественной культуры, русской и зарубежной литературы и философии.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать периодизацию древнегреческой и римской литературы
  • знать место и роль античной литературы в мировой культуре
  • знать важнейшие сведения о писателях, поэтах, философах Древней Греции и Рима
  • знать основные мифологические сюжеты, а также ключевые тексты античной литературы
  • уметь работать с литературными источниками, научной литературой
  • уметь комментировать античные тексты, а также содержащиеся в них образы и символы в историко-культурном контексте
  • уметь находить связи, сходства и различия между древней и современной культурной традицией
  • иметь навыки работы с электронными ресурсами НИУ ВШЭ
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Введение.
    Источники античной литературы. Литературный канон. Миф.
  • Тема 2. Греческая литература.
    Гомеровский вопрос. Теория Пэрри-Лорда. Особенности эпической повествовательной техники. Сюжет и композиция «Илиады» и «Одиссеи». Гомеровские сюжеты в немом кино и пеплумах 50-60 гг. «Илиада», или Поэма о Силе» Симоны Вейль. Проблема авторского «я» в архаической греческой лирике. Античная поэтика. Устройство и социально-политические функции греческого театра. Сюжет и интерпретации «Царя Эдипа» Софокла. Эдип Фрейда. Эдип Пазолини. Сюжет и интерпретации «Антигоны» Софокла. Роль хора. Образы Антигоны и Креонта в театральных постановках XX века. Сюжет и композиция «Медеи» Еврипида. Образы Ясона и Медеи в кинематографе. Медея Ларса фон Триера и Пазолини. «Электра» Еврипида. Античность в фильмах Михалиса Какоянниса. Александрийская культура. Особенности новой поэтической техники. «Аргонавтика» Аполлония Родосского: переосмысление эпической традиции. Восприятие культуры эллинизма в последующих эпохах.
  • Тема 3. Римская литература.
    Влияние александрийской поэзии на неотериков. Катулл. Русские переводы Катулла. Римская проза. Трансформация образов Цицерона и Цезаря в европейской культуре. Римский эпос. Гомеровское и негомеровское в «Энеиде» Вергилия. Образ Энея. Поэзия Горация. Тема поэтического бессмертия. Влияние Горация на поэтику Нового времени. Жанр элегии в греческой и римской поэзии. Тибулл, Проперций. Поэзия Овидия. Овидий в поэзии Мандельштама и Бродского.
  • Тема 4. Античная живопись и скульптура.
    Искусство Греции. Восточное влияние. Искусство Рима. Греческое влияние. Современное восприятие античного искусства.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    Преподаватель оценивает работу студентов на занятиях – участие в дискуссиях, ответы по домашним заданиям, выполнение письменных самостоятельных работ. Оценки за работу на занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость.
  • неблокирующий Домашняя работа
    Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов (Од.з.) в форме выполнения письменных домашних заданий, конспектов, обзоров, рецензий.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.5 * Аудиторная работа + 0.5 * Домашняя работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Philosophy in the Hellenistic and Roman Worlds : A History of Philosophy Without Any Gaps, Volume 2 / Adamson, P — Oxford: Oxford University Press, 2015. — 455 с. — ISBN 9780191043895. — URL: https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=2101590&query=Adamson%2C+Peter (дата обращения: 30.08.2019). — Текст : электронный.
  • Temmerman, K. de. (2014). Crafting Characters : Heroes and Heroines in the Ancient Greek Novel (Vol. First edition). Oxford: OUP Oxford. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=712480
  • Velleius Paterculus, Barrett, A. A., & Yardley, J. C. (2011). The Roman History : From Romulus and the Foundation of Rome to the Reign of the Emperor Tiberius. Indianapolis: Hackett Publishing Company, Inc. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=394289
  • Wedeck, H. E. (2014). Classics of Roman Literature. Lanham: Philosophical Library. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1133635

Рекомендуемая дополнительная литература

  • König, A., & Whitton, C. (2018). Roman Literature Under Nerva, Trajan and Hadrian : Literary Interactions, AD 96–138. Cambridge, United Kingdom: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1694351
  • Sullivan, J. P. (2017). Critical Essays on Roman Literature : Elegy and Lyric (Vol. 1). [N.p.]: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1560809
  • Whitling, F. V. (DE-588)1162308249, (DE-627)1025886518, (DE-576)507333330, aut. (2019). Western Ways foreign schools in Rome and Athens Frederick Whitling. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.515880086