• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Компьютерный практикум по математическому анализу в среде Mathcad

Статус: Курс по выбору (Программная инженерия)
Направление: 09.03.04. Программная инженерия
Когда читается: 1-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 36

Программа дисциплины

Аннотация

«Компьютерный практикум по математическому анализу в среде Mathcad» представляет собой практические занятия в компьютерном классе, на которых студенты решают задачи по математическому анализу с помощью автоматизации математических расчетов средствами Mathcad. Дисциплина относится к проектной и исследовательской работе, для студентов направления 09.03.04 «Программная инженерия» (бакалавр) она является дисциплиной по выбору. Курс охватывает такие разделы математического анализа как вычисления в Mathcad, численные и символьные преобразования, графики функций, решение уравнений, дифференцирование и вычисление пределов, символьное интегрирование (неопределенный интеграл) и численное интегрирование (определенный интеграл), дифференциальные уравнения, функции нескольких переменных, числовые и функциональные ряды. Для решения задач используются встроенные средства программирования Mathcad. На занятии на примере конкретной задачи преподаватель показывает, как применяется тот или иной математический аппарат. Далее студенты выполняют аналогичные задания самостоятельно, консультируясь, если нужно, с преподавателем. Затем студенты самостоятельно программируют в среде Mathcad решение своей индивидуальной задачи. Решение всех задач каждого занятия студенты показывают преподавателю или учебному ассистенту, отвечают на вопросы по решению. Задание каждого практического занятия оценивается по 10-балльной шкале. В конце курса студенты сдают письменный экзамен, на котором отвечают на теоретические вопросы, связанные с решением задач математического анализа в Mathcad.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • приобретение студентами навыков решения наиболее важных с прикладной точки зрения задач математического анализа с помощью интегрированных программных пакетов, автоматизирующих математические расчеты
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Уметь решать нелинейные уравнения в Mathcad
  • Уметь проводить вычисления в Mathcad
  • Уметь вычислять пределы в Mathcad
  • Уметь интегрировать в Mathcad
  • Уметь дифференцировать в Mathcad
  • Уметь решать дифференциальные уравнения некоторых типов в Mathcad
  • Уметь строить графики в Mathcad
  • Уметь раскладывать функцию в ряд в Mathcad
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Графики функций в Mathcad
    Автоматическое построение двумерного графика. Изменение диапазона значений переменной, изменение диапазона значений функции, прочие параметры графика. Трехмерный график. Другие графические представления функции двух переменных (линии уровня и т.п.)
  • Решение уравнений в Mathcad
    Решение нелинейных уравнений. Метод дихотомии, метод хорд, метод касательных.
  • Дифференцирование и пределы в Mathcad
    Предел числовой последовательности. Предел функции в точке и на бесконечности. Предел функциональной последовательности. Производная функции одной переменной. Частные производные функции нескольких переменных. Анализ функции и построение графика с использованием аппарата производных.
  • Интегрирование в Mathcad
    Символьное интегрирование (неопределенный интеграл). Численное интегрирование (определенный интеграл). Методы численного интегрирования (метод прямоугольников, трапеций, Симпсона), их точность.
  • Дифференциальные уравнения в Mathcad
    Символьное решение обыкновенных дифференциальных уравнений с разделяющимися переменными, уравнений Бернулли, линейных ОДУ с постоянными коэффициентами. Постановка Задачи Коши. Численное решение ОДУ.
  • Функции нескольких переменных в Mathcad
    Представление функций нескольких переменных в Mathcad. Предел в точке, частные производные, экстремум, седловые точки, график.
  • Ряды в Mathcad
    Представление числовых рядов в Mathcad. Исследование сходимости числовых рядов в Mathcad. Функциональные ряды. Степенные ряды. Ряды Фурье.
  • Вычисления в Mathcad
    Численные и символьные преобразования. Ввод и вычисление выражений. Численные и символьные вычисления. Контроль точности вычислений. Основные панели инструментов.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинаре (ЛР1)
  • неблокирующий Работа на семинаре (ЛР2)
  • неблокирующий Работа на семинаре (ЛР3)
  • неблокирующий Работа на семинаре (ЛР4)
  • неблокирующий Работа на семинаре (ЛР5)
  • неблокирующий Работа на семинаре (ЛР6)
  • неблокирующий Работа на семинаре (ЛР7)
  • неблокирующий Работа на семинаре (ЛР8)
  • неблокирующий Работа на семинаре (ЛР9)
  • неблокирующий Работа на семинаре (ЛР10)
  • неблокирующий Работа на семинаре (ЛР11)
  • неблокирующий Работа на семинаре (ЛР12)
  • неблокирующий Работа на семинаре (ЛР13)
  • неблокирующий Работа на семинаре (ЛР14)
  • неблокирующий Работа на семинаре (ЛР15)
  • неблокирующий Работа на семинаре (ЛР16)
  • неблокирующий Работа на семинаре (ЛР17)
  • неблокирующий Экзамен (Э)
    Экзамен письменный, без прокторинга. Задания выполняются студентами и отправляются преподавателю на проверку
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    Округление(1/34*(ЛР1 +...+ЛР17) + 1/2 * Экз) - Окончательная оценка за дисциплину
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Maxfield, B. (2006). Engineering with Mathcad : Using Mathcad to Create and Organize Your Engineering Calculations. Oxford: Butterworth-Heinemann. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=187346

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Computer science and programming (Engineering calculations in Mathcad) ; Обчислювальна математика та програмування (Інженерні розрахунки в середовищі Mathcad). (2017). Ukraine, Europe: National Technical University “Kharkiv Polytechnic Institute.” Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.93FE532E