• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Социология массовых коммуникаций

Статус: Курс обязательный (Реклама и связи с общественностью)
Направление: 42.03.01. Реклама и связи с общественностью
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: Full time
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Социология массовых коммуникаций» направлен на развитие знаний о социологических подходах к исследованию массовых коммуникаций; формирование представлений о генезисе и специфике современного развития медиа среды, средств массовых коммуникаций в контексте изменений социально-культурного, политического, публичного пространств; обучение использования полученных знаний для интерпретации современной проблематики в области изучения массовых коммуникаций, рекламы и связей с общественностью.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • развитие знаний о социологических подходах к исследованию массовых коммуникаций;
  • формирование представлений о генезисе и специфике современного развития медиа-среды, средств массовых коммуникаций в контексте изменений социокультурного, политического, публичного пространств;
  • обучение использования полученных знаний для интерпретации современной проблематики в области изучения массовых коммуникаций, рекламы и связей с общественностью.
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Уметь самостоятельно использовать понятийный аппарат социологии массовых коммуникаций, выстраивать между понятиями связи при интерпретации проблематики процессов массовых коммуникаций, рекламы и связей с общественностью.
  • Знает основные этапы развития исследований социальных, культурных и технологических изменений медиасреды, предметное поле этих исследований и ключевых авторов.
  • Различает области применения теорий и методов изучения сферы массовых коммуникаций в контексте следующих подходов: системно-структурный, конструктивистский, Чикагская школа, неомарксизм и Франкфуртская школа, Торонтская школа.
  • Различает функции массовой коммуникации на уровне общества и индивида. Знает специфику развития массовой коммуникации как институализированной формы производства и распространения публичных сообщений в широких масштабах: явные и латентные функции медиа, роль медиа в социализации личности, связь медиа с социальной, политической, экономической системами.
  • Умеет оперировать категориями: публичное пространство, публичная сфера, общественный интерес, общественное мнение, дискурс. Различает основные теоретические подходы изучения трансформаций публичной сферы в историко-социологической перспективе.
  • Различает области применения теорий, подходов, методов изучения общественного мнения и медиа среды. Знает специфику взаимодействия институтов рекламы, связей с общественностью и журналистики.
  • Иметь навыки критического социологического мышления в области анализа современных эффектов и тенденций развития массовых коммуникаций.
  • Умеет самостоятельно анализировать различные аспекты развития цифровой культуры и новых медиа с позиции социологической теории. Знает ключевые концепции киберпространства и способы его изучения в контексте развития современных средств массовой коммуникации. Знает базовые теории информационного общества и подходы к исследованию процессов медиаглобализации.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Социология массовых коммуникаций как отрасль социологического знания.
    Исследования массовой коммуникации - междисциплинарная область научных интересов. Объект и границы предметной области социологии массовой коммуникации. Место социологии массовых коммуникаций среди других отраслей социологического знания. Базовые дефиниции: коммуникация, массовая коммуникация, средства массовой коммуникации (СМК), средства массовой информации (СМИ), масс-медиа, новые медиа, информационное общество. Историко-социологический контекст развития подходов к исследованию массовой коммуникации: зарубежный и отечественный опыт. Общая характеристика этапов развития социологии массовых коммуникаций.
  • Средства массовой коммуникации в историко-социологической перспективе: проблема медиации
    Развитие способов сохранения и передачи человеческого опыта. Антропологическая концепция А. Гелена. Типы культур и социальная память (К.Леви-Стросс). Символическое опосредование эмпирического мира (Э.Кассирер, С.Лангер). Средство массовой коммуникации как пространственно-временной посредники социального взаимодействия. Идея редукции измерений В.Флюссера. Структурно-функциональная и символическая медиация социального взаимодействия (Э.Дюркгейм, П.Сорокин). Концепция передачи Р.Дебре. Введение в историю медиа: идея «сенсорного баланса» М.Маклюэна. Модернизация типов масс-медиа. Трансформация способов организации информации в современной культуре (В.Буш, А.Моль). Новая система мультимедиа: от массовой коммуникации к массовой самокоммуникации (М.Кастельс). Дигитальная революция и «медиатизация культуры»: концепция опосредованного квазивзаимодействия (Д.Томпсон), роль медиа в изменении характера социальных коммуникаций (В.Шульц), медиатизация как новая форм социализации общества (Н. Коулдри, С.Ливингстон). «Медиация всего» в междисциплинарном подходе С.Ливингстоун.
  • Массовые коммуникации и общество: обзор базовых теоретических подходов.
    Части 3.1. и 3.2. (ЛК). Концептуализация предмета социологии массовой коммуникации в различных парадигмах: типология Р.Крейга. Позитивистски-ориентированное и интерпретативно-ориентированное видение массовой коммуникации. 3.1. Системно-структурные подходы: А. Моль, М. де Флюэр, Н.Луман, П.Лазарсфельд, Р.Мертон. 3.2. Конструктивистские подходы: А. Шюц, П. Бергер и Т. Лукман, Лэнги, Х. Молотча и М. Лестер, Д. Элтейд, Г. Гарфинкель, И. Гофман. Часть 3.3. Социологические исследования массового сознания и масс-медиа в нач. XX в.: Чикагская школа (СМ). Значение Чикагской школы в развитии медиаисследований. Р.Э. Парк: понятие коммуникации; коммуникация и конкуренция; диффузия информации; коммуникация и аккультурация; разновидности и значение прессы; критерии важности и интересности новостей. Х.М. Хьюз: природа новостей; различные виды прессы и новостей; характеристика репортера; форматы «интересных историй». Часть 3.4. Массовая коммуникация и социальное действие: системно-структурный подход (СМ) Ключевые особенности системно-структурного подхода социологии средств массовой информации. Базовые понятия структурно-функционального подхода: система, элемент, структура, функция. Этапы развития системной методологии анализа общества. Функции массовой коммуникации, особенности организованного социального действия и массовых вкусов в концепции П. Лазарсфельда и Р. Мертона. Масс-медиа как обособленная, операционально замкнутая социальная система в концепции Н. Лумана: специфический универсализм системы, единство и структурные сопряжения. Часть 3.5. Масс-медиа и гендер: исследование повседневности по И. Гофману (СМ) Понятие «гендерного дисплея» И. Гофмана: характеристика, структура. Социальные ситуации как арены взаимного мониторинга. Фреймы в фотографиях и иллюстрациях. Использование гендерных образов в коммерческой рекламе. Части 3.6. и 3.7. (ЛК) 3.6. Неомарксизм и франкфуртская школа: А. Грамши, М. Хоркхаймер и Т. В. Адорно, Г. Маркузе, В. Беньямин, Л. Альтюссер, Г. Шиллер. 3.7. Торонтская школа: Г.Иннис, М.Маклюэн. Часть 3.8. Массовая коммуникация неравенство и идеология: неомарксистские подходы (СМ) Общая характеристика неомарксистских направлений в социальных исследованиях. Основные положения критической теории Франкфуртской школы (отчуждение, классовая борьба, критика тоталитарной идеологии и авторитарной личности). Герберт Шиллер: критика СМИ как инструмента манипуляции; основные мифы капиталистического общества, политэкономический анализ масс-медиа как элемента капиталистической экономики. Часть 3.9. Коммуникационные процессы, культура и технологии: исследования М. Маклюэна (СМ) Общая характеристика Торонтской школы теории коммуникации: Маршалл Маклюэн как продолжатель идей Гарольда Инниса. Характеристика средств массовой коммуникации (пресса, радио, телевидение и др.). Роль средств коммуникаций в социальных изменениях. Влияние медиасреды на специфику социального взаимодействия. Часть 3.10. Символическая власть и масс-медиа: социология массовых коммуникаций П.Бурдье (СМ) Основные теоретические концепты Бурдье в контексте изучения масс-медиа: поле, символическая власть, господство, борьба за установление правил игры, капитал. Журналистика как поле культурного производства: цензура поля, создание эффекта реальности, капитал известности. Двойственное положение журналистов в системе властных отношений. Соотношение научного / экспертного знания и журналистики.
  • Массовая коммуникация как социальный институт.
    Часть 4.1. Cоциально-исторический контекст инстуционалализации массовой коммуникации. Базовые теоретические подходы.(ЛК). Широкое понимание институтов массовой коммуникации (Н. Луман, Дж. Хоторн). Функции СМК и коммуникационные потребности. Функции массовой коммуникации на уровне общества и индивида: классификация Д. Маккуэйла. Массовая коммуникация как институализированная форма производства и распространения публичных сообщений в широких масштабах. Ю. Хабермас об институционализации коммуникаций публичной сферы. Свойства медиа: тиражируемость, доступность, массовая аудитория. Явные и скрытые функции медиа. Роль СМК в процессах социализации личности. Связь медиа с социальной, политической, экономической системой. Механизмы социального контроля и нормативные теории медиа. Медиаиндустрия: локальные и глобальные рынки. Часть 4.2. Медиа и власть: российская специфика (СМ). Социально-исторический контекст взаимоотношения власти и медиа в России: позднесоветский период и эпоха гласности, медиаолигархия и свобода слова в период реформ 1990-хх, трансформация информационного поля в 2000-х гг. Роль медиа в проведении политических кампаний.
  • Массовые коммуникации и масс-медиа в контексте публичной сферы
    Основные категории: публичное пространство, публичная сфера, общественный интерес, общественное мнение, дискурс. Концепты «публичное», «приватное» по Дж. Вейнтраубу. Свойства публичного пространства в подходе Х. Арендт. Пространственное, структурное и дискурсивное понимания публичной сферы. Упадок публичной сферы (Р. Сеннет). «Структурная трансформация публичной сферы» Ю. Хабермаса. Развитие идей Хабермаса (Ш. Бенхабиб, К. Калхун, Л. Бэннет). Дискурсивный подход к трактовке публичной сферы (Ш. Муфф, Э. Лаклау). Критика публичной сферы в контексте технокапитализма (Д. Келнер, Р. Канн). Модель многоуровневой фрагментированной публичной сферы (МакНейр). Изменение «аутентичной» публичной сферы с приходом новых технологий. Виртуализация публичной сферы: Интернет и сетевое общество (М. Кастельс). Социальная проблема и повестка дня. Теория установления повестки дня М. Маккомбса, Д. Шоу. Обсуждение и отбор социальных проблем. Роль эксперта в конструировании социальных проблем. Репрезентация социальных проблем в медиа. Концепция «публичных арен» С.Хилгартнер, Ч.Л.Боск.
  • Средства массовой коммуникации и общественное мнение реклама, связи с общественностью, журналистика.
    Общественное мнение как теоретическая модель. Индустрия исследований общественного мнения и медиа среды: зарубежные и отечественные прецеденты. Введение в методологию и методы изучения общественного мнения. «Среднее большинство» и лидеры мнений. Модель «установления повестки дня» М. МакКомбса и Д. Шоу. Стандарты и способы презентации опросов и мнений в различных СМК. Использование результатов опросов общественного мнения в масс-медиа: прогнозы и электоральное поведение. «Мичиганская модель». «Спираль молчания» Э. Ноэль-Нойман. Функции СМК как «четвертой власти». Структуры связей с общественностью в процессе развития технологий СМИ и средств рекламных коммуникаций. Pr-деятельность и общественное мнение: актуализация социальных проблем. Репрезентация общественного мнения в рекламе и трансформация форм медиации.
  • Социологический анализ эффектов массовой коммуникации. Медиапотребление и медиапроизводство.
