• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Научно-исследовательский семинар "Основы процессного управления"

Статус: Курс по выбору (Бизнес-информатика)
Направление: 38.03.05. Бизнес-информатика
Кто читает: Кафедра моделирования и оптимизации бизнес-процессов
Когда читается: 2-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 48

Программа дисциплины

Аннотация

Конечная практическая задача семинара – сделать научную работу студентов постоянным и систематическим элементом учебного процесса, помочь освоить методологию, технологии и инструментарий научно-исследовательской деятельности по тематике бизнес-процессов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать у студентов комплекс системных теоретических знаний и методологических основ в области концепции управления бизнес-процессами.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Использует методы научного исследования на основе корректного получения, обработки и использования результатов
  • Умеет корректно выбирать, анализировать и использовать разнообразные источники по тематике управления бизнес-процессами
  • Умеет корректно, логично и последовательно в рамках поставленной задачи или предметной области вести научную дискуссию и оперировать фактами
  • Применяет знания о процессном управлении при подготовке индивидуального научного исследования, для проектной работы, а также для курсовой, аттестационной и квалификационной работ
  • Применяет процессно-ориентированный подход к управлению деятельностью организацией на основе методологии и инструментария моделирования и анализа бизнес-процессов
  • Умеет получать, обобщать и систематизировать информацию, которая необходима для описания и анализа бизнес-моделей различных организаций, независимо от сферы деятельности
  • Выявляет, обобщает и систематизирует информацию для описания и анализа бизнес-моделей различных организаций, независимо от сферы деятельности
  • Использует практические умения и навыки по моделированию и анализу бизнес- процессов в нотациях VAD, EPC, BPMN, IDEF с использованием ИТ-инструментария в виде как специализированных (ARIS Express), так и офисных компьютерных программ (Visio)
  • Методологии и соответствующие нотации моделирования бизнес-процессов использует исходя из сформулированных возможностей и ограничений организации как системы
  • Применяет системный, процессно-ориентированный подход к управлению деятельностью организации с использованием знаний о методологиях и инструментах моделирования и анализа бизнес-процессов
  • Анализирует сложные системы с использованием конкретных примеров и решений, иллюстрирующих специфику и свойства организаций как совокупности систем и подсистем различных предметных областей (процессов, ИС, оргструктуры, документации и т.д.).
  • Умеет моделировать и анализировать бизнес- процессы в специализированных компьютерных программах
  • Умение выделять, моделировать, анализировать, оптимизировать бизнес-процессы применительно к специфике образовательной деятельности и обучения. Умение связывать процессы обучения персонала с развитием организации
  • Интерпретирует понятия "Качество", "Ценность" как применительно к результатам (выходам) процессов, так и к самим бизнес-процессам.
  • Выявляет риски в бизнес-процессах, логически связывает риски и проблемы в организациях различных сфер деятельности и размера
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Методология научного исследования
    Выбор направления научного исследования. Постановка научно-технической проблемы. Актуальность и научная новизна исследования. Выдвижение рабочей гипотезы. Поиск, накопление и обработка научной информации. Методы и особенности теоретических исследований. Обработка результатов исследований. Публикация и презентация.
  • Бизнес-процессы и нотации моделирования
    Документирование, сбор информации о процессах. Простые модели Flowchart, блок-схема. Возможности и ограничения моделей разных типов. Нотации для описания процессов верхнего уровня VAD. Нотации ЕРС и BPMN 2.0. Особенности применения нотаций в зависимости от проектных задач.
  • Подходы к управлению современной организацией
    Субъект и объект управления: тенденции, особенности. Процесс как объект управления с позиций системного подхода. Виды современных и перспективных организаций. Диагностика проблем организации. Организационные и психологические аспекты внедрения процессного управления: создание команды, проектные работы и распределение ролей.
  • Процессы управления качеством
    Качество на производстве и в управлении, качество продукта и услуги. Связь качества и требований к процессам. Стандарты качества и их связь с процессами. Методы повышения качества. Бизнес-процессы и искусственный интеллект.
  • Процессы управления рисками организации. Методы анализа и управления рисками
    Моделирование рисков. Риски в бизнес-процессах. Стандарты управления рисками. Связь управления рисками со спецификой деятельности организации.
  • Управление знаниями, бизнес-процессы в обучении и образовании
    Тенденции и способы моделирования знаний, их связь с моделями процессов. ИТ-поддержка и средства обучения. Дистанционное обучение. Специфика владельца процесса в обучении. Способы коммерциализации знаний. Объект и субъект в обучении. Образовательные технологии. Использования результатов обучения и научных исследований в бизнесе, управлении.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах и практических занятиях
  • неблокирующий Доклады студентов
    Оценивание производится с участием студентов на занятии после доклада
  • неблокирующий Препринт (или research proposal)
