• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Введение в арт-журналистику

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Журналистика)
Направление: 42.03.02. Журналистика
Когда читается: 1-й курс, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Лебеденко Сергей Владимирович, Новикова Анна Алексеевна, Роганов Артем Игоревич
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

В ходе изучения курса студенты познакомятся основными тенденциями современного искусства, научатся воспринимать искусство не только как отдельное произведение, а как часть культурного и художественного процесса. Говорить о современном искусстве сегодня пытаются не только профессиональные журналисты и искусствоведы, пишущие для статусных журналов или работающие пиар-отделах музеев, галерей и театров. Сегодня размышлять и писать об искусстве могут и непрофессионалы – блогеры, рецензенты рекомендательных сервисов, создатели пользовательского контента для различных сайтов. Для многих это становится не просто интересным хобби, но второй, а потом и первой профессией. Экспертное сообщество сегодня не настолько закрыто, как это было еще в ХХ веке. Однако. чтобы понимать искусство, и сегодня необходимо понима66.ть специфику жанров, выразительных средств и приемов воздействия на зрителя. Особую сложность сегодня представляет язык описания искусства. Перевод образов с языка одного искусства на другой всегда был делом непростым. Но сегодня, когда искусство очень связано с бурным развитием цифровых технологий, новыми возможностями виртуальной и дополненной реальности и т.д., стало еще труднее подобрать слова, позволяющие объяснить уровни взаимодействия эстетики и творческих инструментов. Поэтому в ходе семинарских занятий значительное время будет уделено не только дискуссиям о современном искусстве и отчетам об арт-событиях, которые посетили студенты, но и написанию журналистских текстов в разных форматах, которые студенты будут размещать на специально созданной для этого платформе.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование представлений об истории и логики развития профессии журналиста в сфере культуры и искусства
  • Развитие навыков создания информационных текстов о событиях в сфере искусства и культуры
  • Знание требований к текстам базовых жанров и форматов
  • Развитие навыков восприятия и описания произведений искусства и событий культуры
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Дает определение арт-журналистики.
  • Приводит примеры, иллюстрирующие актуальные тенденции в искусстве.
  • Называет основные жанры арт-журналистики.
  • Называет основные тенденции современного театрального искусства.
  • Владеет базовой терминологией.
  • Называет общие принципы оценки значимости отдельного художественного события для культурного контекста в целом.
  • Называет основные тенденции современного киноискусства.
  • Называет ведущих отечественных кинокритиков.
  • Самостоятельно пишет кинорецензию.
  • Ориентируется в современных литературных тенденциях.
  • Пишет рекомендательные рецензии на книгу.
  • Ориентируется в основных современных тенденциях в музыкальном искусстве.
  • Пишет рецензию на музыкальный фестиваль или новый альбом.
  • Называет основные понятия, которыми пользуются арт-акционисты.
  • Размышляет о границах художественного акционизма, пиара и журналистской деятельности.
  • Отличает функции критика и журналиста в художественном сообществе.
  • Пишет журналистские тексты с соблюдением требований жанра.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • От художественной критики к арт-журналистике.
    Понятие художественной критики. Возникновение и развитие художественной критики. Индустриализация культуры и формирование культурных индустрий. Роль художественной критики в функционировании культурных индустрий. Художественная критика как часть арт-бизнеса. Формирование независимой арт-журналистики. Арт-журналистика в современной медиасреде .
  • Современное искусство и принцип кураторства.
    Современное искусство и границы современности. Медиатизация искусства и художественных практик. Креативные индустрии и современное искусство. Художественная среда и современные практики взаимодействия с ней. Принцип кураторства и его расширения.
  • Жанры арт-журналистики.
    Объясняющие тексты. Оценивающие тексты. Гибридные тексты и блоггинг. Рекламные и сопроводительные тексты и их отличие от арт-журналистики .
  • Театральное искусство и перформативные практики.
    Театра как медиа. Политический документальный театр ХХ века . Спектакль и перформанс – границы искусств. Иммерсивные спектакли. Уличные спектакли и импровизация.
  • Критерии оценки художественного события.
    Художественное направление. Манифест художника. Профайл художника и этапы творческой биографии. Куратор и продюсер художественного события. Место и время художественного события. Социальный контекст события. Медипрезентация события (до, во время и после).
  • Современная кинокритика и кинорецензия.
    Массовое кино и артхаус. Современная киноиндустрия и кинофестивали. Искусство сериала. Режиссер и продюсер в современной киноиндустрии.
  • Литературный процесс и литературная критика. Рекомендательная рецензия на книгу.
    Понятие литературного процесса. Современное состояние литературной критики. Литературные премии. Рекомендательная рецензия и арт-журналистика.
  • Музыкальная журналистика.
    Особенности музыкальной индустрии. Музыкальные направления и стиль жизни. Платформы музыкальной журналистики.
  • Художественный акционизм и арт-журналистика.
    Идеология художественного акционизма. Формы художественного акционизма. Художник-акционист и публика.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тест по материалам лекций
  • неблокирующий Домашняя работа
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * Домашняя работа + 0.2 * Контрольная работа + 0.2 * Тест по материалам лекций + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Паниотова Т.С. под ред., Драч Г.В. под ред. и др. - История искусств (для бакалавров) - КноРус - 2014 - 676с. - ISBN: 978-5-406-03494-1 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/916043

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Основы экранной культуры: Учебное пособие / Брейтман А.С. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 112 с.: 60x90 1/16 ISBN 978-5-16-105855-8 (online) - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/910751