• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Макроэкономика (продвинутый уровень)

Статус: Курс обязательный (Мировая экономика)
Направление: 38.04.01. Экономика
Когда читается: 1-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Преподаватели: Бакулина Анастасия Алексеевна, Левандо Дмитрий Владимирович
Прогр. обучения: Мировая экономика
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 100

Программа дисциплины

Аннотация

Курс является логическим продолжением курса Макроэкономики промежуточного уровня. С учетом его собственной ценности, курс является основой для последующих курсов, таких, как Монетарная теория, Теория финансов, Теория международных финансов, Теория инвестиций и др. Курс в целом соответствует стандартам лидирующих мировых учебных заведений, специализирующихся в области экономической теории и финансов. Программный материал направлен на развитие у студентов исследовательских навыков, необходимых при выполнении различного рода аналитических работ по макроэкономическим проблемам. Программой предусмотрено наличие семинарских занятий, на которых на примере оригинальных статей изучаются современные тенденции в макроэкономической науке. Отдельные технически сложные вопросы также выносятся на семинарские занятия, что позволяет в более тесном контакте с аудиторией осветить вопросы, требующие детальной проработки. На семинарских занятиях разбирается и комментируется домашнее задание и дополняющие лекции теоретические и эмпирические материалы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Развитие у студентов исследовательских навыков, необходимых при выполнении различного рода аналитических работ по макроэкономическим проблемам
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Применяет аналитические инструменты, используемыми в современной макроэкономике с целью их дальнейшего применения в исследовательской деятельности
  • Интерпретирует современные макроэкономические проблемы
  • Аргументирует свое мнение по макрокэкономическим проблемам
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение
    Цели курса и ориентация студентов. Начальные требования. Литература. Как будет проходить процесс обучения. Оценка работы студентов. Преподаватели. Содержание курса.
  • Модель экономического роста Солоу
    Базовые данные об экономическом росте: возникновение роста, темпы роста в разных странах, паттерны роста, различие в доходах между странами. Математический анализ модели Солоу. Динамика основных переменных на траектории сбалансированного роста. Воздействие нормы сбережений на основные эндогенные переменные модели Солоу на траектории сбалансированного роста. Золотое правило. Динамика, вызванная внешним шоком. Численная оценка скорости конвергенции. Решение модели Солоу в явном виде для производственной функции Кобба-Дугласа. Оценка качества модели Солоу. Место модели в современной теории экономического роста. Оценка качества базовых предпосылок. Модель Солоу и стилизованные факты Калдора. Вы-воды, следующие из количественных оценок влияния нормы сбережений на эндогенные переменные. Численные оценки переходной динамики. Фундаментальные вопросы теории роста и модель Солоу. Основной вывод из модели Солоу. Природные ресурсы в модели Солоу. Эмпирические исследования, связанные с моделью Солоу. Основные недостатки модели Солоу. Необходимость построения конкурентной модели для нормативного анализа. Отсутсвие выводов для политиков. Необходимость создания теории эндогенного роста.
  • Оптимизационные модели роста
    Повторение элементов динамической оптимизации. Рамсея – Касса – Купманса. Модифицированное золотое правило. Шоки в модели Касса-Купманса. Введение государственных расходов. Фискальная политика и рикардианская эквивалентность. Модель Рамсея – Касса – Купманса и фундаментальные вопросы теории роста.
  • Ввеление в теорию эндогенного роста
    Новая теория экономического роста. Производственная функция и технический прогресс. Невозможность роста в совершенно конкурентной экономике. Предпосылки теории эндогенного экономического роста. Модель Поля Ромера Y=АК. Ключевые выводы: население земли и темпы экономического роста. Обобщающая модель фундаментальных исследований Девида Ромера. Предпосылки модели. Модель R&D без капитала. Общий случай модели R&D. Природа накопления знаний. Эндогенная норма сбережений в модели.
  • Теория реальных деловых циклов
    Стилизованные факты о колебаниях деловой активности и подходы к построению моделей. Измерение характеристик колебаний деловой активности. Эмпирические исследования. Деловые циклы и экономический рост. Теории колебаний деловой активности. Базовая неоклассическая модель бизнес цикла. Структура модели и оптимизация домохо-зяйств в условиях неопределенности. Сбалансированная траектория роста и линеаризация модели. Реальный шок и динамика модели. Шок производительности. Калибровка и симуляция модели. Ограничения модели и возможные модификации.
  • Новокейнсианская экономика
    Номинальные жесткости и связь денег и выпуска. Модели Тэйлора, Фишера и Кальво. Их достоинства и недостатки. Основные идеи новокейнсианской экономики. Реальная жесткость и ее связь с номинальной жесткостью. Предпосылки необходимые для получения достаточной реальной жесткости, их эмпирическая адекватность.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее Задание 1
    в ноябре
  • неблокирующий Домашнее задание 2
    в январе
  • неблокирующий Контрольная работа 1
    по итогам второго модуля в середине декабря
  • неблокирующий Контрольная работа 2
    по итогам третьего модуля в марте
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится дистанционно. Задание будет прислано утром, согласно расписанию экзамена. На выполнение отводится 90 минут. За это время надо напечатать текст ответов, создать файл *.pdf и отправить его на электронный адрес преподавателя. Время получения работы фиксируется по московскому времени отметкой времени почтовой системы НИУ ВШЭ. Время везде Московское. Работа проводится индивидуально, тексты ответов будут сравниваться.
  • неблокирующий Coursera (прохождение)
  • неблокирующий Coursera (экзамен)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.5 * Coursera (прохождение) + 0.5 * Coursera (экзамен)
  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.15 * Домашнее Задание 1 + 0.15 * Домашнее задание 2 + 0.12 * Контрольная работа 1 + 0.13 * Контрольная работа 2 + 0.2 * Промежуточная аттестация (1 модуль) + 0.25 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Advanced macroeconomics, Romer, D., 2012
  • Macroeconomics, Blanchard, O., 2003

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Athreya, K. B. (2014). Big Ideas in Macroeconomics : A Nontechnical View. Cambridge, Massachusetts: The MIT Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=683172
  • Sarno, L., & Taylor, M. P. (2002). The Economics of Exchange Rates. Cambridge, U.K.: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=125012