• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Научно-исследовательский семинар "Основы процессного управления"

Статус: Курс по выбору (Бизнес-информатика)
Направление: 38.03.05. Бизнес-информатика
Кто читает: Кафедра моделирования и оптимизации бизнес-процессов
Когда читается: 3-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Ягант Татьяна Валерьевна
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 60

Программа дисциплины

Аннотация

Научно-исследовательский семинар направлен на выявление и поддержку творческих способностей студентов, предоставляя возможность на научной основе разработать собственный проект в области управления бизнес-процессами. Эта комплексная задача решается постепенным раскрытием тематики дисциплины "От простого к сложному", системным подходом, использованием кейсов и практических заданий, докладами и их обсуждением.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Обучение студентов научным основам процессного управления, моделирования и анализа бизнес-процессов на основе изучения методологий моделирования и оптимизации бизнес-процессов, получение практических умений и навыков моделирования, анализа и совершенствования бизнес-процессов в специализированных компьютерных программах.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Формулирует понятия "Вход процесса", "Выход процесса", "Интерфейсы", "Ресурсы процесса", "Владелец процесса" и другие составляющие бизнес-процессов применительно к уровням их описания и методологии.
  • Корректно отображает компоненты процесса при создании моделей
  • Интерпретирует понятия "Эталонная модель процессов", "Референтная модель процессов" в соответствии с целью исследования и практическими задачами.
  • Определяет возможности и ограничения эталонных моделей процессов применительно к сфере деятельности организации
  • Иллюстрирует уровни классификатора эталонной модели при моделировании бизнес-процессов
  • Производит классификацию моделей организации. Выделяет предметные области как подсистемы деятельности.
  • Использует диаграмму цепочки добавленного качества (VAD) для описания процессов верхнего уровня., а событийную цепочку процесса (диаграмма eEPC) и нотацию BPMN 2.0. - как основные модели описания уровня процедур.
  • Выделяет ресурсное окружение процессов на разных уровнях описания.
  • Формулирует требования к среде моделирования для объекта и предмета исследования
  • Применяет методологии моделирования деятельности и проводит сравнительный анализ их особенностей.
  • Определяет и формулирует показатели целей и показатели процессов (KPI), их взаимосвязь.
  • Понятия "Метрика", "Цель", "Фактор успеха", "KPI" формулирует исходя из специфики бизнес-процессов организации
  • Разрабатывает стратегические карты по перспективам ССП.
  • Проводит диагностику деятельности организации как системы: документирует процессы, использует методы анализа процессов, классификацию ошибок процесса, материальных, технических и ИТ ресурсов.
  • Логически связывает процессы со спецификой управления организацией.
  • Применяет методы оптимизации процессов,
  • Интерпретирует положения концепции Системы сбалансированных показателей (ССП, Balanced Scorecard) как метод взаимосвязи стратегического и оперативного уровней управления.
  • Применяет процессно-ориентированный подход к управлению деятельностью организацией на основе методологии и инструментария моделирования и анализа бизнес-процессов
  • Умеет получать, обобщать и систематизировать информацию, которая необходима для описания и анализа бизнес-моделей различных организаций, независимо от сферы деятельности
  • Выявляет, обобщает и систематизирует информацию для описания и анализа бизнес-моделей различных организаций, независимо от сферы деятельности
  • Использует практические умения и навыки по моделированию и анализу бизнес- процессов в нотациях VAD, EPC, BPMN, IDEF с использованием ИТ-инструментария в виде как специализированных (ARIS Express), так и офисных компьютерных программ (Visio)
  • Интерпретирует понятия "Качество", "Ценность" как применительно к результатам (выходам) процессов, так и к самим бизнес-процессам.
  • Идентифицирует связи между субъективным и объективным аспектами качества
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Теоретические основы управления процессами
    Бизнес-процесс. Концепция четырехфазного управленческого цикла (планируй-делай-проверяй-внедряй, PDCA). Цикл Ишикавы. Концепция Business Process Management. Жизненный цикл управления процессами в BPM. Проектирование процессов. Реализация процессов. Свойства организации как системы процессов. Выявление сути целостности системы. Анализ взаимосвязей элементов системы и ее подсистем, их согласование. Определение системы путем выявления или разработки процессов, влияющих на достижение заданной стратегической цели эффективным способом. Взаимосвязи между процессами системы. Иерархическое представление сложной системы. Графическое моделирование сложных систем. Структурный объект и связь. Понятие детализации (декомпозиции). Субъекты в бизнес-процессах.
