• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Когнитивные процессы

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Направление: 45.03.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Когда читается: 3-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Фаликман Мария Вячеславовна
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 36

Программа дисциплины

Аннотация

В курсе кратко освещается становление предмета психологии как науки и основные этапы её развития, рассматривается история когнитивной психологии и когнитивной науки как области междисциплинарных исследований познания, а также сложившиеся в её рамках подходы к познанию. Обсуждается специфика исследований познания в психологии, приводятся определения основных познавательных процессов: ощущения, восприятия, мышления, памяти, внимания и воображения. Рассматриваются важнейшие феномены восприятия, мышления, памяти и внимания, а также основания для классификации этих процессов, предложенные как в классической, так и в современной психологии познания. Излагаются фундаментальные подходы к их изучению и теории, предложенные для их объяснения, а также эмпирические данные, раскрывающие их механизмы. В курсе анализируются как низкоуровневые механизмы познания, нашедшие отражение в моделях, разрабатываемых в рамках когнитивной психологии, так и культурно-историческая природа человеческого познания.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель освоения дисциплины состоит в том, чтобы студенты ознакомились с предметом психологии, с основными закономерностями строения, функционирования и развития человеческой психики, с местом психологии в ряду других дисциплин, с классическими теориями познания и современным состоянием данной области, с основными направлениями эмпирических исследований познавательных процессов и их моделями, предложенными в современной когнитивной психологии; получили представление об основных принципах и методах планирования и проведения психологического эксперимента и анализа его результатов.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Обучающийся может дать определения основных познавательных процессов (ощущение, восприятие, мышление, память, внимание, воображение) и привести примеры соответствующих феноменов.
  • Обучающийся способен обозначить предпосылки "когнитивной революции" в психологии.
  • Обучающийся может назвать основные составляющие когнитивной науки и привести примеры междисциплинарных областей исследования
  • Обучающийся может назвать несколько вариантов оснований для классификации ощущений
  • Обучающийся может обозначить предмет и задачи психофизики
  • Обучаемый может назвать основные классы феноменов восприятия, дать их определения и привести примеры
  • Обучаемый может обозначить подходы к объяснению восприятия и указать различия между ними
  • Обучаемый способен дать объяснения основных типов иллюзий зрительного восприятия (иллюзии восприятия формы и размера, иллюзии восприятия движений, "предметные" иллюзии)
  • Обучаемый может назвать различные основания для выделения видов мышления и привести примеры соответствующих феноменов
  • Обучаемый может обозначить основные подходы к исследованиям мышления и привести примеры объясняемых ими экспериментальных фактов
  • Обучаемый может обозначить возможности и ограничения моделирования мышления в системах искусственного интеллекта
  • Обучаемый может привести примеры когнитивных искажений, стоящих за ограниченной рациональностью человека
  • Обучаемый может обозначить основания для выделения видов памяти и привести конкретные примеры феноменов, относящихся к разным видам памяти
  • Обучаемый может описать специфику процессов запечатления, хранения, извлечения и забывания информации в ультракратковременной (сенсорной), кратковременной (рабочей) и долговременной памяти и назвать функции этих систем памяти
  • Обучаемый может назвать основные закономерности работы памяти как репродукции и памяти как конструктивного процесса
  • Обучающийся может назвать свойства внимания и привести примеры диагностических инструментов для их измерения
  • Обучающийся может объяснить принципы работы основных моделей внимания в когнитивной психологии (модели селекции, модели распределения ресурсов внимания)
  • Обучающийся может обозначить виды внимания и объяснить различия между ними
  • Обучающийся ознакомлен с основными методами стимуляции творчества и понимает их возможности и ограничения
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в психологию познавательных процессов
    Специфика исследований познания в психологии. Основные познавательные процессы и их определения. Классификация познавательных процессов по Л.М. Век­керу: собственно познавательные процессы (ощущение, восприятие, мышление) и «сквозные» психические процессы (память, внимание, воображение). Примеры универсального характера «сквозных» психических процессов: перцептивное и творческое воображение. Особое место речи в системе познавательных процессов: проблема опосредствования и регуляции познания. Понятие высших психических функций (Л.С. Выготский) и их свойства.
  • История современной когнитивной психологии
    Зарождение когнитивной психологии. Предшествующие влияния (гештальтпсихология, когнитивный необихевиоризм Э. Толмена, генетическая психология Ж. Пиаже, нейропсихологические исследования локализации психических функций и др.). Информационный подход к познанию: метафора переработки информации. Симпозиум в Массачусетском технологическом институте 11 сентября 1956 года (доклады Дж.  Миллера, Н. Хомского, А. Ньюэлла и Г. Саймона) и традиция междисциплинарных исследований познания. Когнитивная наука и ее образующие: экспериментальная психология познания, нейронаука, философия сознания, искусственный интеллект, лингвистика, когнитивная антропология и др. Основные подходы в когнитивной науке: символьный, модульный и нейросетевой (коннекционизм).
  • Ощущение
    Классификация ощущений: структурный, функциональ­ный и генетический подходы. Анализ ощущений в классической психологии сознания. Структурализм Э. Титченера и теория специфических энергий органов чувств И. Мюллера. Критика структурализма. Введение в психофизику. Понятия абсолютного порога, относительного порога, чувствительности, психофизического закона. Виды шкал. Прямое и косвенное шкалирование ощущений. Классические психофизические законы и теория обнаружения сигнала.
  • Восприятие
    Основные классы феноменов восприятия: сенсорные качества, конфигурации, константность, субъективные шкалы, предметность (означенность) и установка. Определения и примеры. Двойственная природа образа восприятия: «чувственная ткань» и предметное содержание. Теоретические подходы к восприятию: объектно-ориентированный и субъектно-ориентированный. Восприятие удаленности и глубины: механизмы стереозрения. Две системы восприятия движения: «глаз-голова» и «изображение-сетчатка». Проблема стабильности видимого мира и иллюзии восприятия движения. Проблема константности восприятия: основные теоретические решения. Предметность восприятия. Исследования инвертированного и псевдоскопического зрения. Влияние потребностей и эмоций на восприятие: изучение установки в восприятии в школе «Новый взгляд» Дж. Брунера.
  • Мышление
    Виды мышления. Основные подходы к изучению мышления. Фундаментальные мыслительные акты в формальной логике (понятие, суждение, умозаключение) и их исследование в психологии мышления. Формирование понятий (ассоциативный и экспериментально-генетический подходы; исследование стратегий формирования искусственных понятий в работах Дж. Брунера). Понимание суждений. Решение силлогизмов («мышление в узком смысле» в работах У. Джеймса, современные исследования Ф. Джонсон-Лэйрда и др.). Традиция исследований решения творческих задач в гештальтпсихологии. Понятия функционального решения и инсайта. Информационный и психологический подходы к мышлению. Возможности и ограничения моделирования процесса решения мыслительной задачи в системах искусственного интеллекта. Проблема принятия решения. Исследования ограниченной рациональности А. Тверски и Д. Канемана.
  • Память
    Основные процессы памяти (запечатление, сохранение воспроизведение). Виды памяти. Память и научение. Ассоциативный подход к памяти (исследования Г. Эббингауза и исследования научения в бихевиоризме). Критика ассоцианизма. Память как конструктивный процесс: эксперименты Ф. Бартлетта и понятие схемы. Виды схем: прототипы и стереотипы, сценарии, когнитивные карты. Понятие «рамки» (фрейма) и использование схем в экспертных системах и иных системах искусственного интеллекта. Культурно-историческая природа памяти человека. Мнемотехники и летотехники. Когнитивная психология памяти: память человека и компьютерная метафора в исследованиях познания. Теория двойственности памяти Д. Нормана и Н. Во. Экспериментальные и клинические факты в поддержку теории. Трехкомпонентная модель памяти Р. Аткинсона и Р. Шиффрина. Характеристика сенсорных регистров, кратковременной памяти и долговременной памяти: форма кодирования, объем, время хранения информации, процессы извлечения информации и причины забывания. Понятие и структура рабочей памяти: модель А. Бэддели (зрительно-пространственный этюдник, фонологическая петля, центральный исполнитель). Структура долговременной памяти: процедурная и декларативная память, семантическая и эпизодическая память.
  • Внимание
    Место внимания в системе познавательных процессов и в жизнедеятельности человека. Внимание, сознание и поведение: субъективные и объективные эффекты внимания. Проблема существования внимания как самостоятельного психического процесса. Виды внимания: основания классификации. Уровни внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание. Состояние поглощенности деятельностью. Функции внимания: отбор и удержание направления деятельности. Основные свойства внимания: объем, направленность, степень (интенсивность), переключаемость, устойчивость, распределяемость. Диагностика свойств внимания. Исследования и модели внимания в когнитивной психологии. Понятие «ограниченной пропускной способности» системы переработки информации: структурные и энергетические ограничения переработки. Ранние исследования слухового внимания: метафора фильтра. Модели ранней и поздней селекции: основные экспериментальные факты в поддержку каждой из моделей. Метафора прожектора: пространственная и объектная природа внимания. Исследования зрительного поиска. Внимание как умственное усилие и проблема распределения внимания в исследованиях Д. Канемана. Теории единых и составных ресурсов внимания. Альтернативный подход к вниманию в теории «перцептивного цикла» У. Найссера.
  • Воображение
    Определение воображения. Перцептивное и творческое воображение. Исследования воображения в психологии: когнитивный и аффективный (мотивационный) аспекты по Т. Рибо. Исследования перцептивного воображения в когнитивной психологии: эксперименты с мысленным вращением (Р. Шепард) и масштабированием (С. Косслин). Подходы к изучению творческого воображения. Методы стимуляции творчества (мозговой штурм, синектика, методы ТРИЗ и др.).
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе по монографии
    Эссе объемом 3-5 страниц по одному из предложенных контрольных вопросов
  • неблокирующий Промежуточный тест
    19-20 10 17-18 9 15-16 8 13-14 7 11-12 6 9-10 5 7-8 4 5-6 3 3-4 2 1-2 1
  • неблокирующий Итоговый тест
    19-20 10 17-18 9 15-16 8 13-14 7 11-12 6 9-10 5 7-8 4 5-6 3 3-4 2 1-2 1
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.4 * Итоговый тест + 0.3 * Промежуточный тест + 0.3 * Эссе по монографии
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Величковский Б. М. - КОГНИТИВНАЯ НАУКА. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ПОЗНАНИЯ В 2 Т. ТОМ 1 2-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 405с. - ISBN: 978-5-534-06615-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/kognitivnaya-nauka-osnovy-psihologii-poznaniya-v-2-t-tom-1-437416
  • Общая психология. Т.2: Ощущение и восприятие, , 2007
  • Общая психология. Т.3, Кн.1: Субъект познания, , 2005
  • Общая психология. Т.3: Память, , 2006
  • Общая психология. Т.4: Внимание, , 2006
  • Ощущение и восприятие, Шиффман, Х. Р., 2003
  • Психология мышления : хрестоматия, , 2008

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Величковский Б. М. - КОГНИТИВНАЯ НАУКА. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ПОЗНАНИЯ В 2 Т. ТОМ 2 2-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 386с. - ISBN: 978-5-534-06807-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/kognitivnaya-nauka-osnovy-psihologii-poznaniya-v-2-t-tom-2-437723
  • Величковский Б.Б. - Рабочая память человека. Структура и механизмы - ООО "Когито-центр" - 2015 - 247с. - ISBN: 978-5-89353-467-2 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/109362
  • Нуркова В. В., Березанская Н. Б. - ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 524с. - ISBN: 978-5-534-06919-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/obschaya-psihologiya-442187
  • Психологические измерения : теория, методы : учеб. пособие для вузов, Гусев, А. Н., 2011
  • Спиридонов В. Ф. - ПСИХОЛОГИЯ МЫШЛЕНИЯ. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ И ПРОБЛЕМ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 323с. - ISBN: 978-5-534-08295-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihologiya-myshleniya-reshenie-zadach-i-problem-424760