• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Общий менеджмент

Направление: 38.03.04. Государственное и муниципальное управление
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: Full time
Язык: русский
Кредиты: 6

Программа дисциплины

Аннотация

Программа учебной дисциплины Общий менеджмент предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 38.03.04 - «Государственное и муниципальное управление» подготовки бакалавров. Особенностью данной дисциплины является углубленное изучение теории и практики процесса координирования и объединения рабочей деятельности других людей таким образом, чтобы она была эффективной и результативной. Настоящая дисциплина относится к циклу обязательных дисциплин для студентов направления 38.03.04 - «Государственное и муниципальное управление» подготовки бакалавров. Изучение данной дисциплины взаимосвязано с изучением следующих дисциплин: микроэкономика, макроэкономика, бизнес статистика, право, экономика фирмы, теория организации, социология, психология и др.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать у слушателей необходимый объём теоретических знаний, практических навыков и компетенций, необходимых для управления деятельностью сотрудников организаций
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Знать: основные этапы формирования менеджмента как науки и профессии
  • Знать: принципы развития и закономерности функционирования организации
  • Уметь: анализировать внешнюю и внутреннюю среду организации, выявлять ее ключевые элементы и оценивать их влияние на организацию
  • Уметь: ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций
  • Уметь: анализировать коммуникационные процессы в организации и разрабатывать предложения по повышению их эффективности
  • Уметь: организовывать командное взаимодействие для решения управленческих задач
  • Уметь: разрабатывать программы осуществления организационных изменений и оценивать их эффективность
  • Владеть: навыками деловых коммуникаций
  • Уметь: разрабатывать мероприятия по мотивированию и стимулированию персонала организации
  • Владеть: современными технологиями эффективного влияния на индивидуальное и групповое поведение в организации
  • Знать: роли, функции и задачи менеджера в современной организации
  • Знать: основные бизнес-процессы в организации
  • Владеть: методами формулирования и реализации стратегий на уровне бизнес-единицы
  • Уметь: анализировать организационную структуру и разрабатывать предложения по ее совершенствованию
  • Уметь: диагностировать организационную культуру, выявлять ее сильные и слабые стороны, разрабатывать предложения по ее совершенствованию
  • Знать: современные тенденции менеджмента
  • Знать: основные теории и концепции взаимодействия людей в организации, включая процессы коммуникации, командообразования, лидерства и принятия решений, переговоров, управления конфликтами и мотивации
  • Знать: типы организационной культуры и методы ее формирования
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в теорию организации и менеджмента
    Понятие менеджмента и управления. Подходы к определению менеджмента. Объект и субъект управления. Результативность и эффективность процесса менеджмента. Основные управленческие функции менеджмента (планирование – организация – руководство – контроль). Особенности работы современного менеджера. Ролевые установки управленческого персонала по Г. Минцбергу. Основные навыки управления по Р. Кацу. Понятие организации. Концепция организации и ее развитие в 21 веке. Модели жизненного цикла организации и менеджмент. Модель А. Адизеса.
  • Эволюция теорий менеджмента
    История возникновения менеджмента. Теория «научного менеджмента» Ф.У.Тейлора, Ф. и Л. Гилбертов. Административная школа А.Файоля. 14 основных принципов управления по Файолю. Концепция «идеальной бюрократии» М.Вебера. Количественный подход к менеджменту. Школа организационного поведения. Хоторнские исследования. Школа человеческих отношений и Э. Мэйо. Системный подход. Использование теорий менеджмента в современной работе менеджера. Основные направления развития менеджмента в начале XXI века.
  • Внутренние и внешние переменные управления
    Ситуативный подход. Понятие управленческой ситуации. Содержание внутренних ситуационных факторов управления. Роль ресурсов, способностей и ключевых компетенций во внутреннем анализе. Метод SWOT анализа. Диаграмма Исикавы «Fish Bond”. Диаграмма «Древо проблем» и «Древо целей». Ситуационные факторы внешней среды. Факторы прямого и косвенного воздействия. Методы анализа внешней среды. PEST анализ и метод «5 сил М. Портера». Подвижность и неопределенность внешней среды. Метод И. Ансоффа. Способы работы менеджера с ситуацией. Правило Паретто. Приемы рефлексии.
  • Основы планирования. Стратегический менеджмент
    Планирование в организации. Постановка целей. Уровни целей и планов в организации. Краткосрочные и долгосрочные планы. Стратегические, тактические и оперативные планы. Иерархия целей. Принципы традиционной установки целей. Концепция цепочки конечных ценностей. Подход управления по целям. Взаимосвязь планирования и эффективности деятельности организации. Процесс стратегического менеджмента и его значимость. Основные этапы процесса стратегического менеджмента. Понятие миссии. Типы организационных стратегий. Три стратегии роста. Матрица BCG и ее использование. Стратегические бизнес единицы и стратегии бизнес – уровня. Роль конкурентного преимущества в стратегиях бизнес – уровня. Влияние динамичной и неопределенной среды на организационную стратегию.
