• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Психология

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Социология)
Направление: 39.03.01. Социология
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Преподаватели: Иосифян Марина Александровна, Павлова Анна Александровна, Яголковский Сергей Ростиславович
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 50

Программа дисциплины

Аннотация

Курс предполагает знакомство с психологической наукой, ее спецификой, основными понятиями, теориями, научными и практическими проблемами психологии и способами их решения. Наиболее общей целью изучения данной дисциплины является введение в мир человеческой психики, в формировании научного подхода к изучению психологической реальности. Сюда входит формирование представлений: - о предмете и методах исследования в психологии; - о познавательных процессах, эмоциональной и мотивационной сферах личности; - об индивидуальных различиях в психической деятельности и закономерностях ее развития; - о возможностях психологического анализа событий и ситуаций обыденной жизни. Требования к уровню освоения содержания курса – владение понятийным аппаратом различных психологических теорий, умение классифицировать психологические процессы и явления, анализировать некоторые реальные психологические ситуации. Дисциплина изучается в формате blended learning. Студентам предлагается самостоятельное изучение части лекционных тем курса в онлайн формате. Основными элементами контроля являются контрольная работа по материалам очных занятий и онлайн лекций; а также экзамен (письменный тест).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Психология» являются: • Формирование у студентов представлений о предмете и методах исследования в психологии; • Формирование у студентов представлений о познавательных процессах, эмоциональной и мотивационной сферах личности; • Формирование у студентов представлений о механизмах возникновения новых форм поведения; • Ознакомление студентов с индивидуальными различиями в психической деятельности и закономерностях ее развития. • Ознакомление студентов со способами воздействия на свое психическое состояние. • Формирование у студентов способности к психологическому анализу событий и ситуаций обыденной жизни.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает особенности процессов ощущения и восприятия, описывает различия между ними
  • Описывает и характеризует разные виды внимания и памяти в психической деятельности субъекта.
  • Знает и приводит примеры основных видов научения
  • Сопоставляет роль социальных и когнитивных факторов в развитии человека и преодолении возрастных кризисов развития
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Психология как наука
    Предмет психологии и объекты её изучения. Психология в системе современного научного знания. Основные отрасли современной психологии. Первые теоретические подходы в психологии: структурализм и функционализм. Современные теоретические подходы: бихевиоризм, когнитивная психология, психоанализ, гуманистическая психология, эволюционная психология, культурно-историческая психология. Житейская и научная психология. Эмпирическое исследование в психологии. Способы получения эмпирических данных: экспериментальное и корреляционное исследование; наблюдение, опросы, тесты, анализ продуктов деятельности.
  • Ощущение и восприятие
    Определение ощущения; его значение в деятельности человека. Характеристики ощущений: сенсорное качество, интенсивность, пространственно-временная протяженность. Классификация ощущений. Абсолютный и дифференциальный порог чувствительности. Взаимодействие ощущений. Определение восприятия. Свойства восприятия: предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, апперцепция. Принципы группировки стимулов: фигура и фон. Восприятие пространства (формы, размера, глубины, удаленности предметов). Восприятие движения. Восприятие времени. Иллюзии восприятия.
  • Внимание и память
    Определение внимания. Виды внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание. Свойства внимания: объем, концентрация, распределение, переключение, устойчивость внимания. Нарушения внимания: поглощенность деятельностью и рассеянность. Ограниченность и селективность внимания, слепота к изменениям. Определение памяти. Виды памяти: сенсорная, кратковременная и долговременная (декларативная и процедурная, семантическая и эпизодическая) память; непроизвольная и произвольная память. Закономерности мнемических процессов: позиционные эффекты, кривая забывания, эффект Зейгарник, повторение во времени. Забывание: причины, феномен реминисценции, феномен «на кончике языка». Искажения памяти (феномен ложных воспоминаний). Нарушения памяти. Улучшение запоминания: мнемотехники.
  • Мышление и речь
    Определение мышления. Виды мышления. Мышление как процесс решения задач: структура задачи, объективная и субъективная структура задачи, стадии процесса решения задач. Мышление как процесс рассуждения и принятия решений: дедуктивные и индуктивные суждения. Правила вынесения суждений: эвристики и алгоритмы. Факторы, понижающие эффективность мышления. Способы повышения эффективности мышления. Творческое мышление. Дивергентное и конвергентное мышление. Речь как порождение и понимание значения. Структура, функции, виды и свойства человеческой речи. Взаимосвязь мышления и речи. Формирование понятий в онтогенезе. Гипотеза лингвистической относительности Сепира — Уорфа. Развитие речи в онтогенезе. Расстройства речи.