    Периодизация и типология исследований эффектов воздействия СМК. Теория массово-коммуникационных эффектов Д.МакКуэйла. Предсказуемые и непредсказуемые эффекты. Краткосрочные и долгосрочные эффекты. «Прагматический поворот» в гуманитарных науках: краткая характеристика. Трансформация представлений социологов о коммуникативном статусе медиапотребителей: от атомизированных и пассивных к активным аудиториям. Медиапотребление как активный процесс декодирования текстов СМК. Тактики «слабых акторов» и чтение как активный процесс у М. де Серто. «Публичный» и «скрытый» транскрипты в социологии господства Дж. Скотта. «Семантическая герилья» в теории С. Холла. Читатель как соавтор в коммуникативной модели У. Эко. Медиапроизводство как совокупность практик акторов по созданию знаковой продукции. Типология акторов О. Кольцовой. «Публичный» и «скрытый» транскрипты в социологии господства Дж. Скотта. «Семантическая герилья» в теории С. Холла. Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Теория ограниченных эффектов Дж. Клаппера. Теории информационного дефицита. Теории «пользы и удовлетворения потребностей». Механизм гейткипинга: классическая модель Д. Уайта. Уровни анализа гейткипинга: схема П. Шумейкер и Т. Воза (индивидуальный уровень, уровень коммуникативных рутин, организационный уровень, уровни социального института и системы). «Охрана ворот» как диффузная активность (Д. ХудМас). Массс-медиа и «производство согласия» (Н. Хомский, Э. Херман).
  • Социокультурные исследования коммуникаций киберпространства и виртуальной реальности.
    Цифровая культура и новые медиа. Демассовизация и трансформация аудиторий. Пересмотр «массовых коммуникаций» и развитие пользовательского контента (Наполи, К.Ширки). Понятие киберпространства и способы его исследования. Особенности Интернета как массовой коммуникации и виртуального пространства. Специфика социального взаимодействия и этика онлайн коммуникаций (Т. Плаг). Виртуальная география. Ключевые свойства виртуальной реальности (А. Бюль). Интернет и постархивное сознание (М. Ямпольский).
Элементы контроля

Элементы контроля

  • Оценка за активность на занятиях (неблокирующий)
    Работа на семинарах заключается в обсуждении проблематики темы занятия, ответах на вопросы по предложенным преподавателем текстам и участии в дискуссии. Аналитический работа с научными текстами по теме курса предполагает обсуждение прочитанного материала на основе реконструкции его основных элементов: общей структуры, проблемы, логики аргументации, возможных противоречий и поднимаемых вопросов.
  • Оценка за групповые исследовательские проекты (неблокирующий)
    Работа на семинарах заключается в защите групповой исследовательской работы и участии в дискуссии. Данное задание предполагает проверку самостоятельной работы студентов по освоению теоретического материала, проверку знания содержания основной и дополнительной литературы, оценку участия в обсуждении.
  • Контрольная работа 1 (неблокирующий)
  • Контрольная работа 2 (неблокирующий)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.25 * Контрольная работа 1 + 0.25 * Контрольная работа 2 + 0.25 * Оценка за активность на занятиях + 0.25 * Оценка за групповые исследовательские проекты
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Социология массовых коммуникаций : учеб. пособие, Черных А. И., 2008

Рекомендуемая дополнительная литература

  • - Кирия И.В., Новикова А.А.История и теория медиаКирия И.В., Новикова А.А. - Кирия И.В., Новикова А.А.Издательский дом Высшей школы экономикиКирия И.В., Новикова А.А. - Кирия И.В., Новикова А.А.2017Кирия И.В., Новикова А.А. - ISBN: Кирия И.В., Новикова А.А.978-5-7598-1188-6Кирия И.В., Новикова А.А. - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: Кирия И.В., Новикова А.А.https://e.lanbook.com/book/100133
  • Fackler, M., & Fortner, R. S. (2014). The Handbook of Media and Mass Communication Theory. Chichester, West Sussex, UK: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=716712