Магистратура
2019/2020
Методология научных исследований в менеджменте: методы научных исследований в маркетинге
Статус:
Курс обязательный (Маркетинговые коммуникации и реклама в современном бизнесе)
Направление:
38.04.02. Менеджмент
Кто читает:
Кафедра маркетинга фирмы
Где читается:
Высшая школа бизнеса
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Галицкий Ефим Борисович
Прогр. обучения:
Маркетинговые коммуникации и реклама в современном бизнесе
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
56
Программа дисциплины
Аннотация
Курс призван вооружить студентов знаниями и навыками, позволяющими им организовывать эффективную информационную поддержку процесса принятия различного рода бизнес - решений, в том числе правильно оценивать различные возможные подходы к их проведению, различные коммерческие предложения исследовательских компаний
Цель освоения дисциплины
- Обучить студентов общим принципам проведения маркетинговых исследований, пониманию возможностей и ограничений различных методов их проведения
- Научить студентов обоснованно выбирать маркетинговые исследования, необходимые и достаточные в той или иной конкретной рыночной ситуации
- Дать студентам практические навыки проведения маркетинговых исследований
Планируемые результаты обучения
- Знает возможности маркетинговых исследований, их роль и возможности в разных областях маркетинга
- Знает, как разделяются маркетинговые исследования по области применения и по дизайну (схеме проведения)
- Знает в общих чертах назначение и содержание шести этапов комплексного маркетингового исследования, а более детально - содержание первых трёх этапов: постановки задачи; разработки подхода к решению задачи, разработки плана и инструментария исследования
- Понимает назначение кодекса Esomar и его роль в поддержании доверия между заказчиками маркетинговых исследований, их исполнителями и общественностью
- Знает права респондентов, участвующих в маркетинговом исследовании
- Понимает профессиональные обязанности исследователей
- Понимает взаимные права и обязанности исследователей и клиентов
- Знает возможности использования и источники получения внутренних и внешних вторичных данных
- Понимает основные принципы организации качественных исследований (фокус-групп, углубленных интервью, проективных технологий)
- Знает назначение и возможности применения разных дизайнов описательных исследований (кросс-секционные и длительные исследования, их разновидности)
- Понимает достоинства и недостатки разных дизайнов маркетинговых исследований (кросс-секционных и длительных описательных)
- Понимает общие черты, особенности, возможности и ограничения разных методов проведения описательных исследований: формализованных опросов (телефонных, персональных, почтовых опросов и интернет-опросов), а также формализованных наблюдений
- Знает назначение и общую характеристику причинных исследований
- Знает пути проблемы обеспечения внутренней и внешней валидности экспериментов, умеет оценить разные планы экспериментов с указанных точек зрения
- Знает назначение и основные принципы проведения тест-маркетинга
- Умеет произвести выбор типа шкалы при создании опросного инструмента
- Умеет произвести выбор между сравнительным и несравнительным методом шкалирования в каждом конкретном случае с учётом преимуществ каждого из этих подходов
- Знает основные требования, предъявляемые к анкете
- Умеет формулировать отдельные вопросы анкеты в соответствии с правилами
- Понимает принципы преодоления нежелания респондентов отвечать
- Умеет выбрать наиболее подходящий тип вопроса анкеты в зависимости от исследовательского вопроса (неструктурированный, дихотомический, списочный или шкальный)
- Умеет правильно организовать последовательность вопросов в анкете
- Знает правила верстки и тиражирования и принципы пилотажа анкеты
- Умеет создать форму для регистрации результатов наблюдений
- Уметь грамотно оперировать понятием выборка, знать её преимущества и недостатки по сравнению с полной переписью
- Уметь детально описать процесс построения выборки (определение исследуемой совокупности; выбор основы для построения выборки; выбор способа построения выборки; определение необходимого размера выборки; реализация процесса построения выборки)
- Знать возможности вероятностных и невероятностных способов построения выборки, уметь осуществить обоснованный выбор метода построения выборки. Знать особенности простой и систематической случайной выборки, методов стратификации и кластеризации при построении выборки
- Знает принципы подбора полевого персонала
- Умеет провести обучение (тренинг) полевого персонала, научить первоначальному контакту с потенциальным респондентом; методике задавания вопросов, фиксации ответов; завершения интервью
- Умеет управлять работой интервьюеров
