• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Искусство Дальнего Востока и Южной Азии от древности до 1600-х гг.

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (История искусств)
Направление: 50.03.03. История искусств
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 94

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина читается на 2 курсе. Курс посвящен истории искусства и архитектуры Востока от древности до 1600-ых гг.. Особое внимание уделяется искусству стран Дальнего Востока — Индии, Китая, Японии и Кореи. Затрагиваются также вопросы историографии, освещается специфика методов исследования восточного искусства. В процессе изучения курса студенты обучаются пониманию связи художественных явлений и политическим, социальным, культурным и религиозным контекстом времени их создания. Они осваивают современные теоретические подходы и методы изучения искусства Азии указанного периода в контексте буддистского вероучения и местных философских и литературных традиций.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • сформировать у студентов представление о месте и роли искусства и архитектуры азиатского региона древности и средних веков в мировой истории искусства
  • развить представление об основных методах анализа и исследования памятников и явлений, связанных с изучением искусства Азии древности и средних веков
  • выработать умение раскрыть и объяснить наиболее важные закономерности художественных процессов в культурах Азии; раскрыть связь между формально-образной структурой произведения и приоритетными ценностями создавшей её культуры; умение охарактеризовать признаки и общности
  • получить первоначальное представление о стилистических особенностях искусства этого региона в целом, а так же о специфических чертах художественной деятельности, присущих отдельным культурам, регионам и этапам, объединённым понятием искусства Азии с древности до Нового времени
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать хронологию искусства Дальнего Востока и Южной Азии от древности до 1600-х гг.
  • знать основные памятники искусства Дальнего Востока и Южной Азии от древности до 1600-х гг.»
  • знать основные школы и присущие им стилистические особенности
  • знать основные иконографические сюжеты
  • представлять круг основных работ по искусству Дальнего Востока и Южной Азии от древности до 1600-х гг.
  • представлять круг ключевых исследовательских проблем, связанных с искусством Дальнего Востока и Южной Азии от древности до 1600-х гг.
  • уметь понимать специфику художественно-образной структуры искусства Дальнего Востока и Южной Азии от древности до 1600-х гг.
  • уметь атрибутировать произведения искусства Дальнего Востока и Южной Азии от древности до 1600-х гг.
  • уметь ориентироваться и работать с основными трудами по искусству Дальнего Востока и Южной Азии от древности до 1600-х гг.
  • владеть основами научных подходов, выработанных на современной стадии развития искусствоведения
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Искусство Дальнего Востока и Южной Азии от древности до 1600-х гг. Введение. География и периодизация искусства Востока.
    При изучении искусства стран Азии исследователь сталкивается с двумя трактовками развития историю искусства в странах Азии. Одна линия изучения искусства Азии была выработана на рубеже XIX – XX вв. исследователями западноевропейской школы искусствознания, другая же восходит к локальным традициям восприятия истории развития искусства в Азии. Однако, если в начале ХХ века эти две линии воспринимались как взаимоисключающие друг друга, современные исследователи искусства Азии соединяют методы Запада и Востока. В частности, это помогает решить проблему терминологии, которая применяется при описании искусства Азии. Многие техники, которым нет прямых аналогов в европейском искусстве, получают более адекватное описание через локальные термины, которые вводятся в научный обиход. Кроме того, техники реставрации во многом отличаются от западноевропейских даже в работе с подобными материалами, такими как бумагой, деревом, тканями или металлом. Во вводной части также затрагиваются вопросы формирования ведущих музейных и частных коллекций искусства Азии в прошлом и настоящем; а также ведущим исследовательским и экспертным центрам по искусству стран Азии. Азия представляет обширный и чрезвычайно разнообразный ареал как географически, так и с исторически-культурной точки зрения принимая в расчёт многообразия возникших там цивилизаций. Тем не менее, в её истории можно выявить несколько ключевых явлений, ставших своего рода связующими нитями для развития всего континента. Такими стали, в первую очередь, религия и торговля. В древности наиболее заметную роль сыграли буддизм и Великий шелковый путь, а в средневековье – индуизм, конфуцианство и морские пути, связавшие прибрежные города Индии, Китая и Юго-восточной Азии. Поэтому в рамках данного курса акцент будет сделан не только на понимание самобытных особенностей развития культур отдельных стран, но и на изучение взаимосвязей между различными явлениями в искусстве Азии. География и периодизация искусства древнего и средневекового Востока. Общая характеристика и специфика развития каждого региона (Индия, Шри-Ланка, Китай, Япония, Корея, страны Юго-Восточной Азии, Центральноазиатского и Гималайского регионов). Религии Азии. Торговые и культурные контакты между разными регионами. Этапы изучения древнего и средневекового искусства Востока и особенности периодизации. Основные коллекции искусства Востока.
