• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Проектирование бизнеса

Направление: 27.04.05. Инноватика
Когда читается: 1-й курс, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Управление исследованиями, разработками и инновациями в компании
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 32

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Проектирование бизнеса» предлагается студентам 1-го курса, обучающимся в НИУ ВШЭ по магистерской программе «Управление исследованиями, разработками и инновациями в компании» направления 27.04.05 – Инноватика. Настоящая дисциплина относится к циклу адаптационных дисциплин. Дисциплина «Проектирование бизнеса» создает основу для обучения по остальным дисциплинам программы «Управление исследованиями, разработками и инновациями в компании» направления 27.04.05 – Инноватика, поэтому для ее освоения необходимы общекультурные компетенции, сформированные в процессе обучения по программам предыдущего уровня (бакалавриат, специалитет) естественнонаучных или технических (инженерных) направлений подготовки, личный профессиональный опыт работы в инновационной сфере деятельности и общие сведения об инновационной деятельности (как результат собственного практического опыта), а также компетенции, полученные в рамках начальных базовых дисциплин «Теоретическая инноватика» и «Стратегическое управление в инновационно активной организации». Дисциплина «Проектирование бизнеса» формирует базовые знания о бизнес-моделях инновационного бизнеса, определению возможностей по созданию ценностного предложения, подходам к выбору отрасли и территориального расположения компании, формировании бизнес-процессов, подсистем и элементов организации. Изучение дисциплины формирует компетенции, необходимые для обеспечения стратегической конкурентоспособности бизнеса.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины "Проектирование бизнеса" являются формирование базовых теоретических знаний, выработка основных практических навыков в сфере проектирования бизнеса: построения и анализа действующей бизнес-модели, определения условий создания и существования компании, адекватной требованиям рыночной среды, выявления методов, позволяющих достигать заданных целей с требуемым уровнем эффективности.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Уметь формировать модель бизнеса своей организации, оценить возможные источники доходов и направления затрат
  • Уметь определять требования к организации, налагаемые внешней средой, и планировать выход в отрасль
  • Знать бизнес-процессы и подсистемы организации, уметь проводить анализ отраслевой цепочки ценностей и определять ее влияние на выбор способа развития организации
  • Уметь проектировать (перепроектировать) основные подсистемы организации (основной деятельности и управленческие)
  • Уметь определять необходимые параметры, процессы и показатели для подсистем организации, оценивать возможную эффективность проектируемой организации
  • Уметь применять методы проектирования бизнеса
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Формирование бизнес-модели
    Подходы к формированию бизнес-моделей организации. Бизнес-модели А. Остервальдера, Г. Хэмила. Ключевые факторы бизнес-модели. Определение ценностного предложения, выбор целевой группы потребителей, выбор каналов продвижения и построение отношений с потребителями. Определение собственных возможностей по созданию ценностного предложения: оценка производственных возможностей, выявление необходимых поставщиков и партнеров, выстраивание взаимоотношений со сторонними организациями. Оценка направлений затрат и источников выручки компании.
  • Тема 2. Оценка и выбор внешних условий бизнеса
    Выбор отрасли для бизнеса. Определение способов выхода на рынок (на стадии зарождения, роста, насыщения, поиск "голубых океанов"). Оценка влияния движущих сил на выбранную отрасль, определение необходимых элементов организации для противостояния негативному влиянию движущих сил. Выбор места для организации. Влияние территориальных особенностей на инвестиционные и текущие затраты организации. Определение критериев территориального размещения.
  • Тема 3. Особенности развития организации: бизнес-процессы и подсистемы
    Особенности процесса развития организации (наличие технологического предела в развитии продуктов и технологий, совместная эволюция продукта и технологий, последовательность этапов в развитии организации). Организация как система: бизнес-процессы и подсистемы. Цепочка ценностей организации: отраслевая, цепочка задачи, внутренняя цепочка ценностей. Анализ отраслевой цепочки ценностей, ее влияние на выбор способа развития организации. Состав подсистем управления и основной деятельности в организации. Их цели, задачи, особенности.
  • Тема 4. Проектирование подсистем организации
    Проектирование маркетинговой подсистемы организации. Решение основных вопросов маркетинга, организация процессов маркетинга. Проектирование подсистемы руководства основной деятельностью. Определение целевых показателей. Особенности построения и планирования основной деятельности. Проектирование подсистемы управления инновациями. Технологический аудит. Оценка технологий. определение направлений работы подсистемы. Проектирование системы управления инвестициями (финансами). Выбор источников инвестиций, поиск оптимальных источников, организация процесса функционирования подсистемы. Проектирование подсистемы управления человеческими ресурсами. Выбор кадровой политики. Выбор модели занятости. Сегментация рабочих мест. Планирование численности, квалификации сотрудников. Формирование корпоративной культуры. Методы снижения сопротивления изменениям. Проектирование целевой системы управления качеством. Принципы управления качеством. Организация процессов управления качеством. Встраивание подсистемы управления качеством в систему управления организации.
  • Тема 5. Проектирование организации в разрезе элементов
    Проектирование элементов подсистемы основной деятельности: продукция (услуги), предметы труда, средства труда, производственная структура, производственный персонал, методы организации производства, производственные функции, технология производства. Проектирование элементов системы управления: управленческие решения, информация, техника управления, управленческий персонал, организационная структура управления, функции управления, методы управления, процессы управления. Выбор целевых показателей элементов и подсистем организации и их оценка.
  • Тема 6. Методы проектирования бизнеса
    Методы проектирования: оптимизационные, расчетно-аналитические, систематизированные. Применение графических методов при проектировании организации. Применение метода "дерева целей" для проектирования организации. Специальные методы для проектирования процессов организации: функциональная матрица, органиграмма, технологическая карта.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Решение кейса по формированию бизнес-модели
  • неблокирующий Решение кейса по определению возможности выхода в "голубой океан"
  • неблокирующий Практическое задание по расчету отраслевой цепочки ценности
  • неблокирующий Решение кейса по анализу подсистем организации и принятие решений по изменению целей и подсистем
  • неблокирующий Самостоятельная работа по проектированию элементов организации
  • неблокирующий Самостоятельная работа по применению методов проектирования бизнеса
  • неблокирующий Практическое задание по проектированию бизнеса
  • неблокирующий Ответ по экзаменационному билету
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.35 * Ответ по экзаменационному билету + 0.3 * Практическое задание по проектированию бизнеса + 0.05 * Практическое задание по расчету отраслевой цепочки ценности + 0.1 * Решение кейса по анализу подсистем организации и принятие решений по изменению целей и подсистем + 0.05 * Решение кейса по определению возможности выхода в "голубой океан" + 0.05 * Решение кейса по формированию бизнес-модели + 0.05 * Самостоятельная работа по применению методов проектирования бизнеса + 0.05 * Самостоятельная работа по проектированию элементов организации
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Бизнес-процессы: Регламентация и управление: Учебник / В.Г. Елиферов, В.В. Репин. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 319 с.: 60x90 1/16. - (Учебники для программы MBA). (переплет) ISBN 978-5-16-001825-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/489829
  • Управление бизнесом. Серия Harvard Business Review. Альпина Паблишер. URL: http://lib.alpinadigital.ru/ru/library/book/8923
  • Федорова А.В. - Теория организации и организационное проектирование (магистратура) - КноРус - 2018 - 238с. - ISBN: 978-5-406-06288-3 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/927837

