• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Теоретические основы логистики и управления цепями поставок

Статус: Курс адаптационный (Стратегическое управление логистикой)
Направление: 38.04.02. Менеджмент
Кто читает: Кафедра управления цепями поставок
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Стратегическое управление логистикой
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 36

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая дисциплина является адаптационной для студентов первого курса магистерских программ школы логистики. Изучение данной дисциплины базируется на следующих предметах: • Основы логистики • Стратегический менеджмент • Бизнес-планирование (в логистике) Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: - основные функции и задачи логистики - парадигмы логистики - стратегические цели бизнеса и ограничения - бизнес-процесс и его составляющие
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов устойчивого понимания основных понятий и закономерностей управления логистическими бизнес-процессами в цепях поставок
  • Ознакомление с передовыми концепциями и технологиями логистики и управления цепями поставок (УЦП).
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Объяснять особенности эволюции концепции логистики и УЦП с учётом влияния социоэкономических факторов
  • Применять современные инструменты и методы логистики и УЦП для решения практических задач
  • Описывать состояние логистики и УЦП в компании по выбору и выявлять их "узкие места" с применением соверменного понятийного аппарата
  • Использовать количественные и качественные методы для принятия решения "делать или покупать" в логистике и УЦП
  • Анализировать, организовывать и улучшать операционную логистическую деятельность на предприятии
  • Сравнивать различные подходы к управлению координацией и интеграцией в логистике и цепях поставок по выбранным критериям, в том числе, по их применимости к заданной ситуации
  • Воспроизводить основные этапы формирования стратегического плана логистики на предприятии
  • Использовать принципы сбалансированной системы показателей при формировании системы KPI логистики и УП на предприятии
  • Анализировать и выбирать соответствующие задаче возможности информационных систем и инструментов для создания единого информационного пространства в цепи поставок
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Эволюция логистики и УЦП в промышленно-развитых странах
    История возникновения понятия «логистика», трактовки термина. Эволюция логистики в промышленно-развитых странах в аспектах развития теории и практики управления материальными, а также связанными с ними информационными и финансовыми потоками в организациях бизнеса. Характеристика основных этапов эволюции логистики: фрагментаризации, становления, развития и интеграции. Динамика трактовки понятия «логистика» в ходе эволюции бизнеса и появления новых концепций и технологий. Появление идеологии «Supply Chain Management» (SCM) - «Управление цепями поставок», как развитие интегральной парадигмы логистики. Современные тенденции развития логистики и SCM. Состояние и перспективы развития логистики в России.
  • Развитие методологии и научной базы логистики в ходе смены парадигм
    Смена парадигм в эволюции логистики и УЦП. Характеристика функциональной, ресурсной и инновационной парадигм. Движущие силы логистики и УЦП: инфраструктурной, организационной, информационной. УЦП как высший уровень координации и интеграции в логистике. Методологические основы логистики и УЦП: системный подход и системный анализ; экономическая кибернетика; исследование операций; экономико-математическое моделирование. Краткий анализ спектра дисциплин, составляющих научную базу логистики. Проблема оптимизации ресурсов и параметров логистических процессов и систем. Критерий общих (тотальных) логистических затрат. Типовые задачи оптимизации в логистике и УЦП. Понятие глобальной оптимизации и согласование локальных оптимизационных логистических решений. Методологические принципы построения логистических систем. Использование синергетического подхода к анализу и синтезу цепей поставок.
  • Понятийный аппарат логистики и УЦП
    Систематизация и стандартизация терминологии в логистике. Принципы систематизации терминологии. Динамика словарных определений термина «Логистика». Международные организации, занимающиеся проблемой стандартизации терминологии в логистике: Европейская логистическая ассоциация, Совет профессионалов в области управления цепями поставок, Ассоциация операционного менеджмента. Объекты и предмет исследования и управления в логистике. Материальные, финансовые и информационные потоки как объекты управления в логистике. Характеристика потоков. Проблема унификации и гармонизации параметров потоков. Операционная логистическая деятельность. Понятие логистической операции. Построение базы данных логистических операций в организации бизнеса. Отнесение ресурсов на операцию. Агрегирование логистических операций. Понятие логистической функции. Деление логистических функций на операционные и координирующие. Краткая характеристика основных логистических функций. Понятие логистической системы (ЛС). Полная рекомендуемая ЕЛА структура ЛС в соответствии с европейским стандартом prEN 12777. Классификация ЛС на микро-, мезо и макрологистические системы. Синергетический эффект ЛС. ЛС как «следящая система управления». Объектная декомпозиция ЛС на структурные составляющие: подсистемы, звенья, элементы. Определение подсистемы ЛС. Функциональный и обеспечивающий комплекс подсистем ЛС – краткая характеристика. «Три стороны» в логистике компании. Понятие звена логистической системы (ЗЛС) как системообразующего компонента. Элемент ЛС. Примеры звеньев и элементов ЛС. Объектная декомпозиция: «ЛС – логистическая сеть – логистическая цепь». Понятие логистической сети. Логистическая цепь и цепь поставок (Supply Chain): анализ различий в трактовках терминов. Прямая, расширенная и максимальная цепи поставок. Примеры построения логистических сетей и каналов для промышленных и торговых компаний. Процессная декомпозиция в логистике и SCM. Понятие логистического