  • Искусство Дальнего Востока и Южной Азии от древности до 1600-х гг. Искусство древнейшего периода на Дальнем Востоке.
    Исследование древнейшего искусства является одной из наиболее динамичных и быстро развивающихся областей в китаистики, кореистике и японистики. Результаты новых археологических раскопок проводимых на Дальнем востоке, в особенности в Киате, в последние десятилетия ХХ века, уже привели к переосмыслению целого ряда устоявшихся представлений о развитии древнего искусства. Раскопки древнейших поселений, новые памятники живописи и пластики, позволяют значительно расширить наше представление о возникновении китайской цивилизации, её истоках и взаимодействии с другими культурами. Искусство древнейшего период истории Китая охватывает изучение наиболее протяженного по времени периода китайской истории начиная с периода неолита (VІІІ–ІІІ тыс. до н.э.), затем эпохи ранней бронзы и периода династии Шан-Инь (ІІ тыс. до н.э.) , заканчивая памятниками периода династии Чжоу (XІ–ІІІ в до н.э.). Сяньсидуй. Культура Дзёмон в Японии и культ солнца. Культура Яёй и формирование культа синто (святилище Исэ-дзингу, Идзумо –тайся). Особеностиминстоиской архитектуры и организации пространства святилища. Влияние на последующее развитие японской архитектуры. Искусство периодов Цинь и Хань (ІІІ в. до н.э. — ІІІ в. н.э.)позволяет проследить пути формирования самобытного китайского стиля в архитектуре, и в особенности в живописи и пластике, где происходит переход от абстрактного символизма ранних периодов к фигуративным и антропоморфным образам. Основным источником наших знаний об этом периоде выступают археологические раскопки гробниц (гробница императора ЦиньШихуанди (ІІІ в до н.э.). Истоки корейской культуры относятся к VІІІ тысячелетию до н.э., но сложение первых государственных образований относится к Периоду Трех государств: Когурё, Пякче и Силла (ІV – VІІвв н.э.). Искусство этого периода представлено предметами и живописными композициями из гробниц правителей: живописные композиции «Комплекса гробниц царства Когурё» (37 г до н.э. – 668 г н.э.); золотые предметы из гробница царя Мурёнг царства Пэкче (правил 501–523); живописное изображение «небесного коня» в гробнице Чхонмачон (V–VІвв).
  • Искусство Дальнего Востока и Южной Азии от древности до 1600-х гг. Искусство Древней Индии.
