• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Творческий семинар

Статус: Курс обязательный (Литературное мастерство)
Направление: 45.04.01. Филология
Кто читает: Школа филологии
Когда читается: 2-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения: Full time
Прогр. обучения: Литературное мастерство
Язык: русский
Кредиты: 6

Программа дисциплины

Аннотация

В ходе освоения данной дисциплины у студентов формируются навыки грамотного построения художественного текста, чувства индивидуального художественного стиля, развивается представления об архитектонике и композиции, о о месте автора в прозаическом художественном тексте. Курс нацелен на подготовку к профессиональной деятельности, в том числе – развитие у студентов навыка написания текста любого жанра и любой сложности – от рассказа, арт-эссе или книжной рецензии до сценария фильма, готового к производству. Текущий контроль включает в себя домашние задания. Курс завершается экзаменом.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Обучение студентов навыкам грамотного построения художественного текста, развитие представления об архитектонике и композиции;·
  • Формирование у студентов чувства индивидуального художественного стиля;
  • Развитие у студентов способности к созданию живых и полноценных героев, как главных, так и второстепенных;
  • Развитие у студентов представления о месте автора в прозаическом художественном тексте;
  • Формирование у студентов навыков анализа художественных текстов – как своих, так и чужих – с точки зрения автора, а не читателя;
  • Подготовка к профессиональной деятельности, в том числе – развитие у студентов навыка написания текста любого жанра и любой сложности – от рассказа, арт-эссе или книжной рецензии до сценария фильма, готового к производству.
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Знание основных жанров и видов сюжетов, характерных для художественной прозы;
  • Знание основных законов создания прозаического художественного текста заданного жанра;
  • Знание культурного, исторического и профессионального контекста, необходимого для создания художественного текста;
  • Умение анализировать художественные тексты (как свои, так и чужие), видеть и понимать профессиональные ошибки и достижения и применять эти знания в практической работе;
  • Владение стилистическим инструментарием во всем его разнообразии;
  • Умение создавать полноценные художественные тексты в заданном жанре;
  • Владение созданием интриги, умение задавать конфликт и удерживать читательский интерес;
  • Умение создавать полноценных героев прозы - как главных, так и вспомогательных.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Как обрести свой голос. История и поэтика жанров
    Раздел 1 Как писать смешно? Поэтика смешного. Ирония, сатира, сарказм. История жанра. Техника смешного: гипербола, ирония, абсурд. Источники Твен М. Дневник Адама Тэффи. Как я писала роман Зощенко М.М. Аристократка. Качество продукции. Научная литература Бахтин М.М. Франсуа Рабле и народная смеховая культура средневековья и Ренессанса. М., 1965. Беленький М.С. Биография смеха. М.: Худ. лит., 1991. Николаев Д.Д. Юмористическая проза Тэффи // Тэффи НА. собр. соч. Т. 1. И стало так... М.: Лаком, 1997. С. 30—40. 52. Чудакова М.О. Поэтика Михаила Зощенко. М., 1979. Раздел 2 Готическая традиция в мировой литературе. Хоррор. История жанра. Работа с деталью. Создание атмосферы страха и напряжения в тексте. Источники Эдвард Бульвер-Литтон. Лицом к лицу с призраками Эдгар По. Маска красной смерти Стивен Кинг. Бука. Корпорация «Бросайте курить». Карниз. Научная литература Вацуро В.Э. Готический роман в России Раздел 3 Детективный жанр. История жанра. Трехчастная структура. Главный герой и его роль в расследовании. Виды и подвиды детективов. Как увлечь читателя расследованием. Источники Эдгар По. Убийство на улице Морг Конан Дойль. "Пестрая лента Научная литература Моисеев П.А. Поэтика детектива / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. Дополнительная литература Шкловский В.Б. О теории прозы. Новелла тайн Раздел 4 Магический реализм. История жанра. Особенности магического реализма. Природа таинственного. Источники Хулио Кортасар. Непрерывность парков.Другое небо Научная литература Кофман А.Ф. Истоки магического реализма (аудио) Кофман А.Ф. Проблема «магического реализма» в современном латиноамериканском романе // Современный роман. Опыт исследования. М., 1990. Дополнительная литература Zamora, Lois Parkinson; & Wendy B. Faris (Eds.) (2003). Magical Realism: Theory, History, Community (4th ed.) Durham & London: Duke University Press. Раздел 5 Научная фантастика. Современные поджанры (кибер-панк, стим-панк). Фэнтези. Секреты успеха у читателя. Баланс между «о чем» и «как». Источники Дэниел Киз. Цветы для Элджернона Кир Булычев. Можно попросить Нину Научная литература Головачева И.В. Фантастика и фантастическое: поэтика и прагматика англо-американской фантастической литературы. СПб.: ИД «Петрополис», 2013. Раздел 6 Утопия, антиутопия. История жанра. Создание будущего. Особенности конструирования воображаемого мира. Роль антиутопий в мировой литературе Источники Евгений Замятин. Мы. Дж. Оруэлл. 1984. Научная литература Замятин Е. «Мы»: Текст и материалы к творческой истории романа / Сост., подгот. текста, публ., коммент. и статьи М.Любимовой и Дж. Куртис. — СПб.: Мiръ, 2011. Чаликова В.А.Комментарии к роману Дж. Оруэлла «!984» Дополнительная литература Чанцев А. Фабрика антиутопий:Дистопический дискурс в российской литературе середины 2000-х
  • Роман как вершина жанра. Исторический и практический подход.
    В ходе семинарско-лекционной работы рассматривается следующий круг проблем: Раздел 1 Замысел. Работа над цельностью замысла. Романные слои. Особенности создания романного текста. Научная литература Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство. 1979. http://www.infoliolib.info/philol/bahtin/indexa.html Раздел 2 Романное дыхание. Атмосфера в тексте. Повествователь и автор. Научная литература Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. Раздел 3 Как свести воедино романные линии. Второстепенные герои в романе. Научная литература Вольф Ю. Структура повествования – Литературный мастер-класс. М.: Иванов, Манн и Фербер, 2014. С. 105- 169. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М., 1970 Трубин Д. Анатомия истории: 22 шага к созданию успешного сценария. М.: Альпина нон-фикшн, 2017. Дополнительная литература Райнкинг Дж.Э., Харт Э.У., Остен Р.фон дер. Композиция. Шестнадцать уроков для начинающих авторов. М.: Флинта, Наука, 2008. Раздел 4 Сбор материала, работа над фактурой. Научная литература Вольф Ю. Литературный мастер-класс. М.: Иванов, Манн и Фербер, 2014. Раздел 5 Типы романов. Исторический, социальный, фантастический, философский роман. Роман воспитания. Типология, история жанров, их особенности. Научная литература Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике. Бах- тин М. М. Эпос и роман. - СПб.: Азбука, 2000.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Домашние задания
    Оценивается обсуждение письменных домашних заданий в рамках аудиторных занятий.
  • неблокирующий Проект
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.15 * Домашние задания + 0.7 * Проект + 0.15 * Работа на семинарах
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Faris, W. B., & Zamora, L. P. (2012). Magical Realism : Theory, History, Community. [N.p.]: Duke University Press Books. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1362478
  • Выготский Л. С.-ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА-М.:Издательство Юрайт,2019-414-Антология мысли-978-5-534-09445-9: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/psihologiya-iskusstva-437512

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Готический роман в России, Вацуро В. Э., Селезнева Т. Ф., 2002