    Каждый препринт (или research proposal) должен быть оценен двумя независимыми студентами-рецензентами из этой группы. Если оценки, выставленные рецензентами, отличаются друг от друга более, чем на 40%, документ дополнительно должен быть проверен преподавателем. Если оценка рецензента отличается от оценки преподавателя более, чем на 20%, то разница баллов вычитается из оценки за препринт данного рецензента. Преподаватель может проверить любой препринт (или research proposal), даже если оценки рецензентов не отличаются между собой более, чем на 40%. Процесс оценки препринта должен состоять из следующих этапов: 1. Итоговые работы сданы студентами на проверку 2. Случайным образом (с помощью генератора случайных чисел) каждому препринту назначаются 2 рецензента. Одному рецензенту не может быть назначено более 2 препринтов. 3. Рецензенты выставляют оценки за препринты по 10-балльной шкале. 4. Преподаватель проверяет итоговую работу студента, если оценки расходятся более, чем на 40%, и выставляет итоговую оценку. При необходимости должен быть определен балл «штрафа» для рецензента, которых завысил или занизил оценку, равную разности оценки преподавателя и оценки, выставленной рецензентом. «Штраф» должен быть вычтен из балла за работу. 5. Преподаватель выставляет и сообщает студентам оценки за итоговые работы.
  • неблокирующий Накопленная оценка
    Любой положительный результат расчета средневзвешенной оценки округляется до ближайшего целого числа. Если, например, средняя оценка студента составляет от 6.01 до 6.50, то он получает 6 баллов; если средняя оценка составляет от 6.51 до 6.99, то студент получает 7 баллов. Однако средневзвешенная оценка ниже 4 баллов не округляется до 4-х. Например, если она составляет 3,99 балла, то это означает, что студент не перешел рубеж, необходимый для получения удовлетворительной оценки, и ему выставляется неудовлетворительная отметка «3» по десятибалльной шкале. Студенту, получившему за итоговый тест менее 4-х баллов, автоматически выставляется оценка «неудовлетворительно». Эта оценка не является блокирующей, и, в зависимости от накопленной оценки, в качестве итоговой студенту ведомости выставляется соответствующая оценка.
  • неблокирующий Нелинейное оценивание
    Учитывая творческий характер дисциплины и сложную научную тематику, которая является во многом новой для 2-го курса бакалавриата, предусмотрена возможность «нелинейной» оценки.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0,7 * Оц накопленная + 0,3 * Оц экзамен, где 0,7 и 0,3 – удельный вес.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Быстрее, лучше, дешевле: Девять методов реинжиниринга бизнес-процессов / Хаммер М., Хершман Л., - 2-е изд. - Москва :Альпина Пабл., 2016. - 356 с.: ISBN 978-5-9614-4679-1 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/912332
  • Громов А. И., Фляйшман А., Шмидт В. ; Под ред. Громова А.И. - УПРАВЛЕНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМИ: СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ. Монография - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 367с. - ISBN: 978-5-534-03094-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/upravlenie-biznes-processami-sovremennye-metody-432861
  • Громов, А. И. Управление бизнес-процессами: современные методы : монография / А. И. Громов, А. Фляйшман, В. Шмидт ; под редакцией А. И. Громова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 367 с. — (Актуальные монографии). — ISBN 978-5-534-03094-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/432861 (дата обращения: 25.11.2019).
  • Каменнова М. С., Крохин В. В., Машков И. В. - МОДЕЛИРОВАНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ. В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 282с. - ISBN: 978-5-534-05048-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/modelirovanie-biznes-processov-v-2-ch-chast-1-431307
  • Каменнова М. С., Крохин В. В., Машков И. В. - МОДЕЛИРОВАНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ. В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 228с. - ISBN: 978-5-534-09385-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/modelirovanie-biznes-processov-v-2-ch-chast-2-444022
  • Коровкина Н.Л., Левочкина Г.А. - Методика подготовки исследовательских работ студентов - Национальный Открытый Университет "ИНТУИТ" - 2016 - 205с. - ISBN: - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/100640
  • Паникарова С. В., Власов М. В. - УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ КАПИТАЛОМ. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 142с. - ISBN: 978-5-534-10125-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/upravlenie-znaniyami-i-intellektualnym-kapitalom-441569
  • Под ред. Уринцова А.И. - УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 255с. - ISBN: 978-5-9916-3573-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/upravlenie-znaniyami-teoriya-i-praktika-426004
  • Свод знаний по управлению бизнес-процессами. BPM СВОК 3.0: Учебное пособие / Под ред. Белайчук А.А. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 480 с.: 60x90 1/8 (Обложка) ISBN 978-5-9614-5455-0 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/558829
  • Учитесь видеть бизнес-процессы. Практика построения карт потоков создания ценности / Ротер М., Шук Д., Пер.Муравьевой Г., - 5-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2017. - 136 с.: 84x108 1/16 (Переплёт) ISBN 978-5-9614-6145-9 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/926117
  • Фролов Ю. В. - УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 324с. - ISBN: 978-5-534-05521-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/upravlenie-znaniyami-441465