    Более четырёх тысяч лет назад в бассейне Инда сформировалась высокоразвитая городская культура, сопоставимая с такими очагами мировой цивилизации, как Междуречье и Египет. Её открытие и исследование в начале XX в. произвело переворот в научном мире того времени и заставило ученых иначе взглянуть на историю древнего мира. Памятников материальной культуры следующего крупного периода (т.н. «ведийского») практически не известно. Однако он, безусловно, важен для понимания истории индийского искусства. В это время происходит активное взаимодействие пришедших на территорию Индии арийских племён с автохтонным населением, закладываются основы культурного творчества последующих эпох. На рубеже нашей эры буддизм, зародившийся в северо-восточной части субконтинента в середине I тысячелетия до н.э., достиг статуса религии, поддерживаемой правителями и охватившей большую часть центральной и северной Индии. Памятники начала нашей эры, такие как ступа в Санчи и храм в Карли, демонстрируют уже сложившийся и развитый художественный язык, в котором по-новому переосмысляется наследие добуддийского искусства. Искусство династии Маурьев (317–180 гг. до н.э.). Империя Маурьев при царе Ашоке и первые образцы искусства буддизма. Аниконическая стадия искусства буддизма. Ворота ступы в Бхархуте, ок. 100 г до н.э. Комплекс ступы в Санчи, II–I в. до н.э. Первые буддийские чайтьи в Карли и Бедсе (обе – I в. до н.э.). Эллинистическое и последующая традиция римского искусства, пришедшие вместе с мастерами и торговцами с Запада по Шелковому пути, при взаимодействии с буддизмом породила уникальное явление, в котором соединились Запад и Восток — искусство Гандхары и северной Индии периода Кушанского царства (I–III вв. н.э.). Антропоморфные изображения Будды и, в особенности, бодхисаттв — новое явление буддийского искусства. В это же время существовали и другие, собственно индийские скульптурные школы: Матхуры (II–VI вв.), Амаравати и др. Число живописных памятников ранней индийской живописи немногочисленно, но росписи IV–VII вв. в Аджанте (Индия), Сигирии (Шри-Ланка) и некоторые другие памятники дают возможность составить представление об уровне и направлении развития индийской живописи начала н.э., отзвуки которой можно увидеть в памятниках буддийского искусства Китая и Средней Азии вплоть до средних веков.
  • Искусство Дальнего Востока и Южной Азии от древности до 1600-х гг. Искусство Южной Азии в средние века.
    В средние века индуизм постепенно вытесняет буддизм и становится ведущим фактором, определяющим развитие искусства Индии с VI в. и до прихода ислама, а на юге — вплоть до настоящего времени. Раннее средневековье (VII–VIII вв.) отмечено созданием таких уникальных ансамблей индуистской архитектуры и скульптуры, как пещеры на о. Элефанта, скальные храмы Эллоры в Махараштре и храмовые комплексы юга — Махабалипурам и Паттадакал. В это время формируется тип индуистского храма и его оформления, остающийся каноническим на протяжении веков. Понимание индуистского искусства с присущим ему внутренним разнообразием требует от исследователя детального знания историко-политического и религиозно-философского контекста времени, без которых ему будет трудно понять особенности сложения стиля и создания определённого художественного образа. Высокое средневековье ознаменовано расцветом цивилизации Чола на тамильских землях; ее мастера проявили себя в строительстве грандиозных храмовых комплексов (Танджавур, Гангайкондачолапурам) и создании изысканной бронзовой скульптуры. Одновременно развивались традиции северной (Кхаджурахо, скульптурные храмы которого чудом уцелели в войнах с мусульманами), юго-западной (школа Хойсала) и восточной (Бхубанешвар и Конарак) Индии. Традиции Чола были продолжены и развиты в искусстве империи Виджаянагар (XIV–XVI вв.) и непрерывно обновляющихся действующих грандиозных комплексах храмов Тамилнаду (Чидамбарам, Мадурай и др.). Традиция иллюстрирования рукописных книг на субконтиненте существовала, вероятно, начиная со II пол. I тысячелетия н.э., но наиболее ранние образцы индийской миниатюрной живописи известны лишь с X-XI вв. На западе, на территории современного Гуджарата, иллюстрировались в основном джайнские сочинения; на востоке, в Бихаре и Бенгалии – буддийские. Восточноиндийская традиция с приходом ислама была продолжена на севере, в частности, в Непале. Гуджаратская получила развитие в т.н. «период султанатов» и стала одним из источников формирования стиля раджпутской живописи индийского средневековья.
  • Искусство Дальнего Востока и Южной Азии от древности до 1600-х гг. Искусство Гималайского региона.
    Гималайский регион, несмотря на труднодоступность и суровые условия для жизни, известен присущим ему культурным разнообразием. Здесь сходятся границы множества государств, и искусство каждой историко-культурной области – Кашмира, Ладакха, Непала, Бутана, etc – обладает своими особенностями. К северу от главного хребта расположено обширное Тибетское нагорье. Искусство Тибета формировалось с VII в. под сильным влиянием индийского; ключевым памятником этого периода является храм Джоханг в Лхасе. Буддизм ваджраяны стал повсеместно распространяться только после XI в. и обусловил совершенно особый путь местного искусства, отличающегося сложнейшей иконографией. Огромной изысканности и сложности достигли бронзовая скульптура и иконы на ткани (тангка). В это же время формируются и обусловленные экстремальной географической ситуацией архитектурные техники и типы зданий, сохранившие грандиозные и мало исследованные циклы монументальной живописи (монастырь Сакья, 1268–1276, и Шалу, 1290–1333). К сер. XV в. искусство Тибета обрело свою каноническую форму, отличным примером которой являются архитектура, росписи и скульптуры монастыря Пелькор-Чодэ в Гьянце — храма Цуклаханг (1418–1425) и уникального кумбума, многоэтажной ступы с храмами (1427–1439). Дальнейшей развитие тибетского искусства идет по пути постепенного заимствования и интеграции китайских форм. Крупнейшим ансамблем архитектуры, живописи и скульптуры позднего периода, полностью сохранившимся до наших дней, является дворец далай-лам Потала в Лхасе (1645–1693). После политического подчинения Тибета манчжурским правителям Китая влияние китайского искусства становится доминирующим, при этом сохраняется и уникальная иконография буддизма ваджраяны, и все базовые стилистические особенности тибетского искусства.
  • Искусство Дальнего Востока и Южной Азии от древности до 1600-х гг. Искусство Китая, Кореи и Японии, І – XVІ вв. Искусство буддизма в Китае.
    Искусство Китая первых веков нашей эры связано с проникновением буддизма и усвоением, и последующей разработкой его художественного языка китайскими мастерами: живопись и скульптура буддийского монастырского комплекс Дуньхуан, ІV–VІІвв; пещерный комплекс Юньган, V в, ок. г. Датун. Пещерный комплекс Лунмынь, V–XІІ вв. Типология китайской архитектуры средних веков: буддийская архитектура и комплексы императорского культа. Конструктивные особенности китайской деревянной архитектуры: система доу-гун. Кирпичные пагоды раннего средневековья: Сунъюэ в пров. Хэнань (523), Большая (652) и Малая (707) пагоды диких гусей в Сиане. Архитектура и скульптура высокого средневековья. Развитие деревянной архитектуры от старейших сохранившихся построек (храм монастыря Наньчань, 782, и Большой Восточный зал монастыря Фогуан, 857, оба пров. Шаньси) до обширных развитых комплексов (монастырь Дуле, 984, пров. Хэбэй, монастырь Цзиньси, 1023–1087, пров. Шаньси). Скульптурные группы в буддийских монастырях: развитие иконографии и стиля. Колоссальные статуи Гуанинь. Разнообразие технологий возведения и типологии пагод: «Железная» в Кайфыне, 1049, в монастыре Фогун в Йиньсяне, 2-я четв. XII в. (самое высокое деревянное здание в мире), Люхе в Ханчжоу, 1156–1165, Белая в Хух-Хото, Внутренняя Монголия, 1162).
  • Искусство Дальнего Востока и Южной Азии от древности до 1600-х гг. Искусство Китая, Кореи и Японии, І – XVІ вв. Искусства буддизма в Корее.
