• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Медиаэкономика

Статус: Курс обязательный (Медиакоммуникации)
Направление: 42.03.05. Медиакоммуникации
Когда читается: 2-й курс, 4 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Курс рассматривает медиа как отрасль экономики, а медиа компании – как участни-ков рынка. Курс знакомит студентов с тем, как зарабатывают медиа компании, какие от-ношения могут быть между участниками медиарынка, что отличает индустрии медиа от других индустрий. В рамках курса рассматриваются рынки различных отраслей масс ме-диа в России и в зарубежных странах.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать базовое понимание о медиа как об отрасли экономики и медиакомпаниях как участниках рынка. Показать особенности функционирования медиарынка с учетом специфики ценообразования, потребления, организации труда и других факторов.
  • Познакомить студентов с такими понятиями как медиарынок (его компоненты, механизмы, основные участники), бизнес-модели медиа (типология, компоненты, особенности моделирования).
  • Дать представление о роли государственного регулирования на медиа-рынке, что позволит оценить положительные и отрицательные стороны вмешательства государства в медиарынок, познакомить с особенностями государственной политики регулирования медиа в России и западных странах.
  • Проанализировать влияние цифровизации на бизнес-модели медиакомпаний и на конфигурацию медиарынков.
  • Рассмотреть рынки различных отраслей масс медиа в России и в зарубежных странах.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Даёт характеристики и объяснение медиа как отрасли экономики.
  • Выделяет положительные и отрицательные стороны представления медиа как индустрии.
  • Критически анализирует узость понятия «рынок СМИ».
  • Анализирует экономические, политические, социальные, технологические факторы развития медиаиндустрии.
  • Критически анализирует понятие коммодификации аудитории.
  • Называет виды клиентских рынков в медиа.
  • Анализирует компоненты медиарынка.
  • Различает федеральные, региональные и локальные рынки медиа и называет характеристики каждого.
  • Называет различные под-ходы и концепции к понятию бизнес-модель.
  • Анализирует различные схемы бизнес-моделей в медиа.
  • Анализирует особенности ценообразования в медиа индустриях.
  • Анализирует виды концентрации.
  • Использует основные формулы расчета рыночной концентрации в медиа.
  • Критически анализирует понятие труд в медиаиндустриях.
  • Понимает основные инструменты и следствия государственного вмешательства в рынок.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Основные понятия медиаэкономики. Медиа как товар и как индустрия.
    Что изучает медиаэкономика? Медиа как отрасль экономики. Положительные и отрицательные стороны представления медиа как индустрии. Трансформация экономической системы во второй половине ХХ в. и рост роли медиа. Доля медиа-рынка в экономике развитых стран и России. Узость понятия «рынок СМИ». Политэкономическое понятие индустрии. Индустрия как массово-организованное производство продукта в результате воздействия концентрированной рабочей силы и технических средств. Экономические, политические, социальные, технологические факторы развития медиаиндустрии. Медиа как товар и как общественное благо.
  • Медиарынок: общие понятия. Структура медиа отрасли. Ос-новные акторы рынка.
    Определение рынка. Эле-менты рынка. Коммодификация аудитории. Концепция сдвоенного рынка СМИ. Виды клиентских рынков в медиа. Границы медиарынков. Компоненты медиарынка (СМИ, рекламные агентства и их подвиды (медиа-байеры, медиаселлеры), коммуникационные агентства, книжный рынок, рынок аудиовизуальной продукции, рынок мобильного и интернет-контента). Федеральные, региональные и локальные рынки медиа.
  • Бизнес-модели масс медиа.
    Что такое бизнес-модель: различные подходы и концепции. Ключевые элементы бизнес-модели. Компоненты бизнес-модели. Бизнес-модель vs стратегия. Стандартная схема бизнес-модели медиа. Коммерческая модель масс-медиа. Основные источники финансирования масс-медиа. Тенденции изменения коммерческой модели. Компоненты бизнес-модели медиа. Общие проблемы бизнес-модели. Способы снижения рисков при бизнес-моделировании. Трансформации при пере-ходе к цифровой реальности. Цепочка создания стоимости. Многообразие моделей масс-медиа. Особенности ценообразования в медиа индустриях. Доходы и расходы медиа. Постоянные и переменные издержки различных типов медиа.
  • Концентрация в медиа. Ведущие российские и мировые медиа-компании.
    Виды концентрации медиа-бизнеса: вертикальная, горизонтальная, диагональная. История процессов концентрации. Создание горизонтальных газетных концернов в конце 19 в. Вертикальная и диагональная концентрация во второй полови-не ХХ вв. Роль семейных монополий в концентрации СМИ. Разделение управления и собственности в медиа. Критика процессов концентрации и глобализации в подходах политической экономии массовых коммуникаций. Крупнейшие мировые медиакомпании (AOL, Time Warner, Walt Disney, News Corp, Axel Springer и другие). Анализ изменений в основных активах компаний. Крупнейшие российские медиахолдинги: активы, владельцы, распределение рыночных сил в индустрии.
  • Труд и управление в медиа индустриях.
    Понятие труда (labour) в концепциях медиаэкономики. Креативный труд, его особенности. Оценка трудовых затрат в медиа индустриях. Вовлечение пользователей в производство контента. Медиаменеджмент: основные понятия, особенности и вызовы.
  • Регулирование медиарынка. Участие государства.
    Участие государства в функционировании медиарынка: поддержка, вмешательство, контроль и другие причины. Основные формы взаимодействия государства и медиа. Обоснование государственного вмешательства через противоречие между коммерческой и общественной логикой масс медиа. Масс медиа как общественно значимое благо. Негативные стороны государственного вмешательства. Формы государственной поддержки медиа в развитых западных странах. Основные законы, регулирующие деятельность масс медиа в России. Поддержка региональных и муниципальных СМИ. Поддержка общественно значимых СМИ.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Посещаемость
  • неблокирующий Семинары
  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Экзамен
    Онлайн экзамен с асинхронным прокторингом на платформе Moodle с интеграцией в Экзамус. Экзамен идет 120 минут, состоит из двух частей. Первая часть 50 минут, перерыв 10 минут, вторая часть 60 минут. Во второй части решение задач. Решение загружать не надо, но нужно иметь при себе черновик и калькулятор. Использовать калькулятор в телефоне нельзя.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.2 * Домашнее задание + 0.1 * Посещаемость + 0.3 * Семинары + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Медиаэкономика зарубежных стран : учеб. пособие для вузов, Вартанова, Е. Л., 2003

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Bens, E. de, Golding, P., & McQuail, D. (2005). Communication Theory and Research. London: SAGE Publications Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=251598
  • под редакцией Е. Л. Вартановой - Основы медиабизнеса: учебник для студентов вузов - Издательство "Аспект Пресс" - 2014 - 400с. - ISBN: 978-5-7567-0724-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/68801