  • Методологии моделирования
    Понятие о моделировании деятельности. Моделирование деятельности и моделирование процессов. Принципы моделирования деятельности организации. Моделирование «от общего к частному». Соизмеримость моделей одного уровня детализации по степени обобщения информации. Предметные области в деятельности организации. Уровни описания. Эволюция развития методологий моделирования. Методологии структурного подхода. Методологии объектно-ориентированного подхода. Методологии, ориентированные на бизнес- процессы. Требования к инструментальным системам и их связь с методологией моделирования. Возможности и ограничения моделирования в среде офисных программных пакетов. Сравнительный анализ инструментальных средств.
  • Бизнес-процессы и нотации моделирования
    Документирование, сбор информации о процессах. Простые модели Flowchart, блок-схема. Возможности и ограничения моделей разных типов. Нотации для описания процессов верхнего уровня VAD. Нотации ЕРС и BPMN 2.0. Особенности применения нотаций в зависимости от проектных задач.
  • Подходы к управлению современной организацией
    Субъект и объект управления: тенденции, особенности. Процесс как объект управления с позиций системного подхода. Виды современных и перспективных организаций. Диагностика проблем организации. Организационные и психологические аспекты внедрения процессного управления: создание команды, проектные работы и распределение ролей.
  • Процесс и его компоненты
    Определения процесса различных школ. Иерархия понятия «процесс». Задание процесса как объекта управления. Название (определение) процесса. Основные элементы процесса и его окружение. Определение владельца процесса. Критерии выбора владельца процесса. Определение цели процесса. Определение границ и интерфейсов. Определение входов и выходов процессов. Определение ресурсного окружения процесса. Свойства, показатели-метрики процесса.
  • Эталонные и референтные модели
    Эталонная модель Международной бенчмаркинговой палаты Амери- канского Центра производительности и качества (American Productivity & Quality Center, APQC): структура классификации процессов (Process Classification Framework): 13-процессная эталонная модель» - особенности применения, глубина детализации процессов, метрики процессов. Модель и концепция CMM на основе «зрелости» процессов.модели и стандарты SPICE, CMMI. Уровни зрелости процессов и их использование в проектах по совершенствованию деятельности организации. Аттестация процесса (process assessment) как формальная оценка процесса жизненного цикла программного средства, принятого в организации, в соответствии с моделью, совместимой с эталонной. Использование библиотеки ITIL (Information Technology Infrastructure Library) как стандарта и референтной модели: границы и особенности применения. Модель ITSM (IT Service Management), процессы ИТ – подразделения. Модель eTOM (enhanced Telecom Operations Map). Модель SCOR (Supply Chain Operations Reference model).
  • Анализ бизнес-процессов и совершенствование деятельности организации
    Диагностика проблем организации: от процессов верхнего уровня и стратегии до детализированных процедур. Метод SWOT и его связь с процессами. Методы сбора информации о процессах: интервью, анкетирование, наблюдение, изучение документов. Сравнение с эталонными и референтными моделями. Бенчмаркинг. Инструменты управления качеством. Виды анализа процессов: экспертный, инструментальный и др. Логический анализ и анализ соблюдения методологии описания. Анализ ошибок процесса, логики выполнения процесса. Анализ временных характеристик процесса и ресурсов, динамики выполнения процесса, стоимостных характеристик, ресурсного окружения процессов. Анализ руководителей и исполнителей, документов. Анализ материальных, технических и ИТ ресурсов. Анализ рисков процесса. Анализ результатов аттестации и аудита. Горизонтальное и вертикальное сжатие процессов. Бизнес-инжиниринг процессов деятельности. Два подхода к инжинирингу процессов. Реинжиниринг (business process reengineering), особенности его использования, ограничения и возможности для различных организаций.
  • Интеграция стратегического и оперативного уровней управления организацией
    Методика Системы сбалансированных показателей (ССП, Balanced Scorecard). Показатели целей и показатели процессов (KPI), их взаимосвязь через стратегию. Агрегация показателей. «Запаздывающие» и «опережающие» показатели эффективности. Стратегическая карта и «каскадирование». Перспективы ССП. Понятие ключевого фактора успеха достижения цели и его связь с понятием «Мероприятие» в методике ССП. Иерархия и детализация целей. Моделирование стратегической карты в инструментальных системах.
  • Методики описания различных предметных областей деятельности.
    Классификация моделей организации. Модели организационной структуры. Взаимосвязи описания организационной структуры с другими предметными областями. Модели процессов/управления. Предметные области как подсистемы деятельности (цели, продукты, ИТ - системы, документы, данные, технические ресурсы). Принципы выделения бизнес-процессов. Основные модели и уровни описания процессов. Диаграмма цепочки добавленного качества (диаграмма VAD). Нотация IDEF0. Блок-схема процесса Flowchart и методика SIPOC. Событийная цепочка процесса (диаграмма eEPC) и нотация BPMN 2.0. как основные модели описания уровня процедур. Диаграмма окружения функции (FAD). Ресурсное окружение процессов на разных уровнях описания. Проблема целостного описания бизнес-процессов.
