• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Научно-исследовательский семинар "Информационная бизнес-аналитика"

Статус: Курс по выбору (Бизнес-информатика)
Направление: 38.04.05. Бизнес-информатика
Когда читается: 2-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения: Full time
Прогр. обучения: Бизнес-информатика
Язык: русский
Кредиты: 6

Программа дисциплины

Аннотация

Научно-исследовательский семинар направлен на развитие у слушателей компетенций и навыков исследовательской работы в процессе подготовки магистерской диссертации. В рамках семинара и в ходе проектной работы студенты получают возможность пройти конкурсный отбор к сдаче квалификационного экзамена для получения Академического диплома Международного института бизнес анализа (The Academic Diploma in Business Analysis from International Institute of Business Analysis – IIBA).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель научно-исследовательского семинара – выработать у студентов компетенции и навыки исследовательской работы в процессе подготовки магистерской диссертации, а также подготовить студентов, прошедших конкурсный отбор, к сдаче квалификационного экзамена для получения Академического диплома Международного института бизнес анализа (The Academic Diploma in Business Analysis from International Institute of Business Analysis – IIBA). Задачами профессиональной деятельности студентов специализации «Информационная бизнес-аналитика» являются: - изучение областей знания и методов бизнес-анализа; - участие в мастер-классах, проводимых преподавателями кафедры с целью выбора направления и темы научного исследования; - выработка навыков академической работы, включая подготовку и проведение научных исследований, написание научных работ; - обсуждение проектов и готовых исследовательских работ; - выработка навыков научной дискуссии и презентации полученных результатов; - обсуждение проектов магистерских диссертаций.
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Применяет методы и средства, позволяющие упростить и ускорить процесс разработки и внедрения аналитических систем
  • Объясняет назначение и содержание корпоративных стратегий. Создание портфеля проектов в Microsoft Project 2013.
  • Объясняет сущность и основные понятия бизнес-анализа.
  • Объясняет сущность планирования работ по проведению бизнес-анализа от создания или выбора методологии к планированию отдельных действий, задач и конечного результата.
  • Демонстрируется область знаний, посвященная выявлению требований (формализованному описанию потребности компании к изменениям) и совместной работе со стейкхолдерами.
  • Описывает задачи, которые решаются для управления и выполнения требований.
  • Определение стратегии изменения: анализ пробелов между текущим и будущим состоянием, формирование и оценка вариантов решений для достижения будущего состояния компании.
  • Выявление и моделирование требований: детальное описание набора требований, используя аналитические инструменты.
  • Измерение эффективности решения: определение показателей эффективности и использование собранных данных для оценки эффективности решения в соответствии с ценностью, которую оно приносит компании.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Реализация корпоративной стратегии компании через процессы управления портфелем проектов (УПП)
    Стратегическое управление. Слагаемые стратегического управления: стратегический анализ, стратегический выбор и реализация стратегии. Разработка ИТ-стратегии компании. Стратегические цели и соответствующие задачи ИТ-управления. Пример корпоративного портфеля ИТ-проектов. Создание портфеля проектов в Microsoft Project 2013.
  • Тема 2. Роль бизнес-анализа в современном менеджменте. Ключевые понятия бизнес анализа.
    Бизнес анализ как основа повышения качества управления компанией. Ключевая концептуальная модель бизнес-анализа: определение бизнес-анализа и его значения для тех, кто выполняет задачи бизнес-анализа независимо от сферы деятельности, методологии или уровня организации. Основные понятия ключевой концептуальной модели бизнес анализа: изменение, потребность, решение, заинтересованная сторона, ценность и окружение. Ключевые термины: данные, прототип, предприятие, организация, план, требование, риск. Классификация требований: определение уровней или типов требований. Заинтересованные стороны: определение роли, характеристики групп или лиц, которые принимают участие или каким-либо образом попадают под влияние действий по бизнес анализу в рамках рассматриваемой проблемы.
  • Тема 3. Планирование и мониторинг бизнес-анализа
    Планирование подхода к осуществлению бизнес-анализа. Планирование работ по проведению бизнес-анализа от создания или выбора методологии к планированию отдельных действий, задач и конечного результата. Планирование привлечения заинтересованных сторон: понимание того, какие заинтересованные стороны относятся к рассматриваемому проекту по изменению деятельности компании и определение лучшего способа сотрудничества. Планирование управления процессом бизнес анализа: определение компонентов бизнес анализа, которые используются, чтобы поддержать функцию управления компании. Планирование управления информацией: как выявленная новая информация собрана, хранится и агрегирована с другой информацией для долгосрочного использования в компании. Выявление способов улучшения качества бизнес анализа: управление и мониторинг процесса бизнес анализа, чтобы убедиться, что обязательства выполнены и учтены непрерывные возможности изучения и улучшения.