  • Формирование навыков: научение
    Определение и сущность научения. Привыкание как вид научения. Импринтинг как вид научения. Классическое обусловливание: условный и безусловный рефлекс, генерализация стимула, дифференциация реакции, торможение реакции, затухание реакции. Оперантное обусловливание: закон эффекта, виды подкрепления, дифференциация реакции, режимы подкрепления, затухание реакции. Когнитивное научение: когнитивные карты, латентное научение. Научение через наблюдение: виды, условия, самоэффективность.
  • Эмоциональные состояния
    Определение эмоций. Компоненты эмоций. Теории базовых эмоций, кросс-культурная универсальность эмоций. Критика теории базовых эмоций: кросс-культурные различия эмоций. Эмоции как результат когнитивной оценки. Когнитивно-физиологические теории эмоций Теории когнитивной оценки. Влияние эмоций на когнитивные процессы: восприятие, мышление, память. Стресс: причины и стратегии совладания.
  • Потребности и мотивы
    Потребность, драйв, мотив и цель. Закон оптимума мотивации. Виды потребностей. Иерархия потребностей. Первичные потребности: классификация, нарушения при удовлетворении (на примере пищевой потребности). Когнитивные потребности: познавательная потребность, потребность в соответствии, когнитивный диссонанс. Потребности в достижении- избегании неудачи, стили саморегуляции. Социальные потребности: аффилиативная потребность, потребность в установлении близких отношений. Внутренняя и внешняя мотивация: теория самодетерминации. Потребности и ситуация.
  • Личность: подходы к изучению
    Психоаналитический подход к изучению личности: структура личности, основные потребности, защитные механизмы, причины и последствия тревоги. Бихевиоральный подход к изучению личности: роль среды в формировании личности.. Экзистенциальная психология. Гуманистический подход к изучению личности: основные потребности, характеристики самоактуализирующейся личности. Творческая личность.
  • Индивидуальные различия
    Темперамент: направления изучения и ограничения. Различия в личностной сфере: теории черт (двухфакторная модель, шестнадцатифакторная модель, «большая пятерка»). Акцентуации характера. Личность и реакция на трудные жизненные ситуации: локус контроля, жизнестойкость, оптимизм, толерантность к неопределенности. Измерение личностных черт: стандартизованные и проективные методики. Интеллект: однофакторные и многофакторные модели. Тесты интеллекта: структура, возможности и ограничения. Креативность, тесты креативности. Я-концепция: виды, структура, личная и социальная идентичность.
  • Развитие человека
    Направления развития человека: когнитивное, социальное, личностное. Когнитивное развитие: стадии развития мышления и речи, роль биологических и социальных факторов в когнитивном развитии. Социальное развитие: формирование привязанности, становление моральных суждений. Развитие личности: стадии развития личности, кризис как условие развития. Роль семьи и образовательных учреждений в формировании человека.
  • Человек в социальной группе
    Роль группы в жизни человека. Большие и малые группы. Социальная власть. Публичное и подлинное согласие. Подчинение: содержание и условия. Влияние большинства: определение и условия конформизма. Влияние меньшинства: инновации. Сравнение влияния меньшинства и большинства.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий активность на занятиях
  • неблокирующий контрольная работа
    Контрольную работу студент выполняет самостоятельно, не обращаясь к письменным, печатным или электронным источникам. В ходе выполнения контрольной работы не допускается использование электронных средств, позволяющих сохранять или передавать информацию (мобильных телефонов и т.д.). При нарушении этого правила контрольная работа не засчитывается.
  • неблокирующий письменный тест
    Вопросы формулируются на основе материала, который рассматривается в ходе всего курса. Итоговый балл определяется количеством вопросов, на которые был дан правильный ответ: 1-10% - 1 балл, 11-20% - 2 балла, 21-30% - 3 балла, 31-40% - 4 балла, 41-50% - 5 баллов, 51-60% - 6 баллов, 61-70% - 7 баллов, 71-80% - 8 баллов, 81-90% - 9 баллов, 91-100% - 10 баллов за работу. Тест студент выполняет самостоятельно, не обращаясь к письменным, печатным или электронным источникам. В ходе выполнения теста не допускается использование электронных средств, позволяющих сохранять или передавать информацию (мобильных телефонов и пр.). При нарушении этого правила тест не засчитывается. В диплом ставится оценка, которая является результирующей оценкой по учебной дисциплине.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.4 * активность на занятиях + 0.2 * контрольная работа + 0.4 * письменный тест
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Толстых Н.Н. - Отв. ред. - СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2016 - 603с. - ISBN: 978-5-9916-3963-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/socialnaya-psihologiya-razvitiya-387888

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Психология внимания : хрестоматия, , 2001
  • Психология мышления : хрестоматия, , 2008
  • Психология ощущений и восприятия : учеб. пособие для вузов, , 2002