    Под влиянием Китая в VІ в. в Корее утвердился буддизм. Мастера Когурё ориентируются вначале на образцы династии Северная Вэй (502–557), однако мастера царств Пэкче и Силла в VІІ¬–VІІІ вв. находят новый самобытный язык в трактовке образов Будд и в особенности Бодхисаттв, создавая подчёркнуто лиричные и одухотворённые образы (Бодхисаттва Майтрейя, Нац. Сокровище №83, начVІІ). Лица часто тронуты характерно улыбкой («улыбки Пэкче» ):Триада Будды на скале Унсанмё, к.VІ– н.VІІ вв. Архитектурные ансамбли сохранились крайне плохо, так как в основном строились из дерева и часто страдали от пожаров. К периоду объединенного государства Силла (VІІІ–ІXвв) относятся самые ранние из сохранившихся комплексов: храмовый ансамблm в Пульгукса (основан 528, строительство 751-774): сохранились лестница, пагоды Сокка-тхам (751) и Табо-тхан (751); святилище Соккурам в монастыре Соккульса (751 г) известное своим скульптурным ансамблем. Период Корё (918–1392) с его политической стабильностью и возрождением буддизма связан и развитием искусств, стиль которых отличается рафинированностью и утонченностью. Контакты в Китаем на раннем этапе оказывают большое влияние на формирование стиля и иконографии корейского искусства этого периода. Предпринимаются крупные архитектурные проекты: строительство дворца Манвольдэ в Кегэне; строятся буддийские горные храмы и монастыри: храмовый ансамбль Пусокса (1016, 1376); Зал Кынак-чжон (нач. 1200) храма Бончжонса. Буддийская скульптура продолжает развивать стиль, выраотанный в Объединённой Силле: Сидящий Будда Шакьямуи (Н.С. №332; железо, X в.); тысячерукий Бодхисаттва Авалокитешвара (позолоченное железо, X–XІ вв.). Монументальная живопись сохранилась крайне плохо: Шесть буддийских божеств из храма Пусокса (1377-79). Буддийская живопись представлена в основном живописью на свитках, в печатных и рукописных книгах и свитках. Светская живопись почти не сохранилась: «Охота в горах» художика и поэта И ДжеХёна (1287–1367).
  • Искусство Дальнего Востока и Южной Азии от древности до 1600-х гг. Искусство Китая, Кореи и Японии, І – XVІ вв. Искусства Буддизма в Японии в периода Асука и Нара.
    Искусство Японии V–VІІ вв. определяется активным взаимодействием с буддизмом, пришедшим через Корею из Китая. Не только археологические раскопки и письменные источники, но скульптура, живописные и архитектурные памятники позволяют составить довольно полное представление том, откуда и какие образцы попадали в Японию, как эволюционировали принятые модели и вырабатывался новый самобытный стиль буддийского японского искусства: архитектура комплексы периодов Асука и Нара (VI – IX вв.); скульптура периода Асука и Нара. Столичные комплексы первых столиц.
  • Искусство Дальнего Востока и Южной Азии от древности до 1600-х гг. Искусство Китая, Кореи и Японии, І – XVІ вв. Становление китайской живописи: основные принципы, виды, жанры.
    Период с начала VІІ века характеризуется наиболее активными контактами империи с внешним миром, о чём можно судить как по находкам из гробниц династии Тан, так и по литературным источникам. В этот период происходит становление живописной традиции китайской светской живописи. Согласно китайской историографии в период Тан и период Пяти династий (907–960) происходит не только совершенствование техники, но и её эстетическое осмысление. Тем не менее, если буддийское искусство представлено оригинальными скульптурными и живописными памятниками сохранившимися внутри крупных буддийских храмовых комплексов, таких как пещеры Могао, Безеклик или Куча, то светское живописное искусство нам известно в основном по поздним копиям и описаниям. Светская живопись династий Вэй и Тан. Творчество художника Гу-кай-чжи (344-406) «Наставления придворным дамам (поздняя копия (Британский музей, Лондон), «Мудрые и добропорядочные женщины» (копия 10-11 в), музей Гугун, Пекин; «Фея реки Ло» (копия 12-13 вв), галерея Фрир, Вашингтон.
  • Искусство Дальнего Востока и Южной Азии от древности до 1600-х гг. Искусство Китая, Кореи и Японии, І – XVІ вв. Искусство живописи в Китае при династии Сун (960–1279), Юань ( 1271–1368).
    Династия Сун (960–1279) и династия Юань (1271–1368) считаются золотым веком китайской живописи, когда высочайших вершин достигает пейзажный жанрстал одним из значительных явлений китайского искусства. Не смотря на то, что пейзаж, будучи категорией универсальной, даёт возможность анализировать его используя универсальный язык искусствоведческого анализа, китайский пейзаж демонстрирует, насколько знание культурного контекста, техники, и даже особенностей рассматривания картины внутри, может обогатить наше восприятие произведения. В годы правления монгольской династии Юань (1271–1368), живопись приобрела особое значение. С одной стороны были придворные живописцы, выполняющие живописные заказы нового двора, поощрявшего изображения сцен охоты и «портретов» прославленный лошадей (Чжаомэнфу, 1254–1322), с другой стороны был целы ряд художников, которые предпочли уединение вдали от столицы славе придворного художника. Лирические пейзажи и композиции в жанре «цветы-и-птицы» художника и каллиграфа Ни Цзаня (1301–1374) считаются образцом «отшельнического» стиля династии Юань. Кроме того, в период Юань является важным этапом в развитии китайского фарфора, когда происходит формирование новых центров в провинции Цзянси. Печи Цзиндэчжэнь становятся центром производства фарфора для всей империи, выпуская типичные для династии Юань предметы с синей (кобальт) и красной ( медь) подглазурной росписью. Размеры предметов увеличиваются по сравнению с предыдущей эпохой.
  • Искусство Дальнего Востока и Южной Азии от древности до 1600-х гг. Искусство Китая, Кореи и Японии, І – XVІ вв. Живопись и декоративно-прикладное искусство династии Мин (1368–1644).
    С эпохой династии Мин связано строительство огромных архитектурных комплексов и новый этап в развитии как живописи, так и всех искусств, хотя для ранней минской живописи характерна ориентация на образцы прежних эпох, в первую очередь на живопись династии Сун. В 1420-30-е гг происходит возрождение Императорской Академии живописи. Большое внимание уделяется портретной живописи и жанру «цветы-и-птицы». Расцвет связывается с именами художников: БяньЦзинчжао (Вэньцзинь) (работал 1410-35), его учеником Линь Ляном ( ок. 1410–ок. 1490), а так же Люй Цзи (ок. 1439–ок.1505), создавшего так называемы « минский академический стиль» и оказавший сильное влияние на все последующие поколения художников, работающих в этом жанре. Императоры династии Мин так же занимались живописью. Прославленным живописцем в анималистическом жанре был 5-й император ЧжуЧжаньцзи (1399–1435). В жанре пейзажной живописи ведущими были независимые от Академии школы: школа У во главе с Шэнь Чжоу (1427–1509), школа Чжэ (художник Дай Цзинь, родился ок. 1430) и Хуатинская ( или Сунцзянская) школа во главе с художником и теоретиком живописи ДунЦичаном (1555–1636). В жанре исторической и жанровой живописи прославленным мастером был художник-самоучка, изучавший технику старых мастеров — Цю Ин (ок. 1475–ок. 1552). В производстве фарфор династии Мин сохраняет и укрепляет своё значение центры Цзиндэчжэнь в пров. Цзянси, а так же центр Дэхуа в провинции Фуцзянь, арики которого начинают производство экспортного фарфора.
