Бакалавриат
2019/2020
Проектный семинар
Статус:
Курс обязательный (Журналистика)
Направление:
42.03.02. Журналистика
Кто читает:
Институт медиа
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
3-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Денисова Алена Сергеевна,
Дресвянин Андрей Валентинович,
Смагин Алексей Вячеславович,
Федотов Михаил Александрович,
Шаблинский Илья Георгиевич
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
80
Программа дисциплины
Аннотация
Проектный семинар "Право массовой коммуникации" является обязательным для изучения студентами по направлению "Журналистика". Курс раскрывает историю становления и развития права массовой коммуникации в России; актуальные проблемы и тенденции правового регулирования медиаиндустрии в России, в контексте международных стандартов. В результате освоения курса студенты познакомятся с историческим контекстом развития права массовой коммуникации в России; основными источниками права массовой информации на международном и национальном уровнях; базовыми принципами регулирования деятельности СМИ в России; правовыми основами профессиональной деятельностью журналиста; с объёмом прав и обязанностей субъектов массово-информационных отношений. Студенты научатся применять источники массово-информационного права в своей профессиональной деятельности; осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормами права; использовать и защищать профессиональные права в интересах обеспечения граждан необходимой информацией и успешной бесперебойной работы организации СМИ. Также студенты освоят уникальный ряд других профессиональных компетенций, связанных с подготовкой документации для регистрации СМИ; с подачей информационного запроса; с подготовкой проекта устава СМИ; с выработкой стратегии защиты собственных профессиональных прав в условиях защиты чести, достоинства, деловой репутации и частной жизни третьих лиц.
Цель освоения дисциплины
- Дать представление об основах законодательства в области массовой информации, о правовых нормах и принципах, на которых базируются массово-информационные отношения в России, об основах права на свободу выражения мнений, о правах и обязанностях журналиста в редакционной работе
- Обучить применению полученных в ходе курса правовых знаний в редакционной работе, защите своих профессиональных прав в интересах обеспечения граждан необходимой информацией
- Сформировать понимание роли права в демократическом обществе
- Пропаганда верховенства права в жизни общества
- Формирование навыка подготовки документации, связанной с учреждением и регистрацией СМИ, редакционными запросами и иными документами, необходимы в профессиональной деятельности журналиста/редакции
Планируемые результаты обучения
- Находит данные и открытые данные.
- Самостоятельно собирает данные.
- Анализирует данные для журналистских задач при помощи ПО Excel и онлайн-инструментов.
- Создает значимые корреляции.
- Визуализирует данные в ряде программных продуктов, онлайн платформ и инструментов.
- Оценивает качество визуализации данных.
- Помещает данные и результаты их анализа в контекст.
- Создает нарративы на основе данных.
- Создает проекты в жанре дата-сторителлинга.
- Оценивает качество проектов в жанре дата-сторителлинга.
- Называет роль и место права массовой коммуникации в системе информационного права
- Называет основные этапы развития российского законодательства о массовой коммуникации
- Перечисляет основные источники медиаправа на международном и национальном уровнях
- Называет и интерпретирует основные понятия права массовой коммуникации
- Раскрывает правовую природу свободы массовой информации
- Рассуждает на тему цензурных практик в медиа
- Умеет составлять заявление для регистрации СМИ
- Отличает режим регистрации СМИ от лицензирования
- Называет необходимый пакет документов для регистрации/перерегистрации/лицензирования СМИ, а также основания для отказа
- Отличает и сопоставляет правовые статусы учредителя, редакции, издателя, распространителя, владельца СМИ.
- Составляет проект устава редакции СМИ.
- Озвучивает проблемы концентрации и монополизации российских СМИ.
- Называет отличительные особенности общественного телерадиовещания.
- Классифицирует профессиональные права журналиста.
- Готовит запрос информации в соответствии с требованиями законодательства о массовой коммуникации.
- Называет виды охраняемых законом тайн.
