Бакалавриат
2019/2020
Научно-исследовательский семинар "Информационная бизнес-аналитика"
Статус:
Курс по выбору (Бизнес-информатика)
Направление:
38.03.05. Бизнес-информатика
Кто читает:
Кафедра бизнес-аналитики
Где читается:
Высшая школа бизнеса
Когда читается:
2-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
48
Программа дисциплины
Аннотация
Семинар посвящён изучению методики разработки стратегии компании на основе приоритизации стратегических инициатив – проектов, направленных на достижение стратегических целей. Для выполнения заданий по заданным темам исследований в первом же модуле формируются проектные команды, в каждой из которых назначается руководитель. В одну проектную группу входит не более 10 студентов. Руководитель распределяет роли среди членов своей команды при решении конкретных задач. Каждая группа докладывает полученные результаты. Отвечает на вопросы аудитории и вносит дополнения с учётом замечаний. Работа осуществляется поэтапно. Вначале, каждая команда предлагает компанию – стартап, стратегию которой они хотят разработать. Формулируется миссия. На основе SWOT и STEP анализа формулируются стратегические цели в соответствии с методологией Нортона и Каплана. Разрабатываются KPI и их целевые значения. Создаётся стратегическая карта. Осуществляется приоритизация целей, по модифицированной методологии Т. Саати. Инициируются стратегические инициативы – проекты, направленные на достижение целей. Осуществляется приритизации стратегических инициатив по степени соответствия стратегическим целям. Формулируется и решается задача формирования оптимального портфеля стратегических инициатив. Критерием оптимальности является сумма приоритетов инициатив, вошедших в портфель. Ограничением является имеющийся бюджет. Полученный оптимальный портфель стратегических инициатив, подлежащих реализации, это и есть искомая стратегия компании.
Цель освоения дисциплины
- Цель научно-исследовательского семинара – выработать у студентов компетенции и навыки исследовательской работы в области аналитической поддержки разработки бизнес – планов создания предприятий.
Планируемые результаты обучения
- Умение сформулировать и обосновать: миссию предприятия и его стратегические цели.
- Умение построить: cтратегическую карту и систему сбалансированных показателей (BSC).
- Умение описать планируемое предприятие.
- Навыки заполнения таблицы парного сравнения значимости стратегических целей и понятие о методах приоритизации целей.
- Навыки построение интегрального показателя и качественный анализ его ценности для бизнес – аналитики.
- Опыт в разработке начального набора стратегических инициатив.
- Умение создания устава проекта, направленного на достижение определённой стратегической цели.
- Навык расчёта приоритетов проектов. Качественный анализ результатов.
- Навыки постановки задачи, выбор метода решения, формирование портфеля стратегических инициатив.
- Навык разработки социальных проектов. Навык оформления и презентации заявок на гранты.
Содержание учебной дисциплины
- Бизнес – идея, миссия, цели.Бизнес – идея, содержательное описание деятельности и особенностей предприятия. Формулирование миссии и стратегических целей с группировкой по стратегическим перспективам: Финансы, Клиенты, Внутренние процессы, Обучение и рост сотрудников; в соответствии с методологией Нортона и Каплана. Разработка стратегической карты предприятия. Разработка показателей достижения целей и их целевых значений в перспективе 3-5 лет.
- Приоритизация стратегических целей и инициирование проектов (стратегических инициатив) для их достижения.Приоритизация стратегических целей. Таблицы парного сравнения значимости стратегических целей и понятие о методах приоритизации целей. Анализ целесообразности создания интегрального показателя степени достижения стратегических целей предприятия. Стратегические инициативы, как проекты, направленных на достижение стратегических целей. Инициирование стратегических инициатив.
- Разработка Уставов проектов – стратегических инициатив.Устав проекта: разделы и их содержание. Приоритизация стратегических инициатив по степени соответствия стратегическим целям. Таблица соответствия проектов стратегическим целям предприятия. Расчёт приоритетов проектов. Качественный анализ результатов. Стратегия – оптимальный портфель стратегических инициатив. Математическая постановка задачи формирования оптимального портфеля стратегических инициатив. Подходы к решению.
- Социально – значимые проекты и их финансированиеСоциальный проект – основные особенности. Возможные источники финансирования. Заявка на грант: основные разделы и их содержание.
Элементы контроля
- Подготовка и публичное выступление с докладом по результатам освоения темы 1
- Подготовка и публичное выступление с докладом по результатам освоения темы 2
- Подготовка текста устава с его публичной защитой
- Подготовка и публичное выступление с докладом по результатам освоения темы 4
- Экзамен по дисциплине
- Работа на занятиях
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (4 модуль)Общая оценка за текущий контроль рассчитывается по формуле: (От) = 0,25· (О1)+0,25·(О2)+0,25· (О3) +0,25· (О4) где О1, О2, О3, О4 – оценки за работу над темами 1, 2, 3, 4 Накопленная оценка формируется из оценки за текущий контроль и оценки за аудиторную работу. Накопленная оценка рассчитывается по следующей формуле: (Он) = 0,6 · (От) + 0,4 · (Оа), где (Оа) – оценка за аудиторную работу. Оценка за аудиторную работу формируется на основе посещения занятий. Результирующая оценка формируется на основе оценки за экзамен и накопленной оценки. Результирующая оценка рассчитывается по формуле: (Ор) = 0,3 · (Оэ) + 0,7 · (Он), где (Оэ) – оценка за экзамен.
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Отварухина Н. С., Веснин В. Р. - СОВРЕМЕННЫЙ СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 427с. - ISBN: 978-5-534-03642-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sovremennyy-strategicheskiy-analiz-432857
- Под ред. Белого Е.М. - ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 177с. - ISBN: 978-5-534-11579-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/osnovy-socialnogo-predprinimatelstva-445670
Рекомендуемая дополнительная литература
- Дорман В. Н. ; под науч. ред. Кельчевской Н.Р. - КОММЕРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 134с. - ISBN: 978-5-534-08385-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/kommercheskaya-deyatelnost-438107
- Купцова Е. В., Степанов А. А. - БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ. Учебник и практикум для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 435с. - ISBN: 978-5-534-11053-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/biznes-planirovanie-444382
- Черноморченко С. И. - ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ 2-е изд. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 221с. - ISBN: 978-5-534-11222-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/planirovanie-i-proektirovanie-organizaciy-444771