процесса. Варианты процессной декомпозиции: «ЛС» - функциональная область логистики – логистическая функция - логистическая операция»; «Цепь поставок – ключевой бизнес-процесс – логистический бизнес-процесс – логистическая функция - логистическая операция». Функциональные области логистики компании: логистика снабжения, логистика производства, логистика распределения. Краткая характеристика функциональных областей логистики. Цикл выполнения заказа как основа процессной интеграции в логистике. Структура цикла выполнения заказа клиента. Цикличный вид цепи поставок. Цепь поставок как последовательность потоков и процессов. «S-модель» цепи поставок. Общая характеристика SCORмодели - рекомендуемой модели операций в цепях поставок. Ключевые бизнес-процессы в цепи поставок. Понятие «Управление цепями поставок» как интеграция ключевых бизнес-процессов. Три макро-процесса цепи поставок: SRM (Supplier Relationship Management) – Управление взаимодействиями с поставщиками; ISCM (Internal Supply Chain Management) Внутрифирменное управление цепями поставок; CRM (Customer Relationship Management) Управление взаимодействиями с потребителями. Понятие логистического бизнес-процесса. Примеры и паспортизация логистических бизнес-процессов.
  • Операционная логистическая деятельность
    Проблема «Make or Buy» («Делать или покупать») в логистике. Самостоятельное выполнение («инсорсинг») организацией бизнеса операционной логистической деятельности. Понятие логистической инфраструктуры фирмы. Основные элементы транспортной, складской и информационной составляющих логистической инфраструктуры компании. Краткая характеристика основных операций, связанных с преобразованием материальных, информационных и финансовых потоков в транспортировке, складировании, грузопереработке, упаковывании и т.п. Агрегирование логистических операций в функциональных областях логистики компании: логистике снабжения, логистике производства, логистике распределения. Организация, планирование и выполнение операционной логистической деятельности в цепях поставок. Аутсорсинг операционной логистической деятельности. Типы и краткая характеристика узкофункциональных логистических посредников компании: перевозчиков, экспедиторов, складских операторов, агентов, стивидорных компаний, таможенных брокеров, страховых компаний и т.п.
  • Координация и интеграция логистической деятельности в цепях поставок
    Интеграция операций и логистической инфрастуктуры в отдельных функциональных областях логистики компании. Преимущества логистической интеграции. Управление заказами клиентов как основа интеграции логистических бизнес-процессов. Информационная поддержка логистической интеграции на основе корпоративных информационных систем ERP класса. Понятие межфункциональной логистической координации. Конфликты интересов и необходимость координации между структурными подразделениями компании: логистикой, маркетингом, производством, продажами, закупками, финансами. Основные подходы и способы реализации межфункциональной логистической координации. Применение критерия общих логистических затрат как основа логистической координации и оптимизации ресурсов компании. Проблема координации между функциональными областями логистики компании: логистикой снабжения, логистикой производства, логистикой распределения. Межорганизационная координация и интеграция логистических бизнес-процессов в цепях поставок. Конфликты целей контрагентов цепи поставок. Основные направления реализации межорганизационной координации в цепях поставок. Координация спроса и предложения в цепях поставок на основе управления товарными запасами. Характеристика видов запасов и связанных с ними затрат. Краткий анализ методов и систем управления запасами. Оптимизация уровней товарных запасов в цепях поставок. Использование аутсорсинга для координации и интеграции логистической деятельности в цепях поставок: 3PL и 4PL провайдеры. Концепции и современные информационные технологии координации и интеграции логистических бизнес-процессов в цепях поставок
  • Стратегическое планирование логистики
    Задачи стратегического планирования. Иерархия – «пирамида» построения эффективной ЛС компании. Структура планов в аспектах выбора миссии и стратегии логистики. Конкурентные логистические стратегии. Разработка логистической стратегии фирмы. Взаимосвязь логистической стратегии с корпоративной стратегией организации бизнеса. Влияние логистических концепций на выбор стратегии. Фокусирование стратегии логистики. Примеры логистических стратегий. Баланс «затраты-сервис» с позиций стратегического планирования логистики. Сложности определения баланса. Измеримость целей стратегического плана логистики. Формирование стратегического плана логистики. Основные разделы стратегического плана логистики фирмы. Этапы (фазы) планирования. Оценка логистической стратегии в разрезе формирования сбалансированной системы показателей. Реинжиниринг логистической сети. Идентификация ключевых логистических бизнес-процессов. Дифференциация соотношения баланса «затраты/сервис» при стратегическом планировании логистики. Организационное проектирование службы логистики компании. Реорганизация оргструктуры управления логистикой компании и логистических бизнес-процессов при изменении стратегии. Разработка бюджета службы логистики. Система контроллинга логистической деятельности и ССП. Обоснование выбора стратегического набора KPI логистики. Информационная поддержка стратегического планирования ЛС. Программное обеспечение i2 Strategist. Стратегическое планирование логистики в цепях поставок. Обзор основных стратегий интегрированного планирования в цепях поставок: CPRF (“Collaborative Planning, Replenishment and Forecasting”) – совместное планирование, пополнение и прогнозирование, VMI (Vendor-Managed Inventory) - запасы, управляемые клиентом, ECR (Efficient Consumer Response) – эффективная реакция на запросы клиентов. Макро-процессы в цепи поставок как основа интегрированного планирования в стратегической перспективе: SRM – Supplier Relationship Management (Управление взаимодействиями с поставщиками), CRM - Customer Relationship Management (Управление взаимодействиями с потребителями.
  • Контроллинг логистических бизнес-процессов в цепях поставок
    Понятие «рычага» логистики. Влияние рычагов логистики на эффективность бизнеса. Использование модели стратегической прибыли для оценки влияния логистики на эффективность бизнеса. Состав задач контроллинга логистики. Проблема контроллинга логистической деятельности в цепи поставок. Общая схема процедуры контроллинга ключевых бизнес-процессов цепи поставок. Алгоритм контроллинга логистики в цепях поставок. Сбалансированная система показателей (ССП) логистики в системе контроллинга логистических бизнес-процессов. Понятие общих затрат. Интегральный показатель оценки качества логистического сервиса - процент «совершенных» заказов: состав, способы оценки, достоинства и недостатки. Идентификация логистических бизнес-процессов (примеры из практики). Признаки ключевых логистических бизнес-процессов. Средства моделирования логистических бизнеспроцессов. Идентификация и моделирование ключевых логистических бизнес-процессов. Алгоритм моделирования. Соотношение организационной структуры логистики и бизнес-процессов. Установление стандартов логистических KPI и проблема бенчмаркинга. Процедура бенчмаркинга в задачах планирования логистики. Основные отчетные формы оценки результатов логистических операций в цепях поставок. Атрибуты оценки функционирования логистики и базовые KPI, рекомендованные SCC. Примеры отчетных форм по логистическим KPI. Роль, перспективы и эффективность применения информационных систем и технологий в контроллинге логистики. Проблема создания единого информационного пространства контрагентов цепи поставок. Принципы и примеры построения системы мотивации персонала с использованием ССП. Оценка соответствия мотивации персонала службы логистики имеющейся системе показателей. Структура и управление базой логистических знаний. Процесс обновления знаний и переподготовки персонала служб логистики компаний. Характеристика основных программ обучения и повышения квалификации персонала. Европейская сертификация логистов
  • Информационная интеграция и мониторинг логистики в цепях поставок
    Информационная интеграция в логистике и УЦП. Основные программные продукты, используемые в логистических системах промышленных и торговых компаний. Способы построения корпоративных информационных систем (КИС), поддерживающих логистику и УЦП. Классификация КИС. Примеры реализации программных модулей/контуров «Логистика» и «SCM» в отечественных и зарубежных КИС. Проблемы выбора КИС для поддержки логистических бизнеспроцессов в цепях поставок. Процессный взгляд на цепь поставок. Процессная декомпозиция в логистике и УЦП. «S-модель» цепи поставок Интеграция ключевых бизнес-процессов в цепи поставок и задачи мониторинга. Макро-процессы цепи поставок и их влияние на проблемы мониторинга логистических операций. Логистический бизнес-процесс как объект мониторинга. PDCA (Plan-do-check-act) цикл мониторинга. Комплексный мониторинг логистических бизнес-процессов. Технологии мониторинга. Системы мониторинга товарно-транспортных потоков. Спутниковые телекоммуникационные системы. Спутниковая мобильная связь в аспектах мониторинга логистических операций. Системы SCMo (Supply Chain Monitoring). Системы SCEM - Supply Chain Event Management (Управление событиями в цепях поставок), как рисковая составляющая систем мониторинга. Виртуальные логистические центры/операторы в цепях поставок. Internet-локализации и WAP-технологии (мобильный Internet) в логистике и УЦП.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Решение кейсов и задач на семинарских занятиях
  • блокирующий Письменный тест с закрытыми и открытыми вопросами
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.6 * Письменный тест с закрытыми и открытыми вопросами + 0.4 * Решение кейсов и задач на семинарских занятиях
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Корпоративная логистика в вопросах и ответах, Сергеев, В. И., Будрина, Е. В., 2013
  • Управление цепями поставок : учебник для бакалавров и магистров, Сергеев, В. И., 2014

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Логистика: интегрированная цепь поставок, Бауэрсокс, Д. Дж., Клосс, Д. Дж., 2001
  • Логистика: интегрированная цепь поставок, Бауэрсокс, Д. Дж., Клосс, Д. Дж., 2006
  • Управление цепями поставок : пер. с англ., Гатторна, Дж. Л., 2008