• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Психология

Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Курс представляет собой введение в современную психологию для студента, обучающегося на программах "Экономика" и "Экономика и статистика". Рассматривается место психологии в современной жизни, методы, используемые психологами для исследования и практики. Дается обзор трех основных "столпов" современной психологии: когнитивной науки, дифференциальной психологии (личности) и социальной психологии. Обсуждаются примеры современных исследований. Курс выполнен в blended-формате: у студентов есть возможность познакомиться с видением психологии целого ряда ведущих преподавателей профильного департамента. Наряду с оффлайн и онлайн лекциями курс предполагает проведение семинарских и практических занятий. Успешное прохождение дисциплины основано на успешной работе на семинарах, выполнении контрольной работы, сдаче тестового экзамена. Настоящая дисциплина относится к циклу Общепрофессиональных дисциплин, к его базовой части. Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при изучении майноров по психологии.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов представлений о предмете и методах исследования в психологии
  • Формирование у студентов представлений о познавательных процессах, эмоциональной и мотивационной сферах личности
  • Формирование у студентов представлений о механизмах возникновения новых форм поведения
  • Ознакомление студентов с индивидуальными различиями в поведении, обработке информации и мотивации
  • Формирование у студентов способности к психологическому анализу событий и ситуаций обыденной жизни
  • Ознакомление студентов с принципами социального поведения человека
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Знает классификацию методов исследования в психологии
  • Знает основные принципы и факты исследований в социальной психологии
  • Знает основные принципы и факты исследования индивидуальных различий
  • Знает основные принципы и факты исследования научения
  • Знает основные принципы когнитивной науки
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Психология как наука
    Предмет психологии и объекты её изучения. Психология в системе современного научного знания. Основные отрасли современной психологии. Первые теоретические подходы в психологии: структурализм и функционализм. Современные теоретические подходы: бихевиоризм, когнитивная психология, психоанализ, гуманистическая психология, эволюционная психология, культурно-историческая психология. Житейская и научная психология. Эмпирическое исследование в психологии. Способы получения эмпирических данных: экспериментальное и корреляционное исследование; наблюдение, опросы, тесты, анализ продуктов деятельности
  • Ощущение и восприятие
    Определение ощущения; его значение в деятельности человека. Характеристики ощущений: сенсорное качество, интенсивность, пространственно-временная протяженность. Классификация ощущений. Абсолютный и дифференциальный порог чувствительности. Взаимодействие ощущений. Определение восприятия. Свойства восприятия: предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, апперцепция. Принципы группировки стимулов: фигура и фон. Восприятие пространства (формы, размера, глубины, удаленности предметов). Восприятие движения. Восприятие времени. Иллюзии восприятия.
  • Внимание и память
    Определение внимания. Виды внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание. Свойства внимания: объем, концентрация, распределение, переключение, устойчивость внимания. Нарушения внимания: поглощенность деятельностью и рассеянность. Ограниченность и селективность внимания, слепота к изменениям. Определение памяти. Виды памяти: сенсорная, кратковременная и долговременная (декларативная и процедурная, семантическая и эпизодическая) память; непроизвольная и произвольная память. Закономерности мнемических процессов: позиционные эффекты, кривая забывания, эффект Зейгарник, повторение во времени. Забывание: причины, феномен реминисценции, феномен «на кончике языка». Искажения памяти (феномен ложных воспоминаний). Нарушения памяти. Улучшение запоминания: мнемотехники.
  • Мышление и речь
    Определение мышления. Виды мышления. Мышление как процесс решения задач: структура задачи, объективная и субъективная структура задачи, стадии процесса решения задач. Мышление как процесс рассуждения и принятия решений: дедуктивные и индуктивные суждения. Правила вынесения суждений: эвристики и алгоритмы. Факторы, понижающие эффективность мышления. Способы повышения эффективности мышления. Творческое мышление. Дивергентное и конвергентное мышление. Модели интеллекта. Тесты интеллекта, креативности, исследовательского поведения и любознательности: структура, возможности и ограничения Речь как порождение и понимание значения. Структура, функции, виды и свойства человеческой речи. Взаимосвязь мышления и речи. Формирование понятий в онтогенезе. Гипотеза лингвистической относительности Сепира — Уорфа. Развитие речи в онтогенезе. Расстройства речи.