  • Функциональный и процессный подходы к управлению организацией
    Организации, ориентированные на структуру и организации, ориентированные на процессы: два взгляда на управление. Организация как социальная технико-экономическая система. Ретроспектива изучения систем и изменение взглядов на бизнес-систему: от механистической до «мультиразумной» (субъект-субъектные рефлексивные среды). Достоинства и недостатки типов управления.
  • Процессы управления качеством
    Качество на производстве и в управлении, качество продукта и услуги. Связь качества и требований к процессам. Стандарты качества и их связь с процессами. Методы повышения качества. Бизнес-процессы и искусственный интеллект.
  • Управление знаниями, бизнес-процессы в обучении и образовании
    Тенденции и способы моделирования знаний, их связь с моделями процессов. ИТ-поддержка и средства обучения. Дистанционное обучение. Специфика владельца процесса в обучении. Способы коммерциализации знаний. Объект и субъект в обучении. Образовательные технологии. Использования результатов обучения и научных исследований в бизнесе, управлении.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на занятиях, присутствие на семинаре
  • неблокирующий сдача самостоятельных работ
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    50% накопленная оценка, 50% ответ на зачете. По накопленной - 20% посещаемость и активность, 30% задания, 50% - контрольная
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Банк 3.0: стратегии, бизнес-процессы, инновации : монография / Р.А. Исаев. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 161 с. — (Научная мысль). — www.dx.doi.org/10.12737/18652. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/994352
  • Бизнес-процессы: регламентация и управление : учебник / В.Г. Елиферов, В.В. Репин. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 319 с. — (Учебники для программы МВА). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/942762
  • Бизнес-процессы: регламентация и управление : учебник / В.Г. Елиферов, В.В. Репин. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 319 с. — (Учебники для программы МВА). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1020015
  • Бизнес-процессы: регламентация и управление : учебник / В.Г. Елиферов, В.В. Репин. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 319 с. — (Учебники для программы МВА). - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1057215
  • Быстрее, лучше, дешевле: Девять методов реинжиниринга бизнес-процессов / Хаммер М., Хершман Л., - 2-е изд. - Москва :Альпина Пабл., 2016. - 356 с.: ISBN 978-5-9614-4679-1 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/912332
  • Громов А. И., Фляйшман А., Шмидт В. ; Под ред. Громова А.И. - УПРАВЛЕНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМИ: СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ. Монография - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 367с. - ISBN: 978-5-534-03094-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/upravlenie-biznes-processami-sovremennye-metody-432861
  • Громов, А. И. Управление бизнес-процессами: современные методы : монография / А. И. Громов, А. Фляйшман, В. Шмидт ; под редакцией А. И. Громова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 367 с. — (Актуальные монографии). — ISBN 978-5-534-03094-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/432861 (дата обращения: 25.11.2019).
  • Каменнова М. С., Крохин В. В., Машков И. В. - МОДЕЛИРОВАНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ. В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 282с. - ISBN: 978-5-534-05048-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/modelirovanie-biznes-processov-v-2-ch-chast-1-431307
  • Каменнова М. С., Крохин В. В., Машков И. В. - МОДЕЛИРОВАНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ. В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 228с. - ISBN: 978-5-534-09385-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/modelirovanie-biznes-processov-v-2-ch-chast-2-444022
  • Паникарова С. В., Власов М. В. - УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ КАПИТАЛОМ. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 142с. - ISBN: 978-5-534-10125-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/upravlenie-znaniyami-i-intellektualnym-kapitalom-441569
  • Под ред. Уринцова А.И. - УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 255с. - ISBN: 978-5-9916-3573-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/upravlenie-znaniyami-teoriya-i-praktika-426004
  • Свитинбенк П., Изуно А., Бадави Х. - Создание бизнес-процесса с помощью инструментов Rational и WebSphere - Национальный Открытый Университет "ИНТУИТ" - 2016 - 641с. - ISBN: - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/100500
  • Свод знаний по управлению бизнес-процессами. BPM СВОК 3.0: Учебное пособие / Под ред. Белайчук А.А. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 480 с.: 60x90 1/8 (Обложка) ISBN 978-5-9614-5455-0 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/558829
  • Учитесь видеть бизнес-процессы. Практика построения карт потоков создания ценности / Ротер М., Шук Д., Пер.Муравьевой Г., - 5-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2017. - 136 с.: 84x108 1/16 (Переплёт) ISBN 978-5-9614-6145-9 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/926117