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Ахмадеев А.М., Валинурова Л.С. - Условия и механизмы инновационного развития предприятий. Монография - Палеотип - 2012 - 148с. - ISBN: 978-5-94727-631-2 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/903946
  • Бурков В.Н., Коргин Н.А., Новиков Д.А. - Введение в теорию управления организационными системами - Новиков Дмитрий Александрович - 2009 - 264с. - ISBN: 978-5-397-00411-4 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/917308
  • Валинурова Л.С., Евтушенко Е.В., Казакова О.Б. - Проектирование инновационного бизнеса - Палеотип - 2006 - 84с. - ISBN: 5-94727-222-9 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/901174
  • Макашева З.М. - Исследование систем управления - КноРус - 2009 - 176с. - ISBN: 978-5-390-00375-6 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/214980
  • Организационное проектирование: реорганизация, реинжиниринг, гармонизация: Учебное пособие / Под ред. Петросяна Д.С. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 196 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Магистратура) (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-16-011880-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/544774
  • Организационное проектирование: Учебник / Баринов В. А. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 384 с.: 60x90 1/16. - (Учебники для программы MBA) (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-16-010992-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/492911
  • Учитесь видеть бизнес-процессы. Практика построения карт потоков создания ценности / Ротер М., Шук Д., Пер.Муравьевой Г., - 5-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2017. - 136 с.: 84x108 1/16 (Переплёт) ISBN 978-5-9614-6145-9 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/926117