• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Анатомия и физиология центральной нервной системы

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс обязательный (Психология)
Направление: 37.03.01. Психология
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 7

Программа дисциплины

Аннотация

Учебная программа предназначена для студентов 1 курса бакалавриата по специальности «Психология». Целью дисциплины является формирование знаний об основных принципах строения и функционирования мозга на системном, органном, тканевом и клеточном уровнях. В ходе изучения программы студенты изучают организацию нервной системы, подходы к изучению ее структуры и функций, основы морфологии и физиологии нервной ткани, клеток, электрофизиологию нейронов и нейромедиаторные системы мозга; знакомятся с базовыми сведениями о воздействии на мозг фармакологических и токсических веществ, получают информацию о физиологической роли основных отделов мозга с акцентом на структуры больших полушарий, а также изучают организацию основных систем мозга – сенсорных (включая основные органы чувств), двигательной, лимбической (включая обучение, память и формирование поведения). Инструменты для освоения дисциплины включают схемы и таблицы, обучающие тесты и изображения, в том числе трехмерные реконструкции отдельных мозговых структур, а также нейровизуализационные данные и образцы результатов нейрофизиологических методов. Изучение дисциплины базируется на школьных знаниях об анатомии и физиологии человека и биологии клетки и является фундаментом для дальнейшего изучения в курсе психологии таких прикладных дисциплин, как психофизиология, общая психология, клиническая психология и других. В рамках программы предусмотрены лекции, самостоятельное изучение определенных разделов по предлагаемым источникам, индивидуальные задания для тематических презентаций по различным разделам программы, а также практические занятия с визуальными средствами обучения для упорядочивания узнаваемой информации и тренировки практического использования полученных знаний. Уровень преподавания дисциплины адаптирован к целям и задачам бакалаврской программы по специальности «Психология». Структура программы включает четыре модуля: 1. Введение в анатомию и физиологию нервной системы (методология анатомии и физиологии, организация нервной системы, ее развитие и эволюция). 2. Базисная нейрофизиология (организация нервной ткани, базовые сведения о цитологии, строение и электрофизиология нейронов, передача нервных импульсов, нейромедиаторные системы). 3. Функциональная анатомия нервной системы (рассмотрение отделов ЦНС с позиции физиологических функций). 4. Системная нейроанатомия и нейрофизиология (функциональная организация ЦНС в свете функций движения, чувствительности, обучения и формирования поведения). Итоговая оценка по дисциплине определяется итоговым экзаменом, промежуточным контролем знаний в конце каждого модуля, а также активностью студентов на семинарах и практических занятиях, качеством выполнения индивидуальных заданий и посещаемостью.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Анатомия и физиология центральной нервной системы» являются: ● образовательная: усвоение знаний по анатомии и физиологии нервной системы человека и позвоночных животных, а также основ для практического применения этих знаний; ● практическая: умение применять знания по анатомии и физиологии нервной системы для понимания закономерностей высшей нервной деятельности человека, а также генеза психоневрологических заболеваний; ● воспитательная: формирование научного мировоззрения по вопросам о роли и месте знания анатомии и физиологии нервной системы в системе нейробиологических наук. Эта цель особенно важна в рамках реалистического понимания происхождения и развития психических способностей человека и животных, поскольку прогнозируемость психических процессов построена на материальном анатомическом субстрате пространственно-временной организации нервной системы, которая является структурной основой для осуществления физико-химических преобразований статистических событий в мышление.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Дает определения основных терминов и понятий из данной темы; знает основные уровни организации организма, классификации нервной системы.
  • Дает определения основных терминов и понятий из данной темы; знает основные уровни, классификации нервной системы, отделы головного мозга.
  • Дает определения основных терминов и понятий из данной темы; знает основные классификации и модели развития нервной системы в фило- и онтогенезе
  • Дает определения основных терминов и понятий из данной темы; знает основные классификации клеток нервной ткани и их свойства
  • Дает определения основных терминов и понятий из данной темы; знает основные клеточные органеллы и их свойства.
  • Дает определения основных терминов и понятий из данной темы; знает основные классификации рецепторов и их свойства.
  • Дает определения основных терминов и понятий из данной темы; знает виды и механизмы формирования мембранных потенциалов
  • Дает определения основных терминов и понятий из данной темы; знает основные виды, виды и механизмы нейромедиаторов.