  • Формирование навыков и научение
    Определение и сущность научения. Привыкание как вид научения. Импринтинг как вид научения. Классическое обусловливание: условный и безусловный рефлекс, генерализация стимула, дифференциация реакции, торможение реакции, затухание реакции. Оперантное обусловливание: закон эффекта, виды подкрепления, дифференциация реакции, режимы подкрепления, затухание реакции. Когнитивное научение: когнитивные карты, латентное научение. Научение через наблюдение: виды, условия, самоэффективность.
  • Потребности и мотивы
    Потребность, драйв, мотив и цель. Закон оптимума мотивации. Виды потребностей. Иерархия потребностей. Первичные потребности: классификация, нарушения при удовлетворении (на примере пищевой потребности). Когнитивные потребности: познавательная потребность, потребность в соответствии, когнитивный диссонанс. Потребности в достижении- избегании неудачи, стили саморегуляции. Социальные потребности: аффилиативная потребность, потребность в установлении близких отношений. Внутренняя и внешняя мотивация: теория самодетерминации. Потребности и ситуация.
  • Эмоции
    Определение эмоций. Компоненты эмоций. Теории базовых эмоций, кросс-культурная универсальность эмоций. Критика теории базовых эмоций: кросс-культурные различия эмоций. Эмоции как результат когнитивной оценки. Когнитивно-физиологические теории эмоций Теории когнитивной оценки. Влияние эмоций на когнитивные процессы: восприятие, мышление, память. Стресс: причины и стратегии совладания.
  • Личность
    Психоаналитический подход к изучению личности: структура личности, основные потребности, защитные механизмы, причины и последствия тревоги. Бихевиоральный подход к изучению личности: роль среды в формировании личности. Экзистенциальная психология. Гуманистический подход к изучению личности: основные потребности, характеристики самоактуализирующейся личности.
  • Индивидуальные различия
    Темперамент: направления изучения и ограничения. Различия в личностной сфере: теории черт (двухфакторная модель, шестнадцатифакторная модель, «большая пятерка»). Акцентуации характера. Личность и реакция на трудные жизненные ситуации: локус контроля, жизнестойкость, оптимизм, толерантность к неопределенности. Измерение личностных черт: стандартизованные и проективные методики. Я-концепция: виды, структура, личная и социальная идентичность.
  • Развитие человека
    Направления развития человека: когнитивное, социальное, личностное. Когнитивное развитие: стадии развития мышления и речи, роль биологических и социальных факторов в когнитивном развитии. Социальное развитие: формирование привязанности, становление моральных суждений. Развитие личности: стадии развития личности, кризис как условие развития. Роль семьи и образовательных учреждений в формировании человека.
  • Человек в социальной группе
    Роль группы в жизни человека. Большие и малые группы. Социальное влияние. Публичное и подлинное согласие. Подчинение: содержание и условия. Влияние большинства: определение и условия конформизма. Влияние меньшинства: инновации. Сравнение влияния меньшинства и большинства. Социальное познание. Стереотипы и предубеждения. Социальные установки. Агрессия. Аффилиация.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • Контрольная работа (неблокирующий)
    Контрольную работу студент выполняет самостоятельно, не обращаясь к письменным, печатным или электронным источникам. В ходе выполнения контрольной работы не допускается использование электронных средств, позволяющих сохранять или передавать информацию (мобильных телефонов и т.д.). При нарушении этого правила контрольная работа не засчитывается.
  • Аудиторная работа (неблокирующий)
  • Тест-экзамен (неблокирующий)
    Тестирование проводится в учебном классе посредством LMS, за аудиторным компьютером. Вопросы формулируются на основе материала, который рассматривается в ходе всего курса. Итоговый балл определяется количеством вопросов, на которые был дан правильный ответ: 1-10% - 1 балл, 11-20% - 2 балла, 21-30% - 3 балла, 31-40% - 4 балла, 41-50% - 5 баллов, 51-60% - 6 баллов, 61-70% - 7 баллов, 71-80% - 8 баллов, 81-90% - 9 баллов, 91-100% - 10 баллов за работу. Тест студент выполняет самостоятельно, не обращаясь к письменным, печатным или электронным источникам. В ходе выполнения теста не допускается использование электронных средств, позволяющих сохранять или передавать информацию (мобильных телефонов и пр.). При нарушении этого правила тест не засчитывается. В диплом ставится оценка, которая является результирующей оценкой по учебной дисциплине.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    Промежуточная аттестация = 0,4*Аудиторная + 0,2*Текущий + 0,4*Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • - Любарт Т., Муширу К., Торджман С. — Психология креативности: учебное пособие - ООО "Когито-центр" - 2009 - ISBN: 978-5-89353-221-0 - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: https://e.lanbook.com/book/109170
  • Cervone, D. (2016). Personality : Theory and Research (Vol. Thirteenth edition). Hoboken, NJ: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1639397
  • Hebb, D. O., & Donderi, D. C. (2014). Textbook of Psychology (Psychology Revivals) (Vol. Fourth edition). London: Psychology Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=677726
  • Выготский Л. С.-ЛЕКЦИИ ПО ПСИХОЛОГИИ. МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ-М.:Издательство Юрайт,2019-432-Антология мысли-978-5-534-07471-0: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/lekcii-po-psihologii-myshlenie-i-rech-437761
  • Иванников В. А.-ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Учебник для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-480-Бакалавр. Академический курс-978-5-534-03357-1: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/obschaya-psihologiya-432814
  • Изард, К.Э. Психология эмоций : учебник / К.Э. Изард. — Санкт-Петербург : Питер, 2009. — 464 с. — (Мастера психологии). - ISBN 978-5-314-00067-0. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1055372 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1055372
  • Ильин Г. Л.-ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ. Учебник для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-389-Бакалавр. Академический курс-978-5-9916-3958-3: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/istoriya-psihologii-444152
  • Нуркова В. В., Березанская Н. Б.-ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для вузов-М.:Издательство Юрайт,2019-524-Бакалавр и магистр. Академический курс-978-5-534-02583-5: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/obschaya-psihologiya-431073
  • Психология развития и возрастная психология : учебник для вузов, Болотова А. К., Молчанова О. Н., 2012
  • Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. - Москва : Институт психологии РАН, 2009. - 351 с. - (Интеграция академической и университетской психологии). - ISBN 978-5-9270-0153-8. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1059149
  • Спиридонов В. Ф.-ПСИХОЛОГИЯ МЫШЛЕНИЯ. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ И ПРОБЛЕМ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-323-Бакалавр. Академический курс-978-5-534-08295-1: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/psihologiya-myshleniya-reshenie-zadach-i-problem-424760
  • Столяренко Л. Д., Столяренко В. Е.-ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Учебник для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-355-Бакалавр. Академический курс-978-5-534-00094-8: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/obschaya-psihologiya-433642
  • Холодная М. А.-ПСИХОЛОГИЯ ИНТЕЛЛЕКТА. ПАРАДОКСЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 3-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры-М.:Издательство Юрайт,2019-334-Авторский учебник-978-5-534-07365-2: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/psihologiya-intellekta-paradoksy-issledovaniya-422937
  • Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности : учебник / Л. Хьелл, Д. Зиглер. - 3-е изд. — Санкт-Петербург : Питер, 2014. — 607 с. — (Мастера психологии). - ISBN 978-5-496-01171-6. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1055393 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1055393
  • Хьюстон, М. Введение в социальную психологию. Европейский подход: Учебник для студентов вузов / М. Хьюстон, В. Штрёбе ; Пер. с англ. под ред. проф. Т.Ю. Базарова ; [пер. с англ. Г.Ю. Любимова]. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017.— 622 с: ил., - ISBN 978-5-238-00713-2. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028704
  • Шадриков В. Д., Мазилов В. А.-ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Учебник для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-411-Высшее образование-978-5-534-03023-5: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/obschaya-psihologiya-432035

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Baddeley, A. D., Eysenck, M. W., & Anderson, M. C. (2015). Memory (Vol. Second edition). London: Psychology Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=905849
  • Baum, W. M. (2017). Understanding Behaviorism : Behavior, Culture, and Evolution (Vol. Third Edition). Hoboken: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1446528
  • Burton, L. J., Goodwin, C. J., Goodwin, K. A., & José, P. (2018). Psychology Research Methods (Vol. 1st edition). Milton, QLD: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1650549
  • Deckers, L. (2018). Motivation : Biological, Psychological, and Environmental (Vol. 5th edition). New York: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1704139
  • Eysenck, M. W., & Keane, M. T. (2015). Cognitive Psychology : A Student’s Handbook (Vol. Seventh edition). Hove, East Sussex: Psychology Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=955932
  • Ludlow, A., & Gutierrez, R. (2014). Developmental Psychology. Basingstoke: Palgrave Macmillan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1522926
  • Neisser, U. (2014). Cognitive Psychology : Classic Edition (Vol. Classic edition). New York: Psychology Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=916875
  • Parkin, A. J. (2017). Memory : Phenomena, Experiment and Theory. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1286868
  • Solso, R. L., MacLin, O. H., & MacLin, M. K. (2014). Cognitive Psychology: Pearson New International Edition (Vol. Eighth edition, Pearson new international edition). Harlow, [England]: Pