• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Семейное психологическое консультирование

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Психология)
Направление: 37.03.01. Психология
Когда читается: 3-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Программа направлена на ознакомление студентов с базовыми знаниями в области теории и практики семейного консультирования; формирование основ системного мышления, базовых теоретических знаний и практических умений семейного консультанта как необходимой основы как для социальной и консультативной работы с семьей, а также для дальнейшего развития и совершенствования навыков практической психотерапевтической работы специалиста с семьей;
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • усвоение студентами базовых знаний в области теории и практики семейного консультирования;
  • владение основами системного мышления, базовыми теоретическими знаниями и практическими умениями семейного консультанта как необходимой основы как для социальной и консультативной работы с семьей, а также для дальнейшего развития и совершенствования навыков практической психотерапевтической работы специалиста с семьей;
  • формирование у студентов коммуникативности, толерантности, повышение их общей культуры, прежде всего в области неклассического рационального мышления, а также семейных взаимоотношений и коммуникации между людьми в целом.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Ориентируется в перечне направлений, направленных на помощь семье, понимает специфику системного подхода в отличие от психодинамических и других направлений
  • Знает общую историю возникновения «предтеч» классической системной психотерапии.
  • Знает методологические основания ССТ: основные положения классической кибернетики и теории коммуникации.
  • Имеет представлений о жизненном цикле семьи и ненормативных кризисах;
  • Имеет представление о теории и основных представителях Структурной, Стратегической терапии и Миланского подхода.
  • Знает основные принципы, методы и техники каждого подхода, опознает их и может различить и оценить соответствие наблюдаемой терапевтической сессии каждому их подходов
  • Знает методологические принципы системной работы с семьей;
  • Знает структуру первичного приема с семьей и его основные задачи. Различает основные методы воздействия на семейную систему.
  • Имеет представление об основных подходах и способах терапевтической работы с основным перечнем семейных запросов и специфических проблем
  • Имеет представление о современное состояние и пути трансформации классических системных подходов.
  • Ориентируется в перечне пост-классических и неоклассических подходов помощи семье.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Введение в семейное консультирование.
  • Тема 1.1. Общее представление о Семейной психотерапии и консультировании семьи
    Основные особенности системной семейной терапии как основы консультативной работы с семьей и работа с семьей в других психотерапевтических подходах. Общее представление о специфике методологической базы и становления Системной семейной психотерапии как ведущего психотерапевтического подхода в работе с семьей.
  • Тема 1.2. История становления семейной терапии
    Изучение взаимодействия в семьях больных шизофренией. Теория семейных систем Мюррея Боуэна, представление о дифференциации, основные способы преодоления тревоги в нуклеарной семье и эмоциональные процессы в семье; семейные треугольники, процесс межпоколенческой передачи в семье, идея терапевтической нейтральности. Теория коммуникации. Грегори Бейтсон и проект исследования «шизофренической коммуникации» в Пало-Альто. Коммуникация и мета-коммуникация. Цифровая и аналоговая коммуникация. “Двойное послание (ловушка)”. Коммуникационный парадокс. Вирджиния Сатир, идеи включенности ребенка в регуляцию супружеских отношений, представление о “двойном послании” и эффективной коммуникации, терапевт как ресурсная фигура в построении эффективной коммуникации, принцип “здесь и теперь” в работе с семьей. Метод семейной реконструкции. Стансы. Семейная скульптура.
  • Раздел 2. Представление о семье как системе.
  • Тема 2.1.Методологические основания Системной семейной терапии
    Общая теория систем. Людвиг фон Берталанфи и Норберт Винер, кибернетика первого порядка; Преодоление механистического и развитие организмического подхода, организмические обьекты изучения и воздействия как динамические живые системы. Описание законов функционирования живых (открытых) систем в сопоставлении с неживыми ( закрытыми) системами - Нон- суммарность, осциляция, целостность, эквифинальность, кольцо (петля) обратной связи. Принцип гомеостаза и принцип развития. Жизненный цикл семьи. Представление о нормативном и ненормативном кризисе в семейной системе. Изменения первого и второго порядка в семье. Процесс коммуникации как система.Теория коммуникации. (Вацлавик, Бинер, Джексон) тотальность коммуникации; комплиментарность и симметричность; относительность пунктуации в коммуникативных последовательностях; командный и передающий аспект в коммуникации; цифровой и аналоговый способ передачи информации; парадокс в коммуникации. Диагностическая модель Оудсхоорна. Классификация: основных видов семейной терапии.