  • Фридериг Х. - Сбалансированная система показателей - Издательство "Финансы и статистика" - 2007 - 160с. - ISBN: 978-5-279-03098-9 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/5374
  • Фролов Ю. В. - УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 324с. - ISBN: 978-5-534-05521-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/upravlenie-znaniyami-441465
  • Фролов Ю. В., Серышев Р. В. ; Под ред. Фролова Ю.В. - СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ. ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 154с. - ISBN: 978-5-534-09015-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/strategicheskiy-menedzhment-formirovanie-strategii-i-proektirovanie-biznes-processov-437776
  • Хруцкий В. Е., Толмачев Р. А., Хруцкий Р. В. - ОЦЕНКА ПЕРСОНАЛА. СБАЛАНСИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ 3-е изд., испр. и доп. Практическое пособие - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 208с. - ISBN: 978-5-534-09156-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/ocenka-personala-sbalansirovannaya-sistema-pokazateley-438751
  • Хруцкий В. Е., Толмачев Р. А., Хруцкий Р. В. - ОЦЕНКА ПЕРСОНАЛА. СБАЛАНСИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ 3-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 208с. - ISBN: 978-5-534-06638-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/ocenka-personala-sbalansirovannaya-sistema-pokazateley-437424

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Bpmn Modeling for Hla Based Simulation and Visualization. (2018). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.ADF7CFDC
  • Calvanese, D., Ghilardi, S., Gianola, A., Montali, M., & Rivkin, A. (2019). Formal Modeling and SMT-Based Parameterized Verification of Data-Aware BPMN (Extended Version). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsarx&AN=edsarx.1906.07811
  • Chhun, S., Moalla, N., & Ouzrout, Y. (2018). Towards ontology based BPMN Implementation. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsarx&AN=edsarx.1811.07692
  • Discovering high-level BPMN process models from event data. (2019). Business Process Management Journal, 25(5), 995–1019. https://doi.org/10.1108/bpmj-02-2018-0051
  • Herwig R. Friedag, & Walter Schmidt. (2015). Balanced Scorecard (Vol. 5. Auflage 2015). Stuttgart: Haufe. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1058775
  • Lucas da Costa Almeida, Sérgio Augusto Faria Salles, Rafael Ladeira Carvalho, Alline Sardinha Cordeiro Morais, & Simone Vasconcelos Silva. (2019). BPMN and quality tools for process improvement: a case study. GEPROS: Gestão Da Produção, Operações e Sistemas, (4), 156. https://doi.org/10.15675/gepros.v14i4.2308
  • Sanna, A., Quatrebarbes, A. de, & Probert, C. (2015). The Balanced Scorecard : Turn Your Data Into a Roadmap to Success. Namur: 50Minutes.com. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1096503
  • Santra, D., & Choudhury, S. (2018). C-BPMN: A Context Aware BPMN for Modeling Complex Business Process. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsarx&AN=edsarx.1806.01333
  • Walton, A. (2014). Balanced Scorecard : 90 Most Asked Questions: What You Need to Know. [Brisbane, Australia]: Emereo Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=609065
  • Бизнес-процессы: Регламентация и управление: Учебник / В.Г. Елиферов, В.В. Репин; Институт экономики и финансов 'Синергия'. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 319 с.: 60x90 1/16. - (Учебники для программы MBA). (переплет) ISBN 978-5-16-001825-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/395912
  • Бизнес-процессы: Регламентация и управление: Учебник / В.Г. Елиферов, В.В. Репин. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 319 с.: 60x90 1/16. - (Учебники для программы MBA). (переплет) ISBN 978-5-16-001825-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/489829
  • Долганова, О. И. Моделирование бизнес-процессов : учебник и практикум для академического бакалавриата / О. И. Долганова, Е. В. Виноградова, А. М. Лобанова ; под редакцией О. И. Долгановой. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 289 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-00866-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/433143 (дата обращения: 25.11.2019).
  • Исаев Р.А. Секреты успешных банков: бизнес-процессы и технологии / Р. А. Исаев. - М.: ИНФРА-М, 2012 - 260 с.: 60x90/16 - (Секреты успешных банков). - ISBN 978-5-16-011055-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/358138
  • Лебедева Н.Ю., Широнина Е.М. - Управление знаниями и изменениями. Бакалавриат. Магистратура - Русайнс - 2019 - 72с. - ISBN: 978-5-4365-3632-3 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/933001
  • Настольная книга по внутреннему аудиту: Риски и бизнес-процессы / Крышкин О. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 477 с.: ISBN 978-5-9614-4449-0 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/915375
  • Остроухова, Н. Г. (2017). Разработка Методологических Принципов Реинжиниринга Бизнес-Процессов В Топливно-Энергетическом Комплексе России. Perm University Herald. Economy / Vestnik Permskogo Universiteta. Seria Ekonomika, 12(2), 279–296. https://doi.org/10.17072/1994-9960-2017-2-279-296