• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Создание и выведение на рынок новых продуктов

Статус: Курс по выбору (Маркетинговые коммуникации и реклама в современном бизнесе)
Направление: 38.04.02. Менеджмент
Кто читает: Кафедра маркетинга фирмы
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Петрунин Максим Сергеевич, Поротникова Наталья Александровна
Прогр. обучения: Маркетинговые коммуникации и реклама в современном бизнесе
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 52

Программа дисциплины

Аннотация

В данном курсе рассматриваются основные теоретические подходы, анализируются эмпирические исследования и практический опыт компаний по организации процессов создания и выведения новых товаров/услуг на рынок, особенностям исследований рынка и потребителей, ценообразования и маркетинговых коммуникаций. В результате курса слушатели формируют компетенции, необходимые на позициях продакт- и бренд-менеджера.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование у студентов основных теоретических знаний, практических навыков и компетенций, необходимых для эффективного выполнения задач по созданию и выведении на рынок новых товаров и услуг
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знание понятия новый товар и особенностей новых услуг, умение определять уровень инноваций и степень риска
  • Знания основных этапов, подходов к управлению проектами создания и выведения новых продуктов на рынок, функций маркетинга в компании, навыки планирования деятельности, организации работы подрдчиков и управления по рискам
  • Знания и навыки применения на практики методик Бенчмаркинг. Анализ кривых ценностей. Мозговой штурм. Латеральный сдвиг. ТРИЗ — теория решения изобретательских задач Г. Альтшуллтера.
  • Навыки использования Многокритериальной матрицы продуктового портфеля (MDA), Использование совместного анализа (Choice-Based Conjoint), АВ тестирования
  • Навыки оценки конкурентоспосбности продуктов
  • Навыки оценки BEP, NPV, LTV при создании и выведении новых продуктов
  • Навыки определения бюджета кампании, выбора каналов продвижения, основ медиа-планирования
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Новый товар, его особенности
    Понятие «новый товар». Классификация новых товаров. Мотивация разработки нового товара. Потребности в новых товарах. Роль новых товаров в процессе формирования стратегии развития предприятия и формировании его конкурентоспособности
  • Основные этапы процесса разработки и вывода нового товара на рынок
    Корпоративная стратегия: основа создания новых товаров. Стратегии развития товара относительно инвестиционных целей. Жизненный цикл новых товаров. Особенности жизненного цикла различных товаров. Взаимосвязь инновационной стратегии и тактики маркетинга на разных стадиях развития рынка и компании. Анализ сильных и слабых сторон нового продукта. SWOT – анализ при создании нового товара. Этапы разработки нового товара. Поиск новых идей новых товаров и превращение идеи в товар. Первоначальный отбор идей товара. Методы функционального анализа. Разработка концепции товара. Исследование потребностей, каналов сбыта и продвижения, конкурентов. Роль экономических исследований. Действия успешных компаний на этапе, предшествующем проектировании нового товара. Проектирование нового товара. Разработка прототипов продукта. Подготовка производства нового товара. Интегральная оценка инновационных проектов. Методы тестирования нового продукта: внутри компании и на рынке: тест потребителя, тест предпочтений, пробные продажи и др. создание окончательной бизнес-модели перед запуском массового производства. Запуск производства нового товара.
  • Методики создания новых идей
    Анализ идей потребителей, сотрудников, посредников, партнеров, других стейк-холдеров. Бенчмаркинг. Анализ кривых ценностей. Мозговой штурм. Латеральный сдвиг. ТРИЗ — теория решения изобретательских задач Г. Альтшуллтера.
  • Исследования и анализ при разработке и выведении новых товаров на рынок
    Методы оценки бизнес-идей. Экспертная оценка бизнес-идеи. Матрица Бостонской консалтинговой группы (БКГ) «рост рынка/доля рынка». Многокритериальная портфельная матрица General Electric и McKinsey. Многокритериальная матрица продуктового портфеля (MDA). Прогнозирование рынка. Использование совместного анализа (Choice-Based Conjoint) для выбора атрибутов нового товара.
  • Конкурентоспособность новых товаров
    Конкуренция и новые товары. Показатели конкурентоспособности. Анализ факторов, формирующих техническую сторону конкурентоспособности товара. Экономические показатели конкурентоспособности. Методы дифференциальной, комплексной и интегральной оценки конкурентоспособности товара. Качество как фактор успеха: качество изготовления, обслуживания.
  • Организационные и финансово-экономические аспекты процессов разработки нового товара
    Тема 6.1. Бизнес-процессы создания и выведения на рынок нового товара. Организационные структуры управления разработкой новых товаров на фирмах. Продуктовая и дивизионная структура. Параллельно-последовательная схема. Матрица взаимодействия подразделениями в процессе выполнения проектов. Многофункциональные рабочие группы. Состав рабочих групп. Современные организационные формы разработки и освоения нововведений. Совместные предприятия и стратегические альянсы. Проблемы и особенности процесса разработки и выведения на рынок новых товаров в системе внешних и внутренних факторов фирмы. Успехи и неудачи фирм. Провалы (абсолютный и относительный) новых товаров. Риск и неопределенность при выведении новых товаров на рынок. Проблемы управления разработкой новых товаров. Тема 6.2. Финансовые аспекты разработки нового товара. Расходы на основные этапы создания нового продукта. Финансовый анализ проекта, критерии и показатели его эффективности. Привлечение капитала в исследования и разработки. Оптимизация процессов разработки нового товара.
  • Особенности выведения нового товара на рынок
    Выход на рынок нового товара. Продвижение нового товара. Особенности распространения на рынке. Субъекты рынка: новаторы, последователи и др. Стратегии обеспечения ценовой конкурентоспособности. Коммуникационная политика фирмы в области новых товаров. Методы продвижения нового товара. Современные формы маркетинговых коммуникаций их роль в успехе нового товара. Маркетинговые механизмы привлечения новых клиентов.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий домашние задания
  • неблокирующий Работа на семинарах и лекциях
    Оценивается активность студентов в дискуссиях, решении задач на семинарах. Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость.
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Консультационный проект
  • блокирующий Экзамен/зачет
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.2 * домашние задания + 0.3 * Консультационный проект + 0.2 * Контрольная работа + 0.1 * Работа на семинарах и лекциях + 0.2 * Экзамен/зачет
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Маркетинг для топ - менеджеров : 70 лучших идей для вашего бизнеса, Липсиц, И. В., 2007
  • Управление проектами : фундаментальный курс: учебник для вузов, Алешин, А. В., 2013

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Hariolf Grupp, & Shlomo Maital. (2001). Managing New Product Development and Innovation. Edward Elgar Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.b.elg.eebook.2284
  • Ross Brown, & Henry Ford. (1995). Product Development. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.4E965D0A