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Bpmn Modeling for Hla Based Simulation and Visualization. (2018). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.ADF7CFDC
  • Calvanese, D., Ghilardi, S., Gianola, A., Montali, M., & Rivkin, A. (2019). Formal Modeling and SMT-Based Parameterized Verification of Data-Aware BPMN (Extended Version). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsarx&AN=edsarx.1906.07811
  • Chhun, S., Moalla, N., & Ouzrout, Y. (2018). Towards ontology based BPMN Implementation. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsarx&AN=edsarx.1811.07692
  • Discovering high-level BPMN process models from event data. (2019). Business Process Management Journal, 25(5), 995–1019. https://doi.org/10.1108/bpmj-02-2018-0051
  • Lucas da Costa Almeida, Sérgio Augusto Faria Salles, Rafael Ladeira Carvalho, Alline Sardinha Cordeiro Morais, & Simone Vasconcelos Silva. (2019). BPMN and quality tools for process improvement: a case study. GEPROS: Gestão Da Produção, Operações e Sistemas, (4), 156. https://doi.org/10.15675/gepros.v14i4.2308
  • Santra, D., & Choudhury, S. (2018). C-BPMN: A Context Aware BPMN for Modeling Complex Business Process. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsarx&AN=edsarx.1806.01333
  • Бизнес-процессы: регламентация и управление : учебник / В.Г. Елиферов, В.В. Репин. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 319 с. — (Учебники для программы МВА). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/942762
  • Бизнес-процессы: Регламентация и управление: Учебник / В.Г. Елиферов, В.В. Репин; Институт экономики и финансов 'Синергия'. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 319 с.: 60x90 1/16. - (Учебники для программы MBA). (переплет) ISBN 978-5-16-001825-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/395912
  • Исаев Р.А. Секреты успешных банков: бизнес-процессы и технологии / Р. А. Исаев. - М.: ИНФРА-М, 2012 - 260 с.: 60x90/16 - (Секреты успешных банков). - ISBN 978-5-16-011055-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/358138
  • Лебедева Н.Ю., Широнина Е.М. - Управление знаниями и изменениями. Бакалавриат. Магистратура - Русайнс - 2019 - 72с. - ISBN: 978-5-4365-3632-3 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/933001