  • Тема 4. Выявление требований и согласование с заинтересованными сторонами
    Область знаний, посвященная выявлению требований (формализованному описанию потребности компании к изменениям) и совместной работе с заинтересованными сторонами, включает в себя следующие основные задачи. Подготовка к выявлению требований: проверка того, обладают ли заинтересованные стороны необходимой информацией и понимают ли они характер деятельности, которой собираются заниматься. Выявление требований: потребностей компании и заинтересованных лиц к изменениям и определение возможных решений для удовлетворения этих потребностей. Подтверждение результатов выявления требований: соответствующее документирование полученной информации.
  • Тема 5. Управление жизненным циклом требований.
    Область знаний «Управление жизненным циклом требований» описывает задачи, которые решаются для управления и выполнения требований. Отслеживание требований: обеспечивается анализ и поддержка связей между требованиями и компонентами. Поддержка требований: проверка того, что требования точны и актуальны на протяжении всего жизненного цикла и могут быть использованы повторно в случае необходимости. Приоритизация требований: оценка относительной значимости требований, учитывающая стоимость изменений, срочность выполнения и риски, связанные с конкретными требованиями. Оценка изменений требований: принимаются во внимание новые и меняющиеся требования заинтересованных сторон. Согласование требований с заинтересованными сторонами.
  • Тема 6. Анализ стратегий.
    Область знаний по стратегическому анализу включает в себя следующие задачи. Анализ текущего состояния компании: понимание потребностей бизнеса и того, как они соотносятся с текущим функционированием компании. Определение будущего состояния компании: постановка целей и задач, которые продемонстрируют, что бизнес требования удовлетворены, и формулировка того, какие изменения необходимы для достижения поставленных целей и решения задач. Оценка рисков: понимание нежелательных последствий внутренних и внешних сил в компании во время перехода к будущему состоянию. Определение стратегии изменения: анализ пробелов между текущим и будущим состоянием, формирование и оценка вариантов решений для достижения будущего состояния компании.
  • Тема 7. Анализ требований и проектирование решений.
    Анализ требований и проектирование решений включает в себя следующие задачи. Выявление и моделирование требований: детальное описание набора требований, используя аналитические инструменты. Проверка требований, чтобы убедиться, что требования были разработаны достаточно детально для использования заинтересованными лицами. Утверждение требований, когда набор требований приносит пользу бизнесу и соответствует целям организации. Определение архитектуры требований: структуризация всех требования таким образом, чтобы они поддерживали общую цель изменений бизнеса и работали эффективно как единое целое. Определение параметров решения: описание различных возможных способов удовлетворения потребностей бизнеса. Анализ потенциальной ценности рекомендуемого решения: сравнение различных вариантов, чтобы определить и рекомендовать вариант решения, который обеспечит наибольшую выгоду.
  • Тема 8. Оценка качества решения.
    Оценка качества решения включает следующие задачи. Измерение эффективности решения: определение показателей эффективности и использование собранных данных для оценки эффективности решения в соответствии с ценностью, которую оно приносит компании. Показатели эффективности: бизнес цели, задачи и бизнес процессы. Влияние на формирование показателей эффективности стейкхолдеров или третьих сторон, таких как вендоры, государственные органы или другие организации. Шкалы измерения показателей эффективности решения. Оценка ограничений компании, которые могут противостоять реализации полной ценности, которую решение способно принести. Оценка недостатков решения: определение основных причин недостаточной эффективности решений и их компонентов. Учет факторов окружающей среды, которые являются внешними для компании. Ограничения бизнеса: организационная культура компании, технические компоненты, интересы заинтересованных сторон или регулирующих структур.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • Контрольная работа (неблокирующий)
  • Аудиторная работа (неблокирующий)
  • Экзаменационная работа (неблокирующий)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.15 * Аудиторная работа + 0.35 * Контрольная работа + 0.5 * Экзаменационная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Кравченко Т. К., Исаев Д. В.-СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ. Учебник и практикум для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-292-Бакалавр. Академический курс-978-5-9916-8563-4: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/sistemy-podderzhki-prinyatiya-resheniy-433434
  • Системы поддержки принятия решений : учебник и практикум для академич. бакалавриата, Кравченко Т.К., Исаев Д.В., НИУ ВШЭ, 2017
  • Системы поддержки принятия решений : учебник и практикум для академич. бакалавриата, Кравченко Т.К., Исаев Д.В., НИУ ВШЭ, 2017
  • Управление портфелем проектов как инструмент реализации корпоративной стратегии : учебник для бакалавриата и магистратуры, Кузнецова Е.В., НИУ ВШЭ, 2016

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Управление портфелем проектов как инструмент реализации корпоративной стратегии : учеб. для бакалавриата и магистратуры, Кузнецова Е.В., 2018