• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Проектный семинар

Статус: Курс обязательный (Журналистика)
Направление: 42.03.02. Журналистика
Когда читается: 3-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 6

Программа дисциплины

Аннотация

Проектный семинар "Право массовой коммуникации" является обязательным для изучения студентами по направлению "Журналистика". Курс раскрывает историю становления и развития права массовой коммуникации в России; актуальные проблемы и тенденции правового регулирования медиаиндустрии в России, в контексте международных стандартов. В результате освоения курса студенты познакомятся с историческим контекстом развития права массовой коммуникации в России; основными источниками права массовой информации на международном и национальном уровнях; базовыми принципами регулирования деятельности СМИ в России; правовыми основами профессиональной деятельностью журналиста; с объёмом прав и обязанностей субъектов массово-информационных отношений. Студенты научатся применять источники массово-информационного права в своей профессиональной деятельности; осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормами права; использовать и защищать профессиональные права в интересах обеспечения граждан необходимой информацией и успешной бесперебойной работы организации СМИ. Также студенты освоят уникальный ряд других профессиональных компетенций, связанных с подготовкой документации для регистрации СМИ; с подачей информационного запроса; с подготовкой проекта устава СМИ; с выработкой стратегии защиты собственных профессиональных прав в условиях защиты чести, достоинства, деловой репутации и частной жизни третьих лиц.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Дать представление об основах законодательства в области массовой информации, о правовых нормах и принципах, на которых базируются массово-информационные отношения в России, об основах права на свободу выражения мнений, о правах и обязанностях журналиста в редакционной работе
  • Обучить применению полученных в ходе курса правовых знаний в редакционной работе, защите своих профессиональных прав в интересах обеспечения граждан необходимой информацией
  • Сформировать понимание роли права в демократическом обществе
  • Пропаганда верховенства права в жизни общества
  • Формирование навыка подготовки документации, связанной с учреждением и регистрацией СМИ, редакционными запросами и иными документами, необходимы в профессиональной деятельности журналиста/редакции
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Находит данные и открытые данные.
  • Самостоятельно собирает данные.
  • Анализирует данные для журналистских задач при помощи ПО Excel и онлайн-инструментов.
  • Создает значимые корреляции.
  • Визуализирует данные в ряде программных продуктов, онлайн платформ и инструментов.
  • Оценивает качество визуализации данных.
  • Помещает данные и результаты их анализа в контекст.
  • Создает нарративы на основе данных.
  • Создает проекты в жанре дата-сторителлинга.
  • Оценивает качество проектов в жанре дата-сторителлинга.
  • Называет роль и место права массовой коммуникации в системе информационного права
  • Называет основные этапы развития российского законодательства о массовой коммуникации
  • Перечисляет основные источники медиаправа на международном и национальном уровнях
  • Называет и интерпретирует основные понятия права массовой коммуникации
  • Раскрывает правовую природу свободы массовой информации
  • Рассуждает на тему цензурных практик в медиа
  • Умеет составлять заявление для регистрации СМИ
  • Отличает режим регистрации СМИ от лицензирования
  • Называет необходимый пакет документов для регистрации/перерегистрации/лицензирования СМИ, а также основания для отказа
  • Отличает и сопоставляет правовые статусы учредителя, редакции, издателя, распространителя, владельца СМИ.
  • Составляет проект устава редакции СМИ.
  • Озвучивает проблемы концентрации и монополизации российских СМИ.
  • Называет отличительные особенности общественного телерадиовещания.
  • Классифицирует профессиональные права журналиста.
  • Готовит запрос информации в соответствии с требованиями законодательства о массовой коммуникации.
  • Называет виды охраняемых законом тайн.
  • Объясняет требования законодательства к порядку аккредитации журналистов.
  • Называет гарантии прав журналиста, связанные с аккредитацией.
  • Называет основные положения законодательства, гарантирующие тайну источника информации.
  • Называет профессиональные обязанности журналиста в соответствии с требованиями законодательства о массовой коммуникации.
  • Различает и идентифицирует виды, пределы и условия ответственности журналиста.
  • Различает основания освобождения журналиста и редакции СМИ от ответственности.
  • Рассуждает о состоянии защиты профессиональных прав журналистов на современном этапе.
  • Отличает право на опровержение от права на ответ.
  • Классифицирует посягательства на честь, достоинство и деловую репутацию в зависимости от вида правовой ответственности.
  • Трактует понятия "факт", "оценочное суждение", "дезинформация" («фейк») в контексте международных стандартов и национального законодательства.
  • Артикулирует возможные механизмы доказывания достоверности информации в работе журналиста, а также их значение для разрешения диффамационных споров с участием журналиста.
  • Различает виды ответственности за диффамационный контент для редакции СМИ и иных субъектов информационного обмена в сети Интернет.
  • Называет гарантии неприкосновенности частной жизни, предусмотренные российским законодательством.
  • Объясняет значение понятия «общественный интерес» в контексте информационных споров, связанных с защитой частной жизни.
  • Решает кейсы, связанные с правом на частную жизнь третьих лиц в контексте профессиональной деятельности журналиста.
  • Называет особенности регулирования защиты персональных данных разных субъектов в работе журналиста.
  • Выделяет тенденции развития законодательства о защите персональных данных в России и в мире (на уровне Совета Европы, ООН, Европейского Союза).
  • Называет особенности правового статуса журналиста и редакции СМИ во время предвыборной агитации, в соответствии с ФЗ от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
  • Раскрывает разницу в понятиях «освещение», «информирование» и «предвыборная агитация».
  • Называет установленные законом требования к освещению судебной деятельности в СМИ.
  • Характеризует особенности правового статуса СМИ-иноагентов и физических лиц-СМИ-иноагентов в соответствии с нормами законодательства РФ о СМИ и об НКО.
  • Ссылается на основные международные стандарты ООН, Совета Европы в сфере осуществления профессиональной деятельности журналиста.
  • Называет особенности правового статуса иностранных корреспондентов и представительств иностранных СМИ.
  • Называет различия в правовых статусах зарегистрированных в установленном законом порядке СМИ и «новых медиа».
  • Называет как минимум 5 глобальных проблем, связанных с развитием массовой коммуникации в киберпространстве на современном этапе.
  • Воспроизводит содержание ярких информационных споров, рассмотренных в разные годы органами медийного саморегулирования и делает выводы относительно их влияния на профессиональную деятельность журналистов в России.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Право массовой коммуникации в системе информационного права и законодательства
    Феномен полинормативности в регулировании медиа Соотношение права массовой коммуникации и информационного права.
  • Возникновение и развитие права массовой коммуникации в России
    Декрет СНК о печати 1917 г. Партийное руководство как замена правового регулирования. Первые попытки создания закона о печати. Закон СССР «О печати и других средствах массовой информации» от 12 июня 1990 г., его основные положения и структура. История создания закона. Инициативный авторский проект Ю.М.Батурина, М.А.Федотова и В.Л.Энтина. Значение Закона СССР «О печати и других средствах массовой информации» для обеспечения свободы массовой информации и демократического развития страны. Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. его основные положения и структура. История создания закона. Значение Закона о СМИ для сохранения и углубления свободы массовой информации в России. Тенденции развития российского законодательства о СМИ.
  • Основные понятия права массовой коммуникации
  • Свобода массовой информации: понятие, пределы, ответственность. Цензура. Компетенция государственных органов в сфере массовой коммуникации
    Свобода массовой информации как конституционный институт. Конституционные гарантии свободы массовой информации. Роль Европейского Суда по правам человека в обеспечении свободы массовой информации в странах-членах Совета Европы. Понятие цензуры. Правовые гарантии конституционного запрета цензуры. Самоцензура. Саморегулирование как альтернатива цензуре и самоцензуре.
  • Учреждение и регистрация СМИ. Конкуренция названий СМИ, товарных знаков и доменных имен. Основания отказа в регистрации. Порядок обжалования.
    Особенности процедуры учреждения СМИ. Статус учредителя. Права и обязанности учредителя, порядок их передачи другим лицам. Соучредительство. Регулирование отношений между соучредителями СМИ. Практика разрешения конфликтов между соучредителями СМИ. Ограничение прав иностранных граждан и юридических лиц в отношении создания средств массовой информации и владения акциями организаций СМИ по российскому законодательству. Защита названий СМИ. Процедура регистрации СМИ. Проблемы, связанные с регистрацией СМИ, и возможности их решения.
  • Лицензирование в сфере массовой коммуникации
    Институт лицензирования в сфере массовой информации. Понятие и правовое значение лицензионных условий. Конкурсный порядок выдачи лицензий на эфирное телерадиовещание. Федеральная конкурсная комиссия по телерадиовещанию, ее статус и функции. Основания аннулирования лицензии на вещание. Лицензирование деятельности по связи в области телерадиовещания. Особенности лицензирования вещания в условиях перехода на цифровое вещание и интернет-вещание.
  • Особенности правоотношений в сфере производства и выпуска СМИ. Устав редакции, договоры. Статус учредителя, редакции, издателя, распространителя, владельца.
    Система правоотношений между учредителем, редакцией, издателем и собственником. Статус редакции. Устав редакции. Соотношение устава редакции и учредительных документов юридического лица. Понятие профессиональной самостоятельности редакции. Пути и средства обеспечения редакционной независимости. Особенности трудовых отношений в редакционных коллективах.
  • Проблемы концентрации и монополизации СМИ, пути поддержки информационного плюрализма. Общественное телерадиовещание.
    Процессы концентрации и монополизации в сфере СМИ. Предотвращение монополизации СМИ как средство обеспечения информационного плюрализма. Проблемы обеспечения транспарентности СМИ. Международные стандарты в сфере регулирования общественного телерадиовещания.
  • Права журналиста, механизмы их реализации и защиты. Право на информацию. Запрос информации. Виды охраняемых законом тайн.
    Правовой статус журналиста в системе права массовой информации. Журналист как субъект информационных правоотношений. Основные права журналиста: понятие, особенности, классификация. Уголовная ответственность за воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста.
  • Аккредитация. Тайна источника информации.
    Институт аккредитации. Судебная практика по делам, связанным с аккредитацией журналистов. Защита источника информации. Международные стандарты защиты источника информации.
  • Обязанности журналиста. Злоупотребление правами журналиста. Виды, пределы и условия ответственности журналиста.
    Основные обязанности журналиста: понятие, особенности, классификация. Злоупотребление правами журналиста: виды и ответственность.
  • Проблемы обеспечения безопасности журналиста как лица выполняющего общественный долг. Правоприменительная практика по защите профессиональных прав журналистов.
  • Право на ответ и опровержение. Защита чести, достоинства и деловой репутации. Компенсация морального вреда.
    Право на опровержение и порядок его реализации в контексте законодательства о СМИ. Право на ответ. Внесудебное урегулирование споров об опровержении и праве на ответ. Проблема разграничения «фактов» и «мнений» в материалах СМИ. Судебная практика по делам об опровержении и праве на ответ. Компенсация морального вреда. Судебная практика по делам о компенсации морального вреда. Уголовно-правовая защита чести и достоинства. Клевета и уголовно-наказуемые виды оскорбления в СМИ. Административно-правовая защита чести и достоинства. Соотношение свободы массовой информации с конституционным институтом защиты чести, достоинства и доброго имени.
  • Вмешательство в личную жизнь. Персональные данные. Использование архивных материалов.
    Нарушение неприкосновенности частной жизни. Понятие "общественный интерес". Законодательство о защите персональных данных на национальном и международном уровнях.
  • Роль СМИ в избирательном процессе.
    Основные функции СМИ в избирательной системе. Классификация СМИ в контексте избирательного процесса. Гласность в работе избирательных комиссий и роль СМИ. Участие журналистов в освещении избирательных кампаний. Понятие предвыборной агитации и ее отграничение от освещения избирательной кампании в СМИ. Виды предвыборной агитации. Условия проведения агитации через СМИ. Порядок предоставления бесплатного и платного эфирного времени и печатной площади в СМИ для проведения агитации. Сроки проведения агитации. Порядок обнародования результатов социологических опросов. Проблема равного доступа участников избирательного процесса к СМИ и пути ее решения. Судебная и административная практика по делам, связанным с нарушением правил предвыборной агитации в СМИ.
  • Освещение судебной деятельности в СМИ.
  • Особенности правового статуса СМИ-иноагентов и физических лиц-СМИ-иноагентов.
  • Международное сотрудничество в сфере массовой коммуникации. Правовой статус иностранных корреспондентов и зарубежных СМИ.
  • Особенности правового статуса интернет-СМИ (сетевых изданий). Правовые проблемы, связанные с развитием массовой коммуникации в киберпространстве.
  • Саморегулирование в сфере массовой коммуникации. Опыт Третейского суда по информационным спорам, Судебной палаты по информационным спорам, Большого Жюри СЖР и Общественной коллегии по жалобам на прессу.
  • Что такое дата-журналистика. История дата-журналистики
    Определение. Отличие от классической журналистики. Особенности развития дата-журналистики в России и за рубежом. Тренды отрасли.
  • Что такое данные. Типы и форматы данных
    Определение данных. Большие данные. Отличие данных от информации. Свойства данных. Датасет. Типы переменных. Форматы данных.
  • Получение данных
    Источники данных. Открытые данные. Государственные, общественные и коммерческие данные. Скрейпинг. Краудсорсинг данных.
  • Основы статистики
    Генеральная совокупность, выборка. Основы описательных статистик.
  • Очистка данных
    Признаки грязных данных. Основные ошибки в данных и как их исправить с помощью электронных таблиц.
  • Анализ данных. Гипотезы
    Гипотезы. Выбор темы материала. Постановка гипотез. Вопросы к данным.
  • Основы работы с электронными таблицами
    Базовые функции электронных таблиц: сортировка, фильтрация, условное форматирование, автозаполнение, ВПР.
  • Визуализация данных. Картография
    Основы визуального восприятия. Типы диаграмм. Алгоритм выбора типа диаграмм. Инструменты визуализации. Критерии оценки визуализации. Основы картографии.
  • Дата-истории
    Типы дата-историй. Дата-интервью. Способы формирования дата-репортажа.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа с данными. Посещаемость
  • неблокирующий Работа с данными. Самостоятельная работа
  • неблокирующий Работа с данными. Финальный проект
  • неблокирующий Посещаемость
  • неблокирующий Активность на семинарах (решение кейсов, выполнений заданий, ответы на вопросы)
  • неблокирующий Индивидуальное выполнение контрольных заданий по каждой теме (тесты)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.1 * Работа с данными. Посещаемость + 0.5 * Работа с данными. Самостоятельная работа + 0.4 * Работа с данными. Финальный проект
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.5 * Активность на семинарах (решение кейсов, выполнений заданий, ответы на вопросы) + 0.3 * Индивидуальное выполнение контрольных заданий по каждой теме (тесты) + 0.2 * Посещаемость
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Статистический анализ данных в MS Excel: Учебное пособие / А.Ю. Козлов, В.С. Мхитарян, В.Ф. Шишов. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 320 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование). (переплет) ISBN 978-5-16-004579-5 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/238654
  • Юре Лесковец, Ананд Раджараман, Джеффри Д. Ульма - Анализ больших наборов данных - Издательство "ДМК Пресс" - 2016 - 498с. - ISBN: 978-5-97060-190-7 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/93571