  • Искусство Дальнего Востока и Южной Азии от древности до 1600-х гг. Искусство Китая, Кореи и Японии, І – XVІ вв. Искусство средневековой Японии, кон. VІІІ– кон XVІ в
    С периодом Хэйан (794-1184) связывают новый этап в искусстве Японии — оформления самобытных школ в литературе, каллиграфии, живописи, скульптуре и архитектуре. Светское искусство и религиозное сосуществуют в тесном взаимодействии и по всей видимости оказывая большое влияние друг на друга. Китайские образцы в градостроительной программе при строительстве новой столицы Хэйан-кё (современный Киото) и императорского дворца. Светская архитектура: синдэн-дзукури. Амидаизм и распространение эзотерического буддизма: храм Феникса в монастыре Бёдоин в Удзи (1053г.). Сложение живописи ямато-э: «Повесть о Гэндзи» (XІІ в). Период Камакура связан как с переходом фактической власти к воинскому сословию и появлению фактической новой столицы в г. Камакуре в регионе Канто, так и с новой волной китайского влияния, связанной с распространением дзэн-буддизма. Однако, в искусстве наиболее яркие памятники связаны не с китаизированной традицией, а с местной школой буддийской деревянной скульптуры в Киото мастера Ункэя и его сына Тонкэя. В период Муромати (1333-1573) продолжают активные контакты с Китаем, оказавшие значительное влияние на формирование японской школы монохромного пейзажа XV в внутри дзэнских монастырей: Сюбун (?– ок.1444-50), Сэссю (1420–1506). В то же время это период активного переосмысления китайской традиции и снова, как в эпоху Хэйан вырабатывания своего самобытных жанров и методов, проявляющихся прежде всего в таких искусствах как театр ( Но:), в садовом искусстве в виде сухого сада ( карэ-сан-суй), и в чайной церемонии ( тя-но-ю), оказавшей влияние на формирваие новых школ в керамике. В архитектуре этого периода складываются основные формы и элементы оформления кабинета, а позднее и гостиной японского дома (стиль сёин-дзукури). Дворцовая архитектура: павильон Кинкакудзи (1394) и Гинкакудзи (1489.)
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тест
  • неблокирующий Доклад-эссе
    При подготовке доклада (устное выступление продолжительностью 20-25 минут с прилагаемой презентацией на 10-15 слайдов) студент должен показать способность самостоятельно анализировать произведения, понимание контекста и условий их создания, пользоваться широким кругом литературы, в том числе на иностранных языках. В докладе, который сопровождается показом слайдов в формате PowerPoint или аналогичном, студент должен продемонстрировать владение логикой презентации. Доклад осуществляется в рамках семинарских занятий и сопровождается дискуссией, в ходе которой студент должен продемонстрировать владение материалом и способность отвечать на замечания оппонентов.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в форме письменного теста (40 мин).
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.4 * Доклад-эссе + 0.2 * Тест + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Behrendt, K. A., & Brancaccio, P. (2006). Gandhāran Buddhism : Archaeology, Art, and Texts. Vancouver [B.C.]: UBC Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=385375
  • Bushell, S. W. (2012). Chinese Art. New York: Parkstone International. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=455924
  • Elkins, J. (2010). Chinese Landscape Painting as Western Art History. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edseur&AN=edseur..9200234.BibliographicResource.3000051363161
  • Введение в историческое изучение искусства, Виппер, Б. Р., 2010
  • Средневековый Восток : учеб. пособие для вузов, Коновалова, И. Г., 2008

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Bush, S., & Shih, H. (2012). Early Chinese Texts on Painting (Vol. [2nd ed.?]). Hong Kong: Hong Kong University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=544264
  • Varley, H. P. (2000). Japanese Culture (Vol. 4th ed. updated and expanded). Honolulu: University of Hawaii Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=39149