  • Управленческие коммуникации – как связующий процесс в менеджменте
    Понятие управленческих коммуникаций. Функции коммуникации. Коммуникации между организацией и внешней средой. Коммуникационный процесс внутри организации. Виды и роли организационных коммуникаций. Коммуникационные каналы, их емкость. Формальные и неформальные коммуникации в организациях. Командные коммуникации. Коммуникационные сети. Проблемы построения эффективной коммуникации и их преодоление. Роль информационных технологий в управленческих коммуникациях. Вопросы коммуникации в глобальных организациях. Эксплицитная и имплицитная коммуникация.
  • Эффективное руководство и лидерство в организации
    Менеджеры и лидеры. Понятие лидерства. Ранние теории руководства: теории признаков и бихевиористские теории. Ситуативные теории руководства. Модель Фидлера. Модель ситуационного лидерства П. Херси и К. Бланшара. Теория «путь-цель» Р. Хауза и Т. Митчелла. Концепции лидерского поведения. Континуум лидерского поведения по Таннебауму и Шмидту. Теория лидерских качеств Р. Стогдилла. Исследования университета штата Огайо. Управленческая решетка Р. Блейка и Дж. Моутон. Современные теории лидерства. Транзакционное и трансформационное руководство. Теория харизматического руководства. Руководство командой. Управленческая власть. Формирование культуры доверия. Особенности стилей руководства в условиях разных культур.
  • Процесс принятия решений - сущность работы менеджера
    Процесс принятия решений. Управленческое решение - как содержание и результат труда менеджера. Классификация решений. Основные этапы (8 этапов) процесса принятия решений: от идентификации проблемы до оценки эффективности принятого решения. Факторы, влияющие на процесс принятия решения. Типы проблем и принимаемых решений. Условия принятия решений. Стили принятия решений. Ошибки, связанные с принятием решений (Ч. Бернард). Процесс принятия решений в современном мире.
  • Процесс ведения переговоров и урегулирования конфликтов в организации
    Процесс ведения переговоров и урегулирования конфликтов. Основные концепции ведения переговоров: концепция АРФА, концепция BATNA. Понятие интереса и позиции партнера. Виды интересов. BATNA и переговорное пространство. Подходы ведения переговоров. Структурированный подход vs спонтанный подход. Этапы структурированного подхода ведения переговоров (4 этапа). Разработка стратегии ведения переговоров. Определение позиции в переговорах. Стиль общения. Тактика переговоров и правила ее использования. Тактические приемы ведения переговоров. Полезные инструменты эффективного процесса ведения переговоров и урегулирования конфликтов. Этапы «пост – договорных» обязательств. Навыки ведения успешных переговоров. Семь столпов переговорной «мудрости».
  • Мотивация – как процесс и функция менеджмента
    Понятие мотивации. Мотивация как процесс удовлетворения потребностей. Ранние (содержательные) теории мотивации. Иерархия потребностей Маслоу: достоинства и недостатки. Теория Х и теория У. Мотивационно – гигиеническая теория Ф. Герцберга. Современные теории мотивации. Теория Д. МакКлелланда. Теория справедливости (Дж. Адамс) и теория ожидания (В. Врум) как примеры процессуального подхода к анализу мотивации. Сложность построения комплексной теории мотивации. Современные проблемы мотивации сотрудников организации. Мотивация с учетом культурных различий.
  • Современные тенденции менеджмента
    Современные тенденции и вопросы менеджмента. Глобализация. Этика. Мультикультурные человеческие ресурсы. Предпринимательство. Менеджмент в мире электронного бизнеса. Менеджмент знаний в обучающейся организации. Всеобщее управление качеством. Социальная ответственность бизнеса и этика менеджмента. Понятие социальной ответственности. Противоположные точки зрения на идею социальной ответственности. Социальная ответственность и экономические показатели деятельности организации. Менеджмент, основанный на общих ценностях. Суть общих корпоративных ценностей. Три уровня организационной культуры Э.Шэйна. Характеристики организационной культуры по Ф. Тромпенариусу и Ч. Хампден Тернеру. Национальные факторы в корпоративной культуре. Модель Г. Хофстеде.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Created with Sketch. Работа на семинарских занятиях, участие в обсуждениях, результаты промежуточного контроля знаний
  • неблокирующий Created with Sketch. Групповой проект № 1
  • неблокирующий Created with Sketch. Групповой проект № 2
  • неблокирующий Created with Sketch. Контрольная работа
  • блокирующий Created with Sketch. Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.15 * Групповой проект № 1 + 0.15 * Групповой проект № 2 + 0.18 * Контрольная работа + 0.12 * Работа на семинарских занятиях, участие в обсуждениях, результаты промежуточного контроля знаний + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Менеджмент, Дафт Р. Л., Жильцова С., 2007
  • Сидоров М. Н.-СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для СПО-М.:Издательство Юрайт,2019-158-Профессиональное образование-978-5-534-09247-9: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/strategicheskiy-menedzhment-442209

