• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Философия науки

Направление: 38.03.01. Экономика
Кто читает: Школа философии
Когда читается: 4-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Горбатов Виктор Викторович
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 64

Программа дисциплины

Аннотация

Философия науки – один из наиболее технически сложных разделов профессиональной философии, несущий в себе очень высокие стандартности ясности, четкости и доказательности мышления. Она не пытается занять нормативистскую позицию, навязывая ученым цели и идеалы научного исследования, но и не устраняется от принципиальных мировоззренческих вопросов, возникающих в рамках методологического сознания самой науки. Заостряя и фокусируя это сознание, философия науки старается придать ему конструктивно-критические функции.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Создание теоретической базы для формирования рационально ориентированного современного мировоззрения
  • Уяснение методологической роли философского знания в частных науках
  • Ознакомление с главными проблемами современной науки и ролью философских концепций в их постановке и решении
  • Повышение философско-методологической культуры студентов, развитие у них навыков критического мышления и обоснованного рассуждения
  • Формирование четкого и ясного представления о природе и ценностных идеалах научного познания, его специфике и границах, уровнях и методах, а также основных факторах и закономерностях его развития
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Понимает природу и границы познания. Четко различает знание, веру и мнение. Знает различные трактовки понятия истины. Понимает место науки в системе культуры. Ясно видит специфику научного познания. Различает объяснение и понимание.
  • Разбирается в этапах развития науки. Видит и понимает разницу в методологии познания и поиска истины.
  • Понимает структуру естественнонаучного знания. Различает эмпирический, теоретический и метатеоретический уровни. Видит разницу между объяснением и предсказанием. Отличает теорию от гипотезы. Знает критерии научной гипотезы.
  • Понимает особенности научного метода. Различает область применения эмпирических и теоретических методов; способен оценить адекватность их применения и качество полученного результата.
  • Понимает структуру и основные треки развития научного знания. Ориентируется в различных взгляды на развитие науки: позитивизм, постпозитивизм, антипозитивизм; понимает границы их применимости.
  • Знает и понимает особенности науки ХХI века.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1. Наука в контексте культуры
    Природа и границы познания. Знание и мнение. Истинность и обоснование. Общая характеристика науки. Наука в системе культуры. Спор «двух культур» (Ч.П. Сноу). Специфика научного познания. Объяснение и понимание. Объективность и субъективность.
  • 2. Исторические типы научной рациональности
    Протонаука древности (Египет, Вавилон). Античный космос и античная модель рациональности. Основные научные программы античности. Средние века. Схоластический метод познания. Естественнонаучная мысль эпохи Возрождения. Субъект-объектная модель и проблема метода. Новая научная революция. Становление неклассического естествознания. Философское осмысление неклассической и постнеклассической науки.
  • 3. Структура научного знания
    Структура естественнонаучного знания. Эмпирический, теоретический и метатеоретический уровни. Объяснение и предсказание. Теория и гипотеза.
  • 4. Методологическая база науки
    Понятие метода. Эмпирические и теоретические методы. Общенаучные методы. Индуктивно-статистическая и дедуктивно-аксиоматическая модели. Гипотетикодедуктивная модель. Выдвижение и проверка гипотез.
  • 5. Рост и динамика научного знания
    Движущие силы и формы развития научного знания. Различные взгляды на развитие науки: позитивизм, постпозитивизм, антипозитивизм. Научная революция как смена парадигм. Экстернализм и интернализм. Теория «эпистемических интервенций».
  • 6. Современная научная картина мира
    Особенности науки ХХI века. Глобальный эволюционизм. NBIC-технологии. Будущее науки.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий аудиторная работа
  • неблокирующий midterm
  • неблокирующий реферат
  • неблокирующий final
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.4 * final + 0.1 * midterm + 0.3 * аудиторная работа + 0.2 * реферат
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • История философии : учеб. пособие для вузов, Васильев, В. В., 2008
  • Философия : учебник, Губин, В. Д., 2011

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Bolshakov, V. I., & Dubrov, Y. (2015). Interpretation as a scientific method of cognition ; Интерпретация как научный метод познания ; Інтерпретація як науковий метод пізнання. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.94B37E5
  • Боброва, А. С. (2018). Логика и искусство открытия (Хр. Вольф и Ч. Пирс). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.A2B382A9
  • ЕДРОНОВА В.Н., & ОВЧАРОВ А.О. (2013). Методы, методология и логика научных исследований. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.2F1C9B65
  • История науки и техники. (2018). Russia, Europe. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.C8F00216
  • КУН Т., & БАЛЛ О.А. (1997). Логика открытия или психология исследования? Философия Науки и Техники, (1). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16906939