  • Дает определения основных терминов и понятий из данной темы; знает основные методы нейровизуализации и принципы их работы
  • Дает определения основных терминов и понятий из данной темы; знает основные отделы спинного мозга и их функции
  • Дает определения основных терминов и понятий из данной темы; знает основные отделы ствола головного мозга и их функции
  • Дает определения основных терминов и понятий из данной темы; знает основные отделы промежуточного мозга и их функции
  • Дает определения основных терминов и понятий из данной темы; знает основные отделы коры больших полушарий мозга, их функции и классификации
  • Дает определения основных терминов и понятий из данной темы; знает основные виды волокон белого вещества и типы подкоркового серого вещества
  • Дает определения основных терминов и понятий из данной темы; знает основные классификации и модели устройства сенсорных систем; называет основные отделы соматосенсорной системы
  • Дает определения основных терминов и понятий из данной темы; знает основные отделы зрительной системы.
  • Дает определения основных терминов и понятий из данной темы; знает основные отделы слуховой, вестибулярной и вкусовой сенсорных систем
  • Дает определения основных терминов и понятий из данной темы; знает основные отделы и классификации двигательной системы
  • Дает определения основных терминов и понятий из данной темы; знает основные структуры лимбической системы и их свойства
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Введение в дисциплину. Подходы к изучению анатомии и физиологии
    Цель, задачи и структура курса. Образовательные технологии и разновидности контроля знаний. Методологические основы нейроморфологии. Место нейроанатомии и нейрофизиологии в системе нейронаук. Основы анатомической терминологии. Уровни организации организма человека: клеточный, тканевой, органный, системный. Интегративная и регуляторная функции нервной системы. Взаимодействие нервных и гуморальных механизмов регуляции.
  • Тема 2. Обзор анатомии нервной системы
    Центральная и периферическая нервная система. Спинной мозг. Отделы головного мозга: ствол (продолговатый мозг, мост, средний мозг), мозжечок, промежуточный мозг, конечный мозг (большие полушария). Организация серого и белого вещества. Поверхностное (кора) и глубинное (подкорковые ядра) серое вещество конечного мозга. Доли больших полушарий и их функции. Кровоснабжение мозга. Система ликвороциркуляции.
  • Тема 3. Эволюция нервной системы. Пре- и постнатальное развитие нервной системы человека
    Возникновение нервной системы у многоклеточных животных. Основные типы нервной системы у беспозвоночных. Основные направления эволюции нервной системы и отделов головного мозга. Сравнительная анатомия ЦНС у различных классов позвоночных животных. Периоды внутриутробного развития. Понятие о зародышевых листках. Эмбриональная закладка нервной системы. Нервная пластинка, нервная трубка. Развитие основных отделов нервной трубки. Стадия трех мозговых пузырей. Стадия пяти мозговых пузырей. Выпячивания и выросты нервной трубки. Мозговые изгибы. Формирование полушарий и желудочков мозга. Миграция, пролиферация и дифференцировка нейробластов. Эмбриогенез спинного мозга. Нервный гребень и его производные. Постнатальное развитие мозга. Постнатальный нейрогенез. Нейропластичность.
  • Тема 4. Нервная ткань. Гематоэнцефалический барьер
    Серое и белое вещество нервной системы. Нейроны и глия. Нейрон – основная структурная и функциональная единица нервной ткани. Особенности морфологии и ультраструктуры нервных клеток, их отростков, межклеточных контактов. Классификация нейронов. Строение нервных волокон и нервов. Глиальные клетки: строение и функции. Астроциты, олигодендроциты, эпендимоциты, микроглия. Гематоэнцефалический барьер. Ликворопродукция.
  • Тема 5. Введение в цитологию. Строение и функции клеточных мембран
    Серое и белое вещество нервной системы. Нейроны и глия. Нейрон – основная структурная и функциональная единица нервной ткани. Особенности морфологии и ультраструктуры нервных клеток, их отростков, межклеточных контактов. Классификация нейронов. Строение нервных волокон и нервов. Глиальные клетки: строение и функции. Астроциты, олигодендроциты, эпендимоциты, микроглия. Гематоэнцефалический барьер. Ликворопродукция.
  • Тема 6. Внутриклеточные сигнальные пути
    Функции мембранных белков. Внутриклеточные и мембранные рецепторы. Ионотропные и метаботропные рецепторы. Понятие о лигандах, агонистах и антагонистах рецепторов. Вторичные мессенджеры. Система G-белков. Кальций как вторичный мессенджер.
  • Тема 7. Потенциал покоя и потенциал действия
    Мембранный потенциал. Потенциал покоя. Аксональный транспорт. Потенциал действия. Рефрактерность. Классификация нервных волокон и их функции. Дегенерация и регенерация нервных волокон. Нейротрофины.
