• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Медиакультура

Статус: Курс обязательный (Культурология)
Направление: 51.03.01. Культурология
Когда читается: 4-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 5

Программа дисциплины

Аннотация

Темы курса дают представление о развитии культурно значимых медиа-технологий, влиятельных медиа-теориях XX-XXI вв., проблемах использования медиа, актуальных для современной культуры, знакомят с современными исследованиями в сфере медиа.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Развитие у учащихся теоретических представлений об истории взаимодействия культуры и меняющихся и взаимодействующих средств коммуникации (медиа) и ознакомление студентов с теориями, посвященными современным медиа, подходами и методами их изучения, актуальными для культурологических исследований.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знание основных работ ведущих теоретиков в области теории и истории медиа.
  • Умение разбираться в основных проблемах культуры и социальной жизни с точки зрения задействованных средств и технологий коммуникации.
  • Умение работать с источниками и литературой по историко-культурологической проблематике, оперировать культурологическими категориями.
  • Владение навыками применения категории современных исследований в сфере медиа в дискуссиях.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Медиакультура: основные понятия и термины.
    История рефлексии о медиа. Тематизация медиа в социально-гуманитарных науках.
  • Проблематизация «новизны» в истории медиа. Понятие ре-медиации.
    Голос и речь в истории коммуникации. «Устность» как тип культуры. Ренессанс словесноакустического способа организации сообществ в XX – начале XXI вв. Культурная история звука. Понятие звукового ландшафта. Sound studies. Аудиокультура XIX – начала XXI вв.: основные технические этапы и социальные эффекты.
  • Формы и механизмы аудиовизуального синтеза.
    Конвергенция изображения и звука в экранной культуре (кинематограф и его предшественники). Перформативность звука. Роль звука в авангардном искусстве первой трети XX в. Медиальность звука: опыт современного искусства.
  • Социальная история медиа XX в.: эпоха радио.
    Радио в системе средств массовой информации. Радио и становление советского мифа. Радио и новые медиа.
  • Социальная история медиа XX в.: эпоха телевидения
    История телевидения как технического средства связи и формы художественного выражения. Телевизионный способ конструирования события. Понятие формата. Интернет: новые перспективы вещания.
  • Феномен Интернета в контексте истории сетевых форм организации сообществ.
    Сеть как определение организации сообществ. История Интернета. Интернет и выстраивание социальных связей.
  • Современные направления исследований медиакультуры.
    Internet studies, audience studies, communication studies.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий Групповое исследование
  • неблокирующий Тест
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.3 * Активность на семинарах + 0.3 * Групповое исследование + 0.4 * Тест
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Мир современных медиа / Черных А. - М.:ИД Тер. будущего, 2007. - 312 с.: 70x100 1/16. - (Университетская библиотека Александра Погорельского) ISBN 5-91129-037-5

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Медиа. Введение: Учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарно-социальным специальностям (020000) и специальностям «Связи с общественностью» (350400) и «Реклама» (350700) / Под ред. А. Бриггза, П. Кобли ; Пер. с англ. [Ю.В. Никуличева]. — 2-е изд. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 550 с. — (Серия «Зарубежный учебник») - ISBN 978-5-238-00960-7. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028522