- Объясняет требования законодательства к порядку аккредитации журналистов.
- Называет гарантии прав журналиста, связанные с аккредитацией.
- Называет основные положения законодательства, гарантирующие тайну источника информации.
- Называет профессиональные обязанности журналиста в соответствии с требованиями законодательства о массовой коммуникации.
- Различает и идентифицирует виды, пределы и условия ответственности журналиста.
- Различает основания освобождения журналиста и редакции СМИ от ответственности.
- Рассуждает о состоянии защиты профессиональных прав журналистов на современном этапе.
- Отличает право на опровержение от права на ответ.
- Классифицирует посягательства на честь, достоинство и деловую репутацию в зависимости от вида правовой ответственности.
- Трактует понятия "факт", "оценочное суждение", "дезинформация" («фейк») в контексте международных стандартов и национального законодательства.
- Артикулирует возможные механизмы доказывания достоверности информации в работе журналиста, а также их значение для разрешения диффамационных споров с участием журналиста.
- Различает виды ответственности за диффамационный контент для редакции СМИ и иных субъектов информационного обмена в сети Интернет.
- Называет гарантии неприкосновенности частной жизни, предусмотренные российским законодательством.
- Объясняет значение понятия «общественный интерес» в контексте информационных споров, связанных с защитой частной жизни.
- Решает кейсы, связанные с правом на частную жизнь третьих лиц в контексте профессиональной деятельности журналиста.
- Называет особенности регулирования защиты персональных данных разных субъектов в работе журналиста.
- Выделяет тенденции развития законодательства о защите персональных данных в России и в мире (на уровне Совета Европы, ООН, Европейского Союза).
- Называет особенности правового статуса журналиста и редакции СМИ во время предвыборной агитации, в соответствии с ФЗ от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
- Раскрывает разницу в понятиях «освещение», «информирование» и «предвыборная агитация».
- Называет установленные законом требования к освещению судебной деятельности в СМИ.
- Характеризует особенности правового статуса СМИ-иноагентов и физических лиц-СМИ-иноагентов в соответствии с нормами законодательства РФ о СМИ и об НКО.
- Ссылается на основные международные стандарты ООН, Совета Европы в сфере осуществления профессиональной деятельности журналиста.
- Называет особенности правового статуса иностранных корреспондентов и представительств иностранных СМИ.
- Называет различия в правовых статусах зарегистрированных в установленном законом порядке СМИ и «новых медиа».
- Называет как минимум 5 глобальных проблем, связанных с развитием массовой коммуникации в киберпространстве на современном этапе.
- Воспроизводит содержание ярких информационных споров, рассмотренных в разные годы органами медийного саморегулирования и делает выводы относительно их влияния на профессиональную деятельность журналистов в России.
Содержание учебной дисциплины
- Право массовой коммуникации в системе информационного права и законодательстваФеномен полинормативности в регулировании медиа Соотношение права массовой коммуникации и информационного права.
- Возникновение и развитие права массовой коммуникации в РоссииДекрет СНК о печати 1917 г. Партийное руководство как замена правового регулирования. Первые попытки создания закона о печати. Закон СССР «О печати и других средствах массовой информации» от 12 июня 1990 г., его основные положения и структура. История создания закона. Инициативный авторский проект Ю.М.Батурина, М.А.Федотова и В.Л.Энтина. Значение Закона СССР «О печати и других средствах массовой информации» для обеспечения свободы массовой информации и демократического развития страны. Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. его основные положения и структура. История создания закона. Значение Закона о СМИ для сохранения и углубления свободы массовой информации в России. Тенденции развития российского законодательства о СМИ.
- Основные понятия права массовой коммуникации
- Свобода массовой информации: понятие, пределы, ответственность. Цензура. Компетенция государственных органов в сфере массовой коммуникацииСвобода массовой информации как конституционный институт. Конституционные гарантии свободы массовой информации. Роль Европейского Суда по правам человека в обеспечении свободы массовой информации в странах-членах Совета Европы. Понятие цензуры. Правовые гарантии конституционного запрета цензуры. Самоцензура. Саморегулирование как альтернатива цензуре и самоцензуре.