  • Тема 2.2. Основные параметры семейной системы
    Поведенческие паттерны и стереотипы взаимодействия семье, семейные правила, семейные мифы. Границы семьи и ее подсистем. Иерархия в семейной системе. Системообразующее событие в семье. Семейные стабилизаторы, идентифицированный пациент, симптом как стабилизатор динамики семейной системы.
  • Раздел 3. Основные направления системной семейной терапии.
  • Тема 3.1. Структурный подход
    Представление о функциональной и дисфункциональной структурной организации семьи. Диагностическая Модель Дж. Олсона (варианты тестов Олсона - FACESШ и IV) и их адаптация в России. Основные семейные подсистемы. Основные методы воздействия на дисфункциональную семейную структуру.
  • Тема 3.2.Стратегический подход
    Симптом в системе коммуникации в семье. Поведенческие предписания в стратегическом подходе. Прямые и парадоксальные предписания Дж.Хейли. Симптом как метафора общесемейной проблемы К. Маданес.. Имитация симптома. Преодоление симптоматических поведенческих последовательностей функциональными. Иерархия и инверсированная иерархия в семье.
  • Тема 3.3.Миланская школа (С. Паллазоли, Дж. Прата, Л. Босколо, Дж.Чекин)
    Патологическая система коммуникации в семье, ее основные характеристики и логика ее психотерапевтического преодоления. Язык как рационалистски линейно организованная система высказываний в описании циркулярной системы коммуникации ( «тирания языка»). «Позитивная коннатация» и парадоксальное предписание. Работа с командой.
  • Раздел 4. Основные методы работы с семьей
  • Тема 4.1.Основные методологические принципы работы с семьей –классический системный подход
    Нейтральность. Циркулярность. Гипотетичность. Потеря нейтральности и супервизия. Представление о терапевтической этике в работе с семьей. Собственная семейная ситуация консультанта.
  • Тема 4.2.Основные методические приемы в работе с семьей
    Семейная история и анализ расширенной семьи. Метод анализа семейной генограммы. Первый контакт с семьей. Организация работы с семьей. Метод циркулярного интервью. Обратная связь и заключение контракта с семьей. Системная гипотеза и принципы ее построения. Анализ структурных нарушений в семье. Основные способы достижения функциональной структурной организации семьи. Нейтральность, циркулярность и супервизия “трудного случая”. Методы воздействия на семейную систему: Нормализация. Позитивная коннотация (переопределение). Предписание. Парадоксальное предписание. Семейная скульптура.
  • Раздел 5. Специфика психотерапевтической работы с основными типами семейных проблем. Развитие системной семейной психотерапии сегодня.
  • Тема 5.1.Консультирование семей с зависимостями, алкоголизм, наркомания.
    Специфика системного взгляда на проблему алкоголизма в семье. “Круг алкоголической зависимости”. Основные стадии алкоголизма. Основные особенности структурной и функциональной организации алкоголических семей. Со-зависимость. Психологические особенности детей, воспитывающихся в алкоголических семьях. Основные принципы системной работы с алкоголической семьей.
  • Тема 5.2.Консультирование семей с нарушением детско-родительских отношений. Ребенок с симптомом в семейной системе.
    Эмоциональные и поведенческие нарушения у детей, детское воровство. Представление о нарушениях поведения у детей как симптоме в системе. Нервная анорексия (булемия).Особенности организации семейной системы с пищевыми нарушениями. Основные принципы психотерапевтической работы.
  • Тема 5.3.Консультирование семьи в ситуации супружеского развода
    Признаки готовности к разводу. Особенности переживания развода детьми различного воз- раста. Развод и работа с травмой. Основные этапы работы с разводящейся семьей.
  • Тема 5.5.Использование в семейном консультировании методов других психотерапевтических школ. Дальнейшее развитие системного подхода в 21 веке.
    Новые тенденции в системном подходе на рубеже 20 и 21 в – экспертная и сотрудничающая позиция писхотерапевта, терапевтическая система коммуникации, смена парадигмы нейтрального наблюдателя на парадигму управляющего участника, ориентированный на решение подход в работе семей, супружескими и детско-родительскими вопросами. Нарративный подход в работе семей, супружескими и детско-родительскими вопросами. Неоклассические подходы как новые варианты интегративных классических подходов. ЭФТ, терапия субличностей. Поле профессионального семейного консультирование сегодня.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Письменная работа «Анализ базового треугольника» (М.Боуэн)
    В качестве задания для текущего контроля по разделу 1 студентам предлагается выполнить письменную работу, направленную на анализ семейной системы - анализ «базового треугольника» (М. Боуэн) в собственной родительской семье студента в объеме примерно 500 печ. знаков. Студент должен представить схематически схематически базовый «треугольник» (элемент семейной генограммы) и обозначить на нем характер существующих отношений между всеми членами треугольника.