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Bellé, N. (2014). Leading to Make a Difference: A Field Experiment on the Performance Effects of Transformational Leadership, Perceived Social Impact, and Public Service Motivation. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D38AEC53
  • Dubey, R., Gunasekaran, A., & Samar Ali, S. (2015). Exploring the relationship between leadership, operational practices, institutional pressures and environmental performance: A framework for green supply chain. International Journal of Production Economics, (C), 120. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.eee.proeco.v160y2015icp120.132
  • Jonathon Halbesleben, Jean-Pierre Neveu, Samantha Paustian-Underdahl, & Mina Westman. (2014). Getting to the “COR”: Understanding the Role of Resources in Conservation of Resources Theory. Post-Print. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.p.hal.journl.hal.02049109
  • LIDEN, R. C., WAYNE, S. J., CHENWEI LIAO, & MEUSER, J. D. (2014). Servant Leadership and Serving Culture: Influence on Individual and Unit Performance. Academy of Management Journal, 57(5), 1434–1452. https://doi.org/10.5465/amj.2013.0034
  • Sebenius, J. K. (2017). BATNAs in Negotiation: Common Errors and Three Kinds of “No.” https://doi.org/10.1111/nejo.12176/abstract
  • SMITH, W. K. (2015). Dynamic Decision Making: A Model of Senior Leaders Managing Strategic Paradoxes. Academy of Management Journal, 1015(1), 58–89. https://doi.org/10.5465/AMJ.2011.0932
  • Колесников А. В.-КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА. Учебник и практикум для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-167-Бакалавр. Академический курс-978-5-534-02520-0: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/korporativnaya-kultura-433846
  • Корпоративная культура Toyota: Уроки для других компаний / Лайкер Д.К., Хосеус М. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 354 с.: ISBN 978-5-9614-4995-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/914070
  • Митрошенков О. А.-ДЕЛОВЫЕ ПЕРЕГОВОРЫ 2-е изд. Учебное пособие для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-315-Авторский учебник-978-5-534-07951-7: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/delovye-peregovory-424017
  • Соломанидина Т. О., Соломанидин В. Г.-МОТИВАЦИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-323-Бакалавр. Академический курс-978-5-534-01100-5: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/motivaciya-i-stimulirovanie-trudovoy-deyatelnosti-432171
  • Черкасская Г. В., Бадхен М. Л.-УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-236-Бакалавр. Академический курс-978-5-534-05153-7: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/upravlenie-konfliktami-438893