• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Психология поиска смысла

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 37.04.01. Психология
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Консультативная психология. Персонология
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 48

Программа дисциплины

Аннотация

Учебная дисциплина «Психология поиска смысла» магистерской программы «Консультативная психология. Персонология» входит в базовый курс программы подготовки психологов-консультантов и психотерапевтов Международного общества экзистенциального анализа и логотерапии (GLE-International, Австрия). Изучение данной дисциплины базируется на дисциплинах «Основы экзистенциальной психотерапии», «Онтология личности», «Аксиология личности», «Психология аутентичности». Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: • знать категориальную систему экзистенциально-аналитической психологии и психотерапии; • уметь формулировать научные проблемы, релевантные области консультативной персонологии; • иметь навыки применения методов самонаблюдения и самопознания. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении дисциплин: • «Методы и техники экзистенциально-аналитической психотерапии»; • НИС «Феноменологические исследования в экзистенциальном анализе».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Психология поиска экзистенциального смысла» являются ознакомление студентов с экзистенциально-аналитической концепцией смысла, изучение спонтанных защитных реакций, возникающих вследствие переживания невозможности осуществления смысла или его утраты, а также в овладении конкретными приемами психологического консультирования личности по вопросам поиска и нахождения экзистенциального смысла.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Понимает и определяет : фазы кризисов смысла в человеческой жизни, оперирует понятиями экзистенциальная ситуация человека, значение представлений о смысле В. Франкла для практики психологического консультирования и психотерапии.
  • Владеет понятиями «экзистенциальный вакуум», жизнь в установке «временщика». различает копинговые реакции 4ФМ
  • Понимает и определяет компоненты поиска смысла, важность диалогического соотнесения личности с внешним миром, ответственность, как «наилучший ответ» на запрос ситуации; понятия оппонирующая и интегрирующая концепция смысла, различает три категории ценностей по В. Франклу, «жизненные задачи» и их распознование.
  • Оперирует понятиями: Онтологический вопрос о смысле – вопрос о смысле бытия. Объясняет понятие «Сверх-смысл» В. Франкла. Дает классическое определение смысла по В. Франклу. Соотносит онтологический и экзистенциальный смысл: его значение для практики консультирования и психотерапии. Владеет шагами «метода «жизненного горизонта» и метода нахождения экзистенциального смысла.
  • Умеет различать эндогенную и экзогенную форму утраты смысла, виды кризисов, обозначает смысл психологического кризиса, систематизирует шаги в экзистенциально-аналитическом подходе к помощи человеку, переживающему кризисное состояние. Обозначает фазы и симптомы суицидальности. Распознает суицидальность при диссимуляции. Владеет шагами заключения «антисуицидального контракта».
  • Различает три экзистенциала по В. Франклу: свобода, ответственность, духовность. Оперирует понятием экзистенции у М. Хайдеггера. Различает процессуальную, диалогическую и структурную модели экзистенции в современном экзистенциальном анализе. Владеет понятиями Экзистенция и счастье. Временнaя структура экзистенции. Экзистенция и любовь.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Значение вопроса о смысле. «Экзистенциальный поворот» В. Франкла
    Вопрос о смысле как глубоко человеческий вопрос. Вопрос о смысле в истории культуры. Малые и большие вопросы о смысле. Фазы кризисов смысла в человеческой жизни. «Коперниковский поворот» в вопросе о смысле, осуществленный В. Франклом. Экзистенциальная ситуация человека: неустранимая соотнесенность с миром, диалогический характер экзистенции, необходимость давать ответы на «запросы мира». Значение представлений о смысле В. Франкла для практики психологического консультирования и психотерапии. Основа представлений о смысле в современном экзистенциальном анализе – необходимость равноправного соотнесения как «запросов мира», так и вопросов идентичности и становления личности.
  • Копинговые реакции при отсутствии смысла
    «Экзистенциальный вакуум» как исходное чувство для копинговых реакций 4-й фундаментальной экзистенциальной мотивации. Жизнь в установке «временщика» без внутренней включенности в поиск смысла. Зависимость от временных отношений. Копинговые реакция активизма: конструирование суррогатов смысла, жизнь играюче- развлекаясь, стремление к удовольствию и власти, фиксация на сверхценной идее, фанатизм. Копинговые реакция агрессии: вандализм, моббинг, цинизм, сарказм. Копинговые реакция по типу «рефлекса мнимой смерти»: безнадежность, нигилистическая пассивность, апатия, одурманивание (алкоголизм, наркомания).
  • Консультативная помощь в кризисных ситуациях потери смысла
    Эндогенная и экзогенная формы утраты смысла. Общее представление о кризисе. Травматический кризис, кризис в связи с переменами в жизни (пубертат, кризис середины жизни, увольнение с работы, выход на пенсию и т.д.) Психологический смысл кризиса. Общее представление об экзистенциально-аналитическом подходе к помощи человеку, переживающему кризисное состояние. Фазы и симптомы суицидальности. Распознавание суицидальности при диссимуляции. Заключение «антисуицидального контракта». Сопровождение умирающего: неприемлемость любых методов и техник, максимальная индивидуализация.
  • Онтологический и экзистенциальный смысл. Метод нахождения экзистенциального смысла
    Онтологический вопрос о смысле – вопрос о смысле бытия. Понятие «Сверх-смысл» В. Франкла. Экзистенциальный вопрос о смысле – вопрос о смысле моего действия, за которое я отвечаю. Классическое определение смысла по В. Франклу. Экзистенциальный смысл как самая ценная возможность, существующая в ситуации. Соотношения онтологического и экзистенциального смысла: значение для практики консультирования и психотерапии. Беседы о нахождении смысла – «метод жизненного горизонта». Метод нахождения экзистенциального смысла: показания, систематизация отдельных шагов – восприятие, оценка, выбор, действие; примеры из практики.
  • Предпосылки наполненной смыслом экзистенции
    О чем спрашивает человек, когда задает вопрос о смысле? Компоненты поиска смысла. Диалогическое соотнесение личности с внешним миром. Ориентирование и понимание взаимосвязей. Ответственность как «наилучший ответ» на запрос ситуации. Оппонирующая и интегрирующая концепции смысла. Ценности как основа для нахождения смысла. Три категории ценностей по В. Франклу. Нахождение смысла страдания, которого невозможно избежать. «Жизненные задачи» и их распознавание. Поле деятельности, структурные взаимосвязи как включенность в различные контексты жизни, видение ценностей, которые должны быть воплощены в будущем. Смысл и успех.
  • Теория экзистенции
    Экзистенция как духовный подъем над фактичностью и обусловленностью. Три экзистенциала по В. Франклу: свобода, ответственность, духовность. Понятие экзистенции у М. Хайдеггера. Процессуальная диалогическая и структурная модели экзистенции в современном экзистенциальном анализе. Экзистенция и счастье. Временнaя структура экзистенции. Измеренное время – проживаемое время. Циклическое и линейное время. Время как kairos, epoche и aion. Будущее как возможности. Ценность начала. Экзистенция и любовь.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий аудиторная работа
  • неблокирующий реферат
  • блокирующий экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.25 * аудиторная работа + 0.25 * реферат + 0.5 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Лэнгле А. А., Уколова Е. М., Шумский В. Б. - СОВРЕМЕННЫЙ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА, ИССЛЕДОВАНИЯ 2-е изд., пер. и доп. Монография - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 403с. - ISBN: 978-5-534-06414-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sovremennyy-ekzistencialnyy-analiz-istoriya-teoriya-praktika-issledovaniya-442025

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Бегство от свободы; Человек для самого себя : пер. с англ., Фромм, Э., 2004
  • Бытие и время, Хайдеггер, М., 2013
  • Бытие и сознание. Человек и мир, Рубинштейн, С. Л., 2003
  • Основы логотерапии; Психотерапия и религия, Франкл, В., 2000
  • Предмет знания; Душа человека, Франк, С. Л., 2000