• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Онлайн-шейминг

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс по выбору (Медиакоммуникации)
Направление: 42.03.05. Медиакоммуникации
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 2-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 46

Программа дисциплины

Аннотация

Курс посвящен феномену онлайн-шейминга – публичному осуждению поведения человека или группы, которое представляется нарушением существующих в обществе социальных норм. В этой ситуации медиа (интернет-издания и социальные сети) становятся инструментом надзора и контроля, а также площадкой для дискуссий о морали, (не)допустимых девиациях и санкциях. В то же время эта медийная форма «общественного суда» сама превращается в источник ряда социальных проблем и угроз. В ходе курса будут, в частности, обсуждаться боди-шейминг, слат-шейминг, виктим-шейминг и другие триггеры социального устыжения. В лекционной части курса рассматриваются понятие, виды, инструменты и эффекты медиашейминга, а также фазы этого процесса; особое внимание уделяется риторике шейминга. В практической части курса студентам предлагается проанализировать конкретный случай онлайн-шейминга и представить результаты своего исследования в форме лонгрида или презентации.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование представлений о феномене онлайн-шейминга, как медийной форме «общественного суда».
  • Формирование представления о различных триггерах социального устыжения.
  • Изучение видов, инструментов и эффектов онлайн-шейминга.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Озвучивает определение шейминга.
  • Называет виды шейминга и называет их отличия.
  • Называет технологии и инструменты онлайн-шейминга.
  • Формулирует предпосылки онлайн-шейминга.
  • Анализирует технологии шейминга.
  • Анализирует триггеры социального устыжения.
  • Называет практики устыжения.
  • Дает определения и выявляет отличия между понятиями «стыд», «совесть», «вина».
  • Называет определение нормы.
  • Характеризует специфику нормы в медиапространстве.
  • Формулирует основные последствия шейминга.
  • Называет основные способы обезопасить себя от шейминга.
  • Создает концепции по защите репутации компании или персоны от последствий шейминга.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Понятие и виды шейминга.
    1.1. Определение шейминга 1.2. Предпосылки возникновения шейминга 1.3. Теория М. Лернера о справедливом мире 1.4. Виды шейминга
  • Технологии и инструменты онлайн-шейминга
    2.1. Задачи онлайн-шейминга 2.2. Норма как базовая сущность шейминга 2.3. Создание дискурса инаковости 2.4. Изучение реакции общественности на нарушение нормы.
  • Триггеры социального устыжения
    Дискриминация 3.2. Буллинг и его разновидности 3.3. Социальная стигматизация 3.4. Доксинг 3.5. Порноместь 3.6. Отрицательные отзывы 3.7. Боди-шейминг 3.8. Слат-шейминг 3.9. Виктимблейминг 3.10. Травля
  • Специфика создания нормы в медиапространстве
    4.1. Практики устыжения в новых медиа и социальных сетях 4.2. Схожие элементы в процессах онлайн-шейминга 4.3. Основные темы онлайн-шейминга 4.4. Сходства и различия медиашейминга в традиционных и новых медиа 4.5. Индивидуальный и коллективный онлайн-шейминг
  • Последствия шейминга
    5.1. Вымогательства 5.2. Дегуманизация 5.3. Восстановление правосудия 5.4. Потеря рабочего места 5.5. Репутационные риски и издержки
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Посещаемость
  • неблокирующий Семинары
  • неблокирующий Задание 1
  • неблокирующий Задание 2
  • неблокирующий Задание 3
  • неблокирующий Итоговое задание
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.1 * Задание 1 + 0.1 * Задание 2 + 0.2 * Задание 3 + 0.3 * Итоговое задание + 0.2 * Посещаемость + 0.1 * Семинары
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Губанов Д.А., Новиков Д.А., Чхартишвили А.Г. - Социальные сети: модели информационного влияния, управления и противоборства - Новиков Дмитрий Александрович - 2010 - 226с. - ISBN: 9785-94052-194-5 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/917309
  • Касьянов В. В. - СОЦИОЛОГИЯ МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 221с. - ISBN: 978-5-534-09839-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sociologiya-massovyh-kommunikaciy-428767
  • Килборн Б. - Исчезающие люди: Стыд и внешний облик - ООО "Когито-центр" - 2007 - 269с. - ISBN: 978-5-89353-231-9 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/109176
  • Майерс, Д. Социальная психология : учебник / Д. Майерс. — 7-е изд. — Санкт-Петербург : Питер, 2015. — 800 с. — (Мастера психологии). - ISBN 978-5-496-01498-4. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1055383 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1055383
  • Чернова Г. Р. - СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата и специалитета - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 187с. - ISBN: 978-5-534-08299-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/socialnaya-psihologiya-424764

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Дискурс в современном мире: психологические исследования / под ред. Н.Д. Павловой, И.А. Зачесовой. - Москва : Институт психологии РАН, 2011. - 368 с. - (Труды Института психологии РАН). - ISBN 978-5-9270-0216-0. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1059522
  • Леонов Н. И. - КОНФЛИКТОЛОГИЯ 4-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 395с. - ISBN: 978-5-534-10838-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/konfliktologiya-431669
  • Мощева С.В. - Экспрессивный потенциал текстов массмедиа. Средства аттракции (на материале рекламного дискурса). Часть 1 - Русайнс - 2019 - 94с. - ISBN: 978-5-4365-3812-9 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/933897
  • ПАСТУХОВ А.Г. (2015). О границах медиа: новые медиа и новая медийная культура. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.81AEAFAB
  • Политическая коммуникация: опыт мультимодального и критического дискурс-анализа: Монография / Детинко Ю.И., Куликова Л.В. - Краснояр.:СФУ, 2017. - 168 с.: ISBN 978-5-7638-3468-0
  • Почебут Л. Г. - СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ТОЛПЫ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 153с. - ISBN: 978-5-534-08339-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/socialnaya-psihologiya-tolpy-438248
  • Проблемы психологии дискурса : сборник статей / под ред. Н.Д. Павловой, И.А. Зачесовой. - Москва : Институт психологии РАН, 2005. - 239 с. - ISBN 5-9270-0072-Х. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1058659
  • Противоречие и дискурс. – М.: ИФРАН, 2005. – 184 с. ISBN 5-9540-0023-9 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/346275
  • Тард Г. - Общественное мнение и толпа - Издательство "Лань" - 2014 - 91с. - ISBN: 978-5-507-38120-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/47049
  • Чернышова Л. И. - ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ: ЭТИКА, КУЛЬТУРА И ЭТИКЕТ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ. Учебное пособие для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 161с. - ISBN: 978-5-534-10547-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihologiya-obscheniya-etika-kultura-i-etiket-delovogo-obscheniya-430797
  • Шуровьески Д. - Мудрость толпы. Почему вместе мы умнее, чем поодиночке, и как коллективный разум влияет на бизнес, экономику, общество и государство - Издательство "Манн, Иванов и Фербер" - 2014 - 320с. - ISBN: 978-5-91657-914-7 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/62397