  • неблокирующий Коллоквиум
    Примерные вопросы для коллоквиумов и для самостоятельной работы 1. Какова история ССТ? 2. В чем отличие семейной терапии, осуществляющейся в различных терапевтических подходах от Системной семейной психотерапии? 3. Назовите основные отличия психодинамической и системной терапевтической модели. 4.Раскройте содержание основных положений теории коммуникации: тотальность коммуни- кации, симметричность и комплиментарность, относительность пунктуации, цифровой и аналого- вый способ передачи информации, передающий и командный аспекты в коммуникации и парадокс, “двойная ловушка” и парадоксальное предписание. 5.Приведите примеры “двойного послания” и парадокса в коммуникации.6. Приведите примеры симптома как метафоры. Какие случаи (из указанной литературы) иллюстрируют это положение? 7. Что такое инверсированная иерархия и какая стратегия была разработана в работе Клу Маданес для ее преобразования?
  • неблокирующий Упражнение-"виньетка"
    Формой текущего контроля по разделу 4 выступает подготовка и анализ учащимися «виньеток из семейной жизни» - студенты, разбившись на группы по 3-4 человека готовят короткую ( 3-4 мин) инсценировку, отражающее взаимодействие членов симулированной семьи. Инсценировки показываются и анализируются всей группой учащихся по очереди на практических занятиях. Группа должна быть готова «отреагировать в круге» возникшие у них реакции и состояния», оценить их возможное влияние на профессиональную позицию семейного консультанта. Должны быть выдвинуты системная гипотеза, представлены особенности структурной организации семейной системы, оценены возможный запрос такой семьи, а также возможная форма, логика и основные методы такой констультативной или психотерапевтической работы
  • блокирует часть оценки/расчета Экзамен
    При получении учащимся всех оценок за текущий контроль по всем разделам 8 баллов и выше и посещении аудиторных занятий в обьеме не менее 75% , предусмотрена возможность проставление результирующей оценки по дисциплине без сдачи экзаменационного теста. Экзамен проводится в форме теста (письменно), в формате заполнения google-формы. Экзамен проводится на платформе zoom. К экзамену необходимо подключиться в назначенное время на сссылке, высланной преподавателем на корпоративную почту студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка zoom. Для участия в экзамене студент обязан: явиться на экзамен согласно точному расписанию, включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает использование усложненных заданий.
  • неблокирующий Аудиторная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * Аудиторная работа + 0.2 * Письменная работа «Анализ базового треугольника» (М.Боуэн) + 0.2 * Упражнение-"виньетка" + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Системная семейная психотерапия : краткий лекционный курс, Варга А. Я., 2001

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Budinayte G.L., & Geronimus I.A. (2013). Application of solution focused brief therapy techniques in a helpline services. Konsulʹtativnaâ Psihologiâ i Psihoterapiâ, (4), 165. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsdoj&AN=edsdoj.71b4e25eaefa484b976191ca77dcae02
  • Budinayte G.L., & Kogan-Lerner L.B. (2011). Image of family structure by 6—8 years children in the situation of divorce. Konsulʹtativnaâ Psihologiâ i Psihoterapiâ, (2), 91. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsdoj&AN=edsdoj.70bdb5ebd72448a18762e325d66801d8
  • Germain, C. B. (1975). Families and Family Therapy. By Salvador Minuchin. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1974. 268 pp. $10.00 and Uncommon Therapy: The Psychiatric Techniques of Milton H. Erickson, M.D. By Jay Haley. New York: W. W. Norton & Co., 1973. 313 pp. $8.95. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B01365BC
  • Gladding, S. T. (2015). Family Therapy: History, Theory, and Practice, Global Edition (Vol. Sixth edition Global edition). Harlow, Essex: Pearson. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1419523
  • Индивидуальное и семейное психологичекое консультирование, Алешина Ю. Е., 2004
  • Коган-Лернер Л. Б., Орлова Е. С., & Быховец Ю. В. (n.d.). Взаимосвязь признаков посттравматического стресса и параметров структурной организации семейной системы. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2fvzaimosvyaz-priznakov-posttravmaticheskogo-stressa-i-parametrov-strukturnoy-organizatsii-semeynoy-sistemy