  • Тема 8. Физиология синапсов
    Электрические и химические синапсы. Классификация синапсов. Жизненный цикл нейромедиатора. Возбуждающие и тормозные нейромедиаторы. Возбуждающий и тормозный постсинаптические потенциалы. Нервно-мышечный синапс. Типы рецепторов ацетилхолина и норадреналина. Понятие об агонистах и антагонистах, миметической и блокирующей активности. Никотин. Возбуждающие нейромедиаторы: глутамат. Глутаматные рецепторы. Тормозные нейромедиаторы: ГАМК, глицин. Моноамины: ацетилхолин, серотонин и гистамин. Холинергические рецепторы. Серотонинергические рецепторы. Катехоламины: норадреналин, адреналин и дофамин. Адренергические рецепторы. Аденозин и кофеин. Пептидные нейромедиаторы. Основные группы психотропных препаратов (анксиолитики, транквилизаторы, снотворные, антидепрессанты, нейролептики, противоэпилептические средства, психостимуляторы). Ноцицептивная и антиноцицептивная системы. Аналгетики центрального действия. Эффекты интоксикации и хронического употребления алкоголя, каннабиноидов, опиоидов.
  • Тема 9. Биофизические основы нейровизуализационных и нейрофизиологических методов
    Нейровизуализационные методы. Компьютерная томография. Магнитно-резонансная томография. Позитронно-эмиссионная томография. Возможности и применение. Регистрационные и стимуляционные электрофизиологические методы. Электроэнцефалография. Магнитоэнцефалография. Вызванные потенциалы. Транскраниальная магнитная стимуляция. Возможности и применение.
  • Тема 10. Спинной мозг и вегетативная нервная система
    Внешняя анатомия спинного мозга. Белое и серое вещество. Сегментарное строение спинного мозга. Функции ядер серого вещества. Проводящие пути белого вещества. Двигательные (пирамидные и экстрапирамидные) и чувствительные (экстеро-, проприо- и интероцептивные) проводящие пути. Вегетативная нервная система. Симпатический и парасимпатический отделы, их ядра в головном и спинном мозге. Сравнение соматической и вегетативной рефлекторной дуги. Эффекты симпатической и парасимпатической иннервации органов. Взаимодействие симпатической нервной системы и надпочечников. Физиология стресса.
  • Тема 11. Анатомия и физиология ствола головного мозга
    Отделы ствола: продолговатый мозг, мост, мозжечок. Общий план строения ствола (крыша, покрышка, основание). Виды ядер ствола мозга (черепных нервов, добавочные моторные и сенсорные, ретикулярные). Восходящие и нисходящие пути. Продолговатый мозг, мост и средний мозг: ядра, проводящие пути, перекресты, физиологические функции. Физиологические центры ствола.
  • Тема 12. Анатомия и физиология промежуточного мозга
    Таламус и метаталамус. Классификация ядер. Проекции ядер таламуса на кору. Субталамус. Эпиталамус. Гипоталамус: классификация ядер (передняя, средняя и задняя группы) и их физиологические функции. Анатомическая и функциональная связь гипоталамуса и гипофиза. Гормоны передней и задней доли гипофиза. Неэндокринные функции гипоталамуса.
  • Тема 13. Функциональная анатомия коры больших полушарий.
    Кора больших полушарий: неокортекс и аллокортекс, супралимбическая и лимбическая кора. Доли: лобная, теменная, височная, затылочная, островковая, лимбическая; их границы и состав (борозды и извилины). Цитоархитектоника коры. Поля Бродмана. Первичные, вторичные и третичные корковые центры. Основные функциональные центры коры (моторные, сенсорные, речевые).
  • Тема 14. Белое вещество и подкорковое серое вещество больших полушарий
    Подкорковая область. Базальные ядра: хвостатое ядро, чечевицеобразное ядро, ограда. Капсулы: внутренняя, наружная, самая наружная. Ассоциативные, комиссуральные и проекционные волокна. Ассоциативные пути: U-образные, короткие и длинные (верхний и нижний продольные, верхний и нижний лобно-затылочные, дугообразный, крючковидный, поясной, лобный косой). Комиссуральные пути: мозолистое тело. Проекционные волокна: внутренняя капсула.
  • Тема 15. Общая физиология сенсорных систем. Соматосенсорные системы
    Понятие о сенсорных системах и органах чувств. Рецепторы, их классификация. Рецепторные поля. Количественные и качественные характеристики сенсорного сигнала. Способы обработки сенсорной информации в центральной нервной системе: дивергенция, конвергенция, параллельное торможение, возвратное торможение, латеральное торможение. Роль таламуса. Произвольное и непроизвольное внимание. Первичные, вторичные и третичные корковые сенсорные центры. Тактильные рецепторы, терморецепторы, ноцицепторы. Глубокая и поверхностная чувствительность. Передний и латеральный спиноталамические пути. Антеролатеральная система и спинальная петля. Проприоцептивные пути: медиальная петля, спиноцеребеллярные пути. Виды нарушений чувствительности.
  • Тема 16. Зрительная система
    Орган зрения, светопреломляющие среды глаза. Сетчатка, слои, типы клеток. Фоторецепторные клетки, механизм восприятия светового раздражения. Рецепторное поле органа зрения. Первичный процессинг зрительных стимулов в сетчатке. Зрительный путь. Подкорковые центры зрения: латеральное коленчатое тело и верхние холмики. Коленчато-шпорный путь. Зрительная кора и ретинотопия. Поражения зрительного анализатора на разных уровнях.
  • Тема 17. Слуховая и вестибулярная системы. Вкусовая система
    Строение звукопроводящей системы, улитки, спирального органа. Теории звуковосприятия. Слуховой нерв. Улитковые ядра в стволе мозга, перекресты слуховых путей, комплекс ядер верхней оливы, трапециевидное тело. Латеральная петля. Подкорковые центры слуха: нижние холмики и медиальное коленчатое тело. Слуховая лучистость. Слуховая кора и тонотопия. Орган равновесия. Ампулярные гребешки и макулы. Восприятие линейного и углового ускорения. Связи вестибулярных ядер. Вестибулярные рефлексы. Вкусовые рецепторы языка. Ядро одиночного пути. Корковый центр вкуса. Психофизиологические эффекты различных видов пищи.
  • Тема 18. Двигательная система
    Понятие о верхнем и нижнем мотонейронах. Типы движений: рефлекторные, локомоторные, произвольные и автоматизированные. Двигательные рефлексы спинного мозга. Мышечные веретена, сухожильный орган Гольджи. Миотатический рефлекс. Рефлекс отдергивания. Локомоторные движения: пейсмейкеры и полуцентры конечностей. Тонический и фазический контроль локомоций. Произвольные движения: ассоциативная лобная, премоторная и моторная кора. Пирамидный путь. Связи моторной коры. Автоматизация движений: мозжечок и базальные ядра. Связи мозжечка. Прямой и непрямой пути экстрапирамидной системы. Экстрапирамидные влияния на нижний мотонейрон. Пирамидные и экстрапирамидные синдромы.
  • Тема 19. Лимбическая система и формирование поведения
    Лимбическая доля: поясная извилина, перешеек, парагиппокампальная извилина. Обонятельный мозг: обонятельные нити, обонятельная луковица, тракт, обонятельный бугорок. Прилежащее ядро прозрачной перегородки. Крючок парагиппокампальной извилины. Миндалевидный комплекс. Гиппокампальная формация. Большой лимбический круг. Связи миндалевидного комплекса, гиппокампальной формации, гипоталамуса и коры. Классификация памяти. Формирование кратковременной и долговременной памяти. Положительное и отрицательное подкрепление. Формирование поведенческих программ.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий Презентации индивидуальных заданий
  • неблокирующий Посещаемость
  • неблокирующий Модульная контрольная работа
  • неблокирующий Устный экзамен по билетам
    Экзамен проводится в устной форме. Экзамен проводится на платформе Zoom (https://zoom.us/). Каждый студент записывается на определенное время к паре экзаменаторов, которые принимают экзамен вместе (для этого будет создана электронная очередь в google-таблицах (https://docs.google.com/spreadsheets/u/1/). К экзамену необходимо подключиться за 5 минут до своего времени. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка Zoom. Для участия в экзамене студент обязан: на протяжение подготовки к ответу и самого ответа студент должен держать включенными камеру и микрофон). Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и учебниками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение в течение минуты и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи экзамена.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    Критерии оценивания: 1. Наличие знаний об общих закономерностях строения и функционирования нервной системы; 2. Понимание значения анатомических и физиологических терминов; 3. Знания об основных нейромедиаторных системах и связанных с ними терапевтических мишенях; 4. Знания о строении и функционировании основных структур мозга; 5. Наличие представлений о методах исследования структуры и функции нервной системы.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Анатомия центральной нервной системы : учеб. пособие / О.В. Калмин, О.А. Калмина. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 113 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1033353

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Введение в анатомию центральной нервной системы: Учебное пособие / Дыхан Л.Б. - Ростов-на-Дону:Издательство ЮФУ, 2016. - 116 с.: ISBN 978-5-9275-1973-6 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/989874
  • Основы нейрофизиологии : учеб. пособие для вузов, Шульговский В. В., 2002
  • Регуляторные системы организма человека : учеб. пособие для вузов, Дубынин В. А., Каменский А. А., 2003