• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Экономика стратегии

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Направление: 38.04.02. Менеджмент
Кто читает: Кафедра общего и стратегического менеджмента
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Стратегии развития бизнеса: управление и консалтинг
Язык: русский
Кредиты: 5

Программа дисциплины

Аннотация

Задачи профессиональной деятельности: проведение экономических расчетов по обоснованию и оценке реализации стратегий предприятия Настоящая дисциплина относится к циклу дисциплин программы и блоку базовых дисциплин, обеспечивающих подготовку магистров по специализации «Стратегии развития бизнеса: управление и консалтинг». Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: • Стратегический менеджмент • Экономика фирмы • Теория отраслевых рынков • Теория игр • Микроэкономика Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: • Современные проблемы менеджмента • Международные стратегические альянсы • Слияния и поглощения • Оценка и развитие бизнеса
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель курса «Экономика стратегии» состоит в формировании у магистров комплексной̆ экономической̆ базы знаний и компетенций, позволяющей̆ проводить анализ поведения компаний и отраслевой̆ анализ в условиях постоянных изменений бизнес-среды, а также использовать основные экономические принципы и критерии для принятия стратегических решений.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знаком со способами вертикальной интеграции и ее альтернативами, а также с экономическими причинами их реализации
  • Способен определять конкурентов. Способен анализировать структуру рынка. Знаком с моделями конкуренции.
  • Знаком с методами ценовой конкуренции на различных типах рынков
  • Способен проводить отраслевой анализ и оценивать рыночные барьеры
  • Способен проводить анализ конкурентного преимущества. Знаком с драйверами и методами оценки затрат
  • Знаком с понятиями устойчивого конкурентного преимущества, эффективности фирмы. Понимает их связь со стратегией и структурой фирмы
  • Знаком с понятиями размера и границ фирмы, их экономическими принципами и методами определения
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Экономика и стратегия. Размер и границы фирмы: экономические принципы и методы определения
    Фирма как субъект рыночных отношений. Экономические концепции для обоснования стратегии: издержки и их функции, прибыль, спрос и предложение, эластичность, ценообразование и объем выпуска продукции, теория игр, совершенная конкуренция. Эволюция современной̆ фирмы. Природа бизнеса и успешность фирмы. Современные концепции целеполагания фирмы. Горизонтальные границы фирмы: эффект масштаба и эффект разнообразия. Их источники. Размер фирмы. Кривая опыта. Жизненный цикл продукта. Вертикальные границы фирмы: экономические критерии выбора. «Make-or-buy» дерево решений.
  • Тема 2. Вертикальная интеграция и ее альтернативы. Диверсификация
    Техническая эффективность и агентская эффективность. Вертикальная интеграция и модель владения и управления активами. Способы вертикальной̆ интеграции. Альтернативы вертикальной̆ интеграции: покупать или делать? Стратегические альянсы и совместные предприятия. Почему фирмы диверсифицируются? Экономические причины диверсификации: эффект масштаба и эффект разнообразия, экономия на транзакционных издержках, диверсификация портфеля акционера, потенциальные издержки диверсификации. Управленческие причины диверсификации: выгоды менеджеров от приобретений, проблемы корпоративного управления. Производительность диверсифицированных фирм.
  • Тема. 3. Конкуренты и конкуренция. Стратегические обязательства
    Определение конкурентов: основные критерии и подходы. Структура рынка и ее измерение. Структура рынка и конкуренция: совершенная конкуренция, монополия, монополистическая конкуренция, олигополия Классификация стратегического взаимодействия фирм. Связь между структурой̆ рынка и рыночной̆ властью. Структура рынка и прибыльность. Естественная монополия. Ценовое регулирование естественных монополий. Неценовое регулирование в естественных монополиях. Необходимость и проблемы развития конкуренции в отраслях естественных монополий. Модель Курно. Модель Бертрана. Взаимосвязь между моделями Бертрана и Курно. Антимонопольное регулирование. Стратегические обязательства на рынке и конкуренция: стратегические дополнения и стратегические замещения. Стратегические стимулы принятия обязательств. Жесткие и мягкие обязательства. Реальные опционы. Основы анализа обязательств
  • Тема 4. Динамика ценовой̆ конкуренции
    Почему модель Курно и модель Бертрана не являются динамичными? Реакция конкурентов и ценовые войны. Ценовые войны с множеством фирм. Структура рынка и устойчивость договорного ценообразования. Практики договорного ценообразования: ценовое лидерство, единая цена, цена для отдельных категорий потребителей̆ и пр.. Факторы, препятствующие договорному ценообразованию: волатильный̆ спрос, асимметрия информации, секретные транзакции, высокая концентрация покупателей̆. Договорное ценообразование и антимонопольное законодательство. Конкуренция по качеству. Методы ценообразования фирм на различных типах рынков.
  • Тема 5. Отраслевой̆ анализ и рыночные барьеры
    Основные концепции входа-выхода фирмы на рынок. Стратегические и нестратегические барьеры входа-выхода фирм на рынок и их характеристика. Стратегии сдерживания входа на рынок. Анализ привлекательности отрасли с использованием модели пяти сил Портера. Конкуренция и прибыльность фирмы. Примеры отраслевого анализа.
  • Тема 6. Стратегическое позиционирование и динамика
    Конкурентное преимущество и создание ценности: фундаментальные методы и концепции анализа. Стратегическое позиционирование: преимущество в затратах и преимущество в выгоде. Стратегическое позиционирование: стратегия широкого охвата или фокусирование. Драйверы затрат и методы их оценки. Метод резервирования цены. Метод ранжирования качественных характеристик. Метод гедонистического ценообразования. Совместный̆ анализ. Анализ добавленной̆ стоимости
  • Тема 7. Устойчивое конкурентное преимущество. Эффективность фирм. Стратегия и структура. Стимулы и эффективность внутренней̆ организации фирмы
    Проблемы поддержания устойчивой̆ прибыли. Устойчивое конкурентное преимущество: условия в соответствии с ресурсной̆ теорией̆ фирмы. Изолирующие механизмы: барьеры имитации и преимущества для «первооткрывателей̆». и Источники конкурентных преимуществ: инновации, эволюция и окружающая среда. Инициатива инноваций: невосполнимые затраты, эффект замещения, эффект эффективности. Модель открытых инноваций. Конкуренция инноваций. Динамические способности и эволюционная экономика. Измерение организации и эффективности. Система стимулирования в фирме. Стратегия и структура. Власть и культура. Стратегия и генеральный̆ директор.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Самостоятельная работа студентов
  • блокирующий Экзамен
    Форма экзамена: Экзамен проводится в письменной форме (открытые вопросы и задача) с использованием асинхронного прокторинга. Асинхронный прокторинг означает, что за всеми действиями студента во время проведения экзамена будет “наблюдать” компьютер. Процесс проведения экзамена записывается, анализируется искусственным интеллектом и человеком (проктором). Пожалуйста, будьте внимательны и чётко следуйте инструкциям! Платформа проведения: Экзамен проводится на платформе StartExam, онлайн платформе для проведения тестовых заданий различного уровня сложности. Ссылка на прохождение экзаменационного задания будет доступна студенту в РУЗ. К экзамену необходимо подключиться за 15 минут до начала. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: https://eduhseru-my.sharepoint.com/:b:/g/personal/vsukhomlinov_hse_ru/EUhZkYaRxQRLh9bSkXKptkUBjy7gGBj39W_pwqgqqNo_aA?e=fn0t9N Для участия в экзамене студент обязан: Подготовить документ, удостоверяющий личность (паспорт, разворот с именем и фотографией) для идентификации перед началом выполнения экзаменационного задания; Проверить работу видеокамеры и микрофона, скорость работы сети Интернет (для наилучшего результата рекомендуется подключение компьютера к сети через кабель); Подготовить необходимые для выполнения экзаменационных заданий инструментов (ручка, листы бумаги, калькулятор и т. д.); Отключить в диспетчере задач компьютера иные приложения, кроме браузера, в котором будет выполняться вход на платформу StartExam. В случае, если одно из необходимых условий участия в экзамене невозможно выполнить, необходимо за 7 дней до даты проведения экзамена проинформировать об этом преподавателя или сотрудника учебного офиса для принятия решения об участии студента в экзаменах. Во время экзамена студентам запрещено: Выключать видеокамеру, микрофон; Пользоваться конспектами, учебниками, прочими учебными материалами; Покидать место выполнения экзаменационного задания (выходить за угол обзора камеры); Отводить взгляд от экрана компьютера, рабочего стола; Пользоваться умными гаджетами (смартфон, планшет и др.); Привлекать посторонних лиц для помощи в проведении экзамена, разговаривать с посторонними во время выполнения заданий; Вслух громко зачитывать задания. Во время экзамена студентам разрешено: Использовать бумагу, ручку для ведения записей, расчетов; Использовать калькулятор для расчетов. Нарушения связи: Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается потеря сетевой связи студента с платформой StartExam не более 1 минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается потеря сетевой связи студента с платформой StartExam более 1 минуты. Долговременное нарушение связи во время экзамена является основанием для принятия решения о прекращении экзамена и выставление оценки “неудовлетворительно” (0 по десятибалльной шкале. В случае долговременного нарушения связи с платформой StartExam во время выполнения экзаменационного задания, студент должен уведомить об этом преподавателя, зафиксировать факт потери связи с платформой (скриншот, ответ от провайдера сети Интернет) и обратиться в учебный офис с объяснительной запиской о случившемся для принятия решения о пересдаче экзамена.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.28 * Домашнее задание + 0.3 * Самостоятельная работа студентов + 0.3 * Экзамен + 0.12 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Теория отраслевых рынков : практикум : учеб. пособие, Юсупова Г. Ф., 2012
  • Ценообразование : учебник для вузов, Липсиц И. В., 2008

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Christensen, L. R., & Greene, W. H. (1976). Economies of Scale in U.S. Electric Power Generation. Journal of Political Economy, (4), 655. https://doi.org/10.1086/260470
  • Victor Aguirregabiria. (1999). The Dynamics of Markups and Inventories in Retailing Firms. Review of Economic Studies, (2), 275. https://doi.org/10.1111/1467-937X.00088