- Знает принципы подготовки данных к анализу
- Умеет с помощью в IBM SPSS или в MS Excel (с помощью механизма сводных таблиц) рассчитывать доли респондентов, давших тот или иной ответ на вопрос, или средние значения ответов
- Умеет с помощью в IBM SPSS или в MS Excel (с помощью механизма сводных таблиц) найти среди других вопросов анкеты факторы, влияющие на распределение ответов на определённый вопрос или на средние значения ответов на него
- Понимает принципы компьютерной проверки данных
- Знает возможности и методику выполнения линейного регрессионного анализа
- Знает назначение и возможности моделирования с помощью структурных уравнений (SEM)
Содержание учебной дисциплины
- Назначение, общая характеристика и классификация маркетинговых исследований. Начальные этапы комплексного маркетингового исследованияОбласть применения маркетинговых исследований и их роль в маркетинге. Понятие маркетингового исследования. Классификации маркетинговых исследований по области применения и по дизайну. Шесть этапов комплексного маркетингового исследования Этап 1. Постановка задачи маркетингового исследования Этап 2. Разработка подхода к решению задачи Этап 3. Разработка плана и инструментария исследования
- Этические аспекты маркетинговых исследованийEsomar – «кодекс чести» маркетинговых исследователей Права респондентов Профессиональные обязанности исследователей Взаимные права и обязанности исследователей и клиентов
- Поисковые маркетинговые исследованияВторичные данные Качественные методы исследований (фокус-группы, углубленные интервью, проективные технологии)
- Описательные маркетинговые исследованияДизайны описательных исследований (кросс-секционные и длительные исследования, их разновидности. Достоинства и недостатки кросс-секционных и длительных исследований. Общая характеристика методов проведения описательных исследований. Формализованные опросы (телефонные, персональные, почтовые опросы; интернет-опросы) Типы и методы формализованных наблюдений Потенциальные источники ошибок в описательных исследованиях
- Причинные исследованияОбщая характеристика причинных исследований. Внутренняя и внешняя валидность экспериментов Планы экспериментов Основные принципы тест-маркетинга
- Маркетинговые шкалыОсновные типы шкал, используемых в маркетинговых исследованиях. Сравнительные методы шкалирования. Несравнительные методы шкалирования. Вопросы выбора шкалы
- Разработка анкет и форм регистрации результатов наблюденийТребования к анкете Правила формулировки отдельных вопросов Как преодолеть нежелание респондентов отвечать? Выбор типа вопроса (неструктурированные и структурированные вопросы) Последовательность вопросов в анкете Верстка и тиражирование анкеты Пилотаж анкеты Особенности форм для регистрации результатов наблюдений
- Методы построения выборкиПонятие выборки, ее преимущества и недостатки по сравнению с полной переписью Процесс построения выборки (определение исследуемой совокупности; выбор основы для построения выборки; выбор способа построения выборки; определение необходимого размера выборки; реализация процесса построения выборки) Вероятностные и невероятностные способы построения выборки, соображения при выборе между ними.
- Принципы организации и проведения полевых работ.Подбор персонала Обучение (тренинг) персонала (первоначальный контакт с потенциальным респондентом; методика задавания вопросов; зондирование; правила записи ответов; завершение интервью) Управление работой интервьюеров Подготовка данных к анализу
- Подготовка, первичная обработка данных. Некоторые методы базового и углублённого анализа данныхПодбор персонала Редактирование анкет Кодирование. Принципы компьютерного представления результатов опроса Ввод данных Компьютерная проверка данных Основные принципы анализа данных: частотные распределения, кросс-табуляция, регрессионный анализ, моделирование с помощью структурных уравнений (SEM)
Элементы контроля
- Домашнее заданиеОценка зависит от продемонстрированной студентом квалификации, т.е.: от правильности формулировки проблемы исследования, научной грамотности формулировки вопроса анкеты; от глубины, правильности и технологичности анализа данных; логичности, краткости, четкости, и грамотности текста отчёта
- Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Галицкий Е. Б., Галицкая Е. Г. - МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА 2-е изд., пер. и доп. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 570с. - ISBN: 978-5-9916-3225-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/marketingovye-issledovaniya-teoriya-i-praktika-425174
Рекомендуемая дополнительная литература
- SPSS: искусство обработки информации : анализ стат. данных и восстановление скрытых закономерностей: пер. с нем., Бююль, А., 2002