- Учреждение и регистрация СМИ. Конкуренция названий СМИ, товарных знаков и доменных имен. Основания отказа в регистрации. Порядок обжалования.Особенности процедуры учреждения СМИ. Статус учредителя. Права и обязанности учредителя, порядок их передачи другим лицам. Соучредительство. Регулирование отношений между соучредителями СМИ. Практика разрешения конфликтов между соучредителями СМИ. Ограничение прав иностранных граждан и юридических лиц в отношении создания средств массовой информации и владения акциями организаций СМИ по российскому законодательству. Защита названий СМИ. Процедура регистрации СМИ. Проблемы, связанные с регистрацией СМИ, и возможности их решения.
- Лицензирование в сфере массовой коммуникацииИнститут лицензирования в сфере массовой информации. Понятие и правовое значение лицензионных условий. Конкурсный порядок выдачи лицензий на эфирное телерадиовещание. Федеральная конкурсная комиссия по телерадиовещанию, ее статус и функции. Основания аннулирования лицензии на вещание. Лицензирование деятельности по связи в области телерадиовещания. Особенности лицензирования вещания в условиях перехода на цифровое вещание и интернет-вещание.
- Особенности правоотношений в сфере производства и выпуска СМИ. Устав редакции, договоры. Статус учредителя, редакции, издателя, распространителя, владельца.Система правоотношений между учредителем, редакцией, издателем и собственником. Статус редакции. Устав редакции. Соотношение устава редакции и учредительных документов юридического лица. Понятие профессиональной самостоятельности редакции. Пути и средства обеспечения редакционной независимости. Особенности трудовых отношений в редакционных коллективах.
- Проблемы концентрации и монополизации СМИ, пути поддержки информационного плюрализма. Общественное телерадиовещание.Процессы концентрации и монополизации в сфере СМИ. Предотвращение монополизации СМИ как средство обеспечения информационного плюрализма. Проблемы обеспечения транспарентности СМИ. Международные стандарты в сфере регулирования общественного телерадиовещания.
- Права журналиста, механизмы их реализации и защиты. Право на информацию. Запрос информации. Виды охраняемых законом тайн.Правовой статус журналиста в системе права массовой информации. Журналист как субъект информационных правоотношений. Основные права журналиста: понятие, особенности, классификация. Уголовная ответственность за воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста.
- Аккредитация. Тайна источника информации.Институт аккредитации. Судебная практика по делам, связанным с аккредитацией журналистов. Защита источника информации. Международные стандарты защиты источника информации.
- Обязанности журналиста. Злоупотребление правами журналиста. Виды, пределы и условия ответственности журналиста.Основные обязанности журналиста: понятие, особенности, классификация. Злоупотребление правами журналиста: виды и ответственность.
- Проблемы обеспечения безопасности журналиста как лица выполняющего общественный долг. Правоприменительная практика по защите профессиональных прав журналистов.
- Право на ответ и опровержение. Защита чести, достоинства и деловой репутации. Компенсация морального вреда.Право на опровержение и порядок его реализации в контексте законодательства о СМИ. Право на ответ. Внесудебное урегулирование споров об опровержении и праве на ответ. Проблема разграничения «фактов» и «мнений» в материалах СМИ. Судебная практика по делам об опровержении и праве на ответ. Компенсация морального вреда. Судебная практика по делам о компенсации морального вреда. Уголовно-правовая защита чести и достоинства. Клевета и уголовно-наказуемые виды оскорбления в СМИ. Административно-правовая защита чести и достоинства. Соотношение свободы массовой информации с конституционным институтом защиты чести, достоинства и доброго имени.
- Вмешательство в личную жизнь. Персональные данные. Использование архивных материалов.Нарушение неприкосновенности частной жизни. Понятие "общественный интерес". Законодательство о защите персональных данных на национальном и международном уровнях.
