• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Версия для слабовидящихЛичный кабинет сотрудника ВШЭПоиск
Бакалавриат 2019/2020

Культура коммуникаций в условиях цифровой и социокультурной глобализации: глобальный и региональный аспекты

Статус: Курс по выбору (Журналистика)
Направление: 42.03.02. Журналистика
Когда читается: 3-й курс, 4 модуль
Формат изучения: Full time
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

В ходе преподавания данной дисциплины будут проанализированы структурные и типологические модели культуры; показаны трансформации, которые происходят в современной культуре. Будет представлена новая модель динамического взаимодействия культуры и коммуникации в эпоху глобализации, основанная на системе смыслов и матриц. Большое внимание будет уделено особенностям трансформации коммуникативной культуры в связи с нарастающей глобализацией, с одной стороны, и попытками противодействия этому процессу, с другой. Особое внимание в курсе уделяется критическому анализу различных моделей коммуникативной культуры, предопределяющих агрессивные или толерантные практики коммуникации. Коммуникативные культуры рассматриваются не только в отвлеченном виде, но и на конкретных примерах: наиболее интересных, перспективных или симптоматичных для современной российской действительности.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Осмысление особенностей взаимосвязи жизненного мира человека, культуры и коммуникации в ситуации глобальных социокультурных трансформаций.
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Определяет на практических примерах характеристики жизненных миров.
  • Определяет структурные компоненты архаической, модернистской и постмодернистской культур.
  • Определяет особенности смыслов и матриц различных типов культур.
  • Различает разницу подходов разных авторов теоретических моделей взаимодействия культуры и коммуникации.
  • Различает компоненты коммуникативной культуры и коммуникативной компетентности.
  • Выделяет в медийном массиве тексты, созданные в рамках технократической, сциентистской, гуманитарной культур.
  • Определяет в конкретных текстах признаки коммуникативных матриц.
  • Определяет типы медиакультур и медийные субкультуры.
  • Определяет характеристики и типы информационно-коммуникационного универсума.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Культура в системе жизненного мира человека: основные подходы к изучению.
    Философия «жизненного мира»: концепции Э. Гуссерля, А. Шютца, Ю. Хабермаса. Психологическое понимание жизненного мира: К. Левин, Ф.Е. Василюк. «Жизненный мир» как совокупность всех факторов и обстоятельств, в пространстве которых только и может жить и самоосуществиться индивид. Внешняя сторона жизненного мира как источник ресурсов, необходимых для воспроизводства и развития человека как целостности. Внутренняя сторона жизненного мира как совокупность движущих сил, средств, «инструментов» жизнедеятельности, пользуясь которыми, индивид овладевает «внешним миром», присваивает его себе, расширяя тем самым свой «внутренний мир». Пространственно-временная организация жизненного мира. Типы жизненного мира: внешне легкий и внутренне простой жизненный мир; внешне трудный, внутренне простой жизненный мир; внутренне сложный, внешне легкий жизненный мир; внешне трудный и внутренне сложный жизненный мир. Трансформация жизненного мира современного человека. Основные факторы трансформации: информатизация (включая медиатизацию), глобализация, массовизация. Основные модели отношения к трансформации жизненного мира: восторженно позитивная, умеренно позитивная, относительно негативная, радикально негативная. Вызовы нового мира: экономические, экологические, политические, социальные, социально-психологические, информационно-коммуникационные, культурные. Культура как цивилизационный механизм, обеспечивающий реализацию трех важнейших для человека функций: 1) предложение эффективных схем, алгоритмов, матриц достижения результатов деятельности; 2) ориентирование индивида в общественных отношениях; 3) придание смысла всему, что человек делает или должен делать. Основные подходы к пониманию культуры Г. Риккерта, К. Маркса, М. Вебера, Л. Фробениуса, Ф. Гребнера, О. Шпенглера, А. Тойнби, Ф. Ницше, Н.Я. Данилевского, П.А. Сорокина, Ф. Боаса, А. Кребера, Б. Малиновского, А. Радклифф-Брауна, Т. Парсонса, Р. Мертона, З.Фрейда, Г.Юнга и других авторов. А. де Кондорсе, А. де Токвиль, К. Маркс, М. Вебер, С. Хантингтон о связи культуры и жизненного мира человека. Исследования российских ученых: Н. Лебедевой, А. Татарко, Е. Ясина, А. Аузана, А. Архангельского, В. Найшуля. Внутренняя и внешняя стороны культуры.
  • Структура культуры: ноосфера, аксиосфера, нормативно-регулятивная сфера.
    Ноосфера, аксиосфера и нормативно-регулятивная сфера как структурные компоненты внутренней стороны культуры. Э. Леруа, П. Тейяр де Шарден, В.И. Вернадский о понятии «ноосфера». Категории «знание» и «информация» в современной трактовке. Типы знаний: категории (понятия); суждения (совокупности понятий); теории (совокупности суждений); картины мира. Особенности современной ноосферы. «Аксиосфера» как система ценностей, отражающих все области ценностного отношения человека к миру и включающей в себя все, что вызывает ценностное отношение: художественные, нравственные, материальные, религиозные и все другие ценности. Философские, социологические и психологические трактовки ценностей. Проблема ценностей в работах Э. Шпрангера, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, В.Н. Мясищева, К.А. Абульхановой-Славской, А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова, Д.Н. Узнадзе, А.С. Прангишвили. Типологии ценностей Ш. Шварца, А. Маслоу, Д.А. Леонтьева, Е.В. Золотухиной-Аболиной, А. Ситникова и др. «Нормативно-регулятивная сфера» как совокупность норм, образцов, правил, направляющих действия человека. Основные смыслы понятия «норма». Типы норм. Нормы общекультурные, групповые, индивидуальные. Профессиональные нормы и профессиональная культура.
  • Культура как система смыслов и матриц.
    Внешняя сторона культуры как система смыслов и матриц. Категория «смысл» в современной науке. Три основных подхода к трактовке этого понятия: логико-лингвистический (работы Г. Фреге, Л. Витгенштейна; У. Куайна; В.В. Налимова, Г.Л. Тульчинского и других исследователей); психологический (работы З. Фрейда, А. Адлера, А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Б.С. Братуся, Д.А. Леонтьева, А.Г. Асмолова. В. Франкла, Дж. Ройса, Р. Пауэлла, Ф. Феникса, С. Мадди, Дж. Бугенталя и др.); деятельностный (С.С. Гусев и Г.Л. Тульчинский). Смыслы и абсурды. Смыслы и жизненные цели. Понятие «смысловой конструкт» как единство описания действительности, её оценка и объяснение, программа действий в заданных условиях. Культура как совокупность матриц, определяющих поведение и деятельность человека. Понятие «институциональная матрица» (работы К. Поланьи, Д. Норта, С. Кирдиной). Матрица как совокупность эталонов, критериев и процедур, задающих направления и алгоритмы социально одобряемого поведения и эффективной деятельности. Матрицы фундаментальные, общедеятельностные, конкретно-деятельностные. Рациональное и мифологическое в культуре как системе смыслов и матриц. Мифы и архетипы как глубинное обоснование смыслов и матриц. Трансформационные процессы в сфере культуры.
  • Культура и коммуникация: проблема взаимодействия.
    Теоретические модели взаимодействия культуры и коммуникации. Культура как коммуникация, коммуникация как культура (позиция Э. Холла). Культура как сложноорганизованный текст, распадающийся на иерархию «текстов в тексте» и образующий замысловатое переплетение текстов различного порядка (М. Лотман); коммуникация как набор матриц создания культурных текстов. Культура как огромное множество сообщений, коммуникация как способ функционирования культуры. Другие точки зрения на взаимодействие культуры и коммуникации. Сущность и модели коммуникации: позитивистская, системная, интерпретативная, критическая, символически- интеракционистская, семиотическая, нормативная, постпозитивистская, герменевтическая и т.д. Деятельностный и институциональный подходы к пониманию коммуникации. Пять стадий коммуникации (И.Э. Клюканов).
  • Коммуникативная культура: содержание и особенности формирования.
    Понятия «информационная» и «коммуникативная» культуры: общее и особенное. Коммуникативная культура как система знаний, ценностей и норм (смыслов и матриц), обеспечивающих эффективное взаимодействие с другими участниками коммуникации. Компоненты коммуникативной культуры: культура принятия решения по поводу вступления в коммуникационный процесс; культура изложения своих смыслов, включающая устную и письменную речевую культуру, культуру управления невербальными реакциями, культуру презентации и т.п.; культура пользования различными инструментами и каналами связи; культура слушания, чтения; культура понимания чужих смыслов. Коммуникативная культура и коммуникативная компетентность: содержание понятий. Проблемы формирования коммуникативной культуры и коммуникативной компетентности.
  • Типы коммуникативных культур: технократическая, сциентистская, гуманитарная.
    Традиционные классификации типов коммуникативных культур: модели Г. Хофстеде и Р.Д. Льюиса. Новая классификация по критерию отношения к человеку. Технократическая коммуникативная культура. Сущность технократизма как идеологии и практики Л. Мамфорд, Т. Адорно, М. Хоркхаймер, Г. Маркузе. М. Хайдеггер). Понимание человека как элемента системы, винтика, который не обладает собственной ценностью. Понимание коммуникации как технологического процесса передачи информации с целью воздействия на людей. Высокий уровень агрессии как характерная особенность технократической парадигмы коммуникации. Эстетизация насилия в системах массовой коммуникации. Сциентистская коммуникативная культура. Сциентизм как система утверждений, согласно которым научное знание (естественно-математическое и техническое) является абсолютной ценностью, а наука в целом истолковывается как главная сила общественного развития. Положительная сторона сциентизма: нетерпимость к мистицизму, астрологии, историям про посещение нашей планеты космическими пришельцами, об исцелении верой, хиромантии и прочих подобных вещей. Негативная сторона сциентизма: готовность использовать в процессе коммуникации современные научные данные из психологии, коммуникативистики, нейропсихологического программирования и других областей знания, помогающих правильно формулировать цели, выбирать способы и оценивать результаты коммуникации. «Постгуманизм», «трансгуманизм» как современные версии сциентизма. Антисциентизм как реакция на чрезмерные претензии сциентистов: Ф. Шеллинг, А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф. Ницше, Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, К. Ясперс, Т. Адорно, В. Беньямин и М. Хоркхаймер. Гуманитарная коммуникативная культура. Гуманизм как исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности – желаемой нормой отношений между людьми: М. Бубер, М. Бахтин, Дж. Мид, Х-Г. Гадамер, Ю. Хабермас, Г.С. Батищев и др.
  • Коммуникативные матрицы как структурные элементы коммуникативной культуры.
    Нормы и правила, определяющие взаимные поведенческие ожидания субъектов коммуникации, как основа успешной коммуникации Регуляторы коммуникативного поведения: аксиомы, принципы, установки, постулаты, нормы, правила, дискурсы, конвенции, кодексы, паттерны и т.д. Теория коммуникативных матриц, как обобщающая и структурирующая концепция. Уровни системы коммуникативных матриц: скрытые от непосредственного созерцания глубинные матрицы, связанные с устройством данного общества; матрицы, задающие общие правила функционирования коммуникативных систем; текстовые матрицы, определяющие конкретные параметры создаваемых текстов. Особенности коммуникативных матриц, используемых в сферах политической, корпоративной и других видах коммуникации. Классификация коммуникативных матриц по критерию опасности для адресата: безопасные матрицы (информирование, убеждение, диалог); относительно опасные матрицы (управление коммуникативной ситуацией, использование провокативных высказываний и действий, имитационные матрицы, матрицы социальной ответственности); опасные матрицы (дезинформирование, «черная риторика», психологическое манипулирование, психологическое насилие); высокоопасные матрицы (матрицы социальной индукции, суггестивные матрицы, нейролингвистическое программирование).
  • культуры массовых коммуникаций к медиакультуре (сущность медиакультуры, основные подходы к ее пониманию, медийные субкультуры).
    Медиакультура: сущность и основные подходы к пониманию: В. Беньямин, М. Маклюэн, М. Кастельс, Н. Луман, А. Моль, Р. Вильямс, Ж. Бодрийяр, К. Дженкс, Дж. О’Доннелл, Дж. Томлинсон, К. Хейли, Э. Дарли, Дж. Люлль, Д. Келлнер, Ф. Джеймсон и др. Основные направления и подходы, в рамках которых изучаются медиа и медийная культура: философский (исследующий общефилософские и гносеологические проблемы медиареальности); социологический (предполагающий анализ социальных контекстов медиакультуры); психологический (исследующий механизмы смысловых самовыражений героев медиакультуры); культурологический (рассматривающий медиакультуру как особый тип культуры информационного общества; искусствоведческий (представляющий медиакультуру как актуальную форму инновационного проявления художественной деятельности на базе новых информационно-коммуникативных технологий); лингвистический (направленный преимущественно на постижение правил, норм языка современной медиакультуры и раскрытие ее специфики); технологический (рассматривающий медиакультуру как комплексное явление, включающее в себя различные средства, формы, виды коммуникативных технологий, особым образом организованную систему, отличающую ее от других коммуникативных систем). Медиакультура как конгломерат институциональных культур: журналистика, реклама, пропаганда, PR; массовая литература и искусство; неформальные коммуникационные институты и др. Феномен медийных субкультур: причины возникновения и развития. Модели медийных субкультур: Ф.С. Сиберта, У. Шрамма и Т. Питерсона; Р. Уильямса; К. Норденстренга; Д. Халлина и П. Манчини, Д. МакКуэйла и др.
  • Информационно-коммуникационный универсум в меняющемся мире: день сегодняшний и перспективы.
    Понимание информационно-коммуникационного универсума как саморазвивающейся системы в современной науке: работы. Г. Бейтсона и Ю.М. Лотмана. Основные характеристики информационно-коммуникационного универсума. Этапы развития информационно-коммуникационного универсума: дописьменный этап, этап рукописного текста, этап печатного текста, этап электронных коммуникаций, этап компьютерных коммуникаций. Основные особенности современного этапа: развивающийся интернет, новые технологии мобильной связи, поисковые системы, блоги и пр.; возникновение и развитие транснациональных медиаорганизаций; радикальное изменение глобального медиаконтента и мировой повестки дня; изменение роли медиа в жизни общества, государства и человека; повышение влияния транснациональных медиа на бизнес и политику. Связь этапов развития информационно-коммуникационного универсума с этапами технологического развития. Прогнозы дальнейшего развития информационно-коммуникационного универсума.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Created with Sketch. Экзамен
  • неблокирующий Created with Sketch. Контрольная работа
  • неблокирующий Created with Sketch. Посещаемость
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * Контрольная работа + 0.2 * Посещаемость + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Медиа и ритуалы, Черных А. И., 2013

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Culture and social behavior, Triandis H. C., 1994
  • The interpretation of cultures : selected essays, Geertz C., 1973
  • Азбука медиа, Больц Н., Ионина Л., 2011
  • Анатомия человеческой деструктивности, Фромм Э., Телятниковой Э., 2010
  • Бегство от свободы, Фромм Э., Швейника Г. Ф., 2007
  • Бизнес со скоростью мысли, Гейтс Б., Хэмингуэй К., 2001
  • Будущее человеческой природы : на пути к либеральной евгенике?, Хабермас Ю., Хорькова М. Л., 2002
  • Власть коммуникации, Кастельс (Кастеллс), М., Тылевич, Н. М., 2017
  • Восстание масс, Ортега-и-Гассет Х., Гелескул А. М., 2003
  • Галактика Гутенберга : становление человека печатающего, Маклюэн М., Тюриной И. О., 2013
  • Галактика Интернет : размышления об Интернете, бизнесе и обществе, Кастельс (Кастеллс) М., Матвеева А., 2004
  • Глобализация: процесс и осмысление, Уткин А. И., 2001
  • Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию, Льюис Р. Д., Нестика Т. А., 1999
  • Игры, в которые играют люди: Психология человеческих отношений; Люди, которые играют в игры: Что ..., Берн Э., Будыниной М., 2002
  • Избранное. Образ общества, Вебер М., Левиной М. И., 1994
  • Информационная бомба; Стратегия обмана, Вирилио П., Окуневой И., 2002
  • Информационная эпоха : Экономика, общество и культура, Кастельс (Кастеллс) М., Шкаратана О. И., 2000
  • Информационное общество (философские проблемы) : учебное пособие, Трушков В. В., Сапрыкин В. А., 2011
  • Информационное общество, Лактионов А., 2004
  • Культура в эпоху социального хаоса, Хренов Н. А., 2002
  • Культурная индустрия : просвещение как способ обмана масс, Хоркхаймер М., Адорно Т. В., 2016
  • Культурология в системе современного гуманитарного знания : учеб. пособие, Гуревич П. С., 2012
  • Культурология. Антропологические теории культур : учеб. пособие, Белик А. А., 2000
  • Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований, Назаров М. М., 2000
  • Медиалогия как синтез наук, Кириллова Н. Б., 2013
  • Метаморфозы власти : знание, богатство и сила на пороге ХХI века, Тоффлер Э., Белокоскова В. В., 2004
  • Мифологии, Барт Р., Зенкина С., 2008
  • Многоликий Янус открытого общества : опыт критического осмысления ликов общества в эпоху глобализации, Мальковская И. А., 2005
  • Нулевая степень письма : пер. с фр., Барт Р., Косикова Г. К., 2008
  • Общество общества. Кн. 2: Медиа коммуникации, Луман Н., Глухова А., 2005
  • Понимание культур через посредство ключевых слов, Вежбицкая А., Шмелева А. Д., 2001
  • Прозрачность зла, Бодрийяр Ж., Любарской Л., 2009
  • Реальность массмедиа, Луман Н., Антоновского А. Ю., 2005
  • Символический обмен и смерть, Бодрийяр Ж., Зенкина С. Н., 2011
  • Система современных обществ, Парсонс Т., Седова Л. А., 1998
  • Современная философия культуры, Губман Б. Л., 2005
  • Социальная культурология : учебник для вузов, Ерасов Б. С., 2000
  • Социальное влияние, Зимбардо Ф., Ляйппе М., 2011
  • Социальное конструирование реальности : трактат по социологии знания, Бергер П., Лукман Т., 1995
  • Социодинамика культуры : пер. с фр., Моль А., Бирюкова Б. В., 2005
  • Социология культуры: путь в новое тысячелетие : учеб. пособие для вузов, Ионин Л. Г., 2000
  • Теория культуры : учеб. пособие для вузов, Большаков В. П., Москвина И. К., 2010
  • Третья волна : пер. с англ., Тоффлер Э., Гуревич П. С., 2004
  • Философия культуры : Учебник для высшей школы, Гуревич П. С., 2001
  • Цивилизация и культура, Степин В. С., Запесоцкий А. С., 2011
  • Черное солнце: депрессия и меланхолия, Кристева Ю., Кралечкина Д. Ю., 2010
  • Эрос и цивилизация; Одномерный человек : исследование идеологии развитого индустриального общества, Маркузе Г., Юдина А. А., 2003