- Роль СМИ в избирательном процессе.Основные функции СМИ в избирательной системе. Классификация СМИ в контексте избирательного процесса. Гласность в работе избирательных комиссий и роль СМИ. Участие журналистов в освещении избирательных кампаний. Понятие предвыборной агитации и ее отграничение от освещения избирательной кампании в СМИ. Виды предвыборной агитации. Условия проведения агитации через СМИ. Порядок предоставления бесплатного и платного эфирного времени и печатной площади в СМИ для проведения агитации. Сроки проведения агитации. Порядок обнародования результатов социологических опросов. Проблема равного доступа участников избирательного процесса к СМИ и пути ее решения. Судебная и административная практика по делам, связанным с нарушением правил предвыборной агитации в СМИ.
- Освещение судебной деятельности в СМИ.
- Особенности правового статуса СМИ-иноагентов и физических лиц-СМИ-иноагентов.
- Международное сотрудничество в сфере массовой коммуникации. Правовой статус иностранных корреспондентов и зарубежных СМИ.
- Особенности правового статуса интернет-СМИ (сетевых изданий). Правовые проблемы, связанные с развитием массовой коммуникации в киберпространстве.
- Саморегулирование в сфере массовой коммуникации. Опыт Третейского суда по информационным спорам, Судебной палаты по информационным спорам, Большого Жюри СЖР и Общественной коллегии по жалобам на прессу.
- Что такое дата-журналистика. История дата-журналистикиОпределение. Отличие от классической журналистики. Особенности развития дата-журналистики в России и за рубежом. Тренды отрасли.
- Что такое данные. Типы и форматы данныхОпределение данных. Большие данные. Отличие данных от информации. Свойства данных. Датасет. Типы переменных. Форматы данных.
- Получение данныхИсточники данных. Открытые данные. Государственные, общественные и коммерческие данные. Скрейпинг. Краудсорсинг данных.
- Основы статистикиГенеральная совокупность, выборка. Основы описательных статистик.
- Очистка данныхПризнаки грязных данных. Основные ошибки в данных и как их исправить с помощью электронных таблиц.
- Анализ данных. ГипотезыГипотезы. Выбор темы материала. Постановка гипотез. Вопросы к данным.
- Основы работы с электронными таблицамиБазовые функции электронных таблиц: сортировка, фильтрация, условное форматирование, автозаполнение, ВПР.
- Визуализация данных. КартографияОсновы визуального восприятия. Типы диаграмм. Алгоритм выбора типа диаграмм. Инструменты визуализации. Критерии оценки визуализации. Основы картографии.
- Дата-историиТипы дата-историй. Дата-интервью. Способы формирования дата-репортажа.
Элементы контроля
- Работа с данными. Посещаемость
- Работа с данными. Самостоятельная работа
- Работа с данными. Финальный проект
- Посещаемость
- Активность на семинарах (решение кейсов, выполнений заданий, ответы на вопросы)
- Индивидуальное выполнение контрольных заданий по каждой теме (тесты)
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (3 модуль)0.1 * Работа с данными. Посещаемость + 0.5 * Работа с данными. Самостоятельная работа + 0.4 * Работа с данными. Финальный проект
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.5 * Активность на семинарах (решение кейсов, выполнений заданий, ответы на вопросы) + 0.3 * Индивидуальное выполнение контрольных заданий по каждой теме (тесты) + 0.2 * Посещаемость
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Статистический анализ данных в MS Excel: Учебное пособие / А.Ю. Козлов, В.С. Мхитарян, В.Ф. Шишов. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 320 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование). (переплет) ISBN 978-5-16-004579-5 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/238654
- Юре Лесковец, Ананд Раджараман, Джеффри Д. Ульма - Анализ больших наборов данных - Издательство "ДМК Пресс" - 2016 - 498с. - ISBN: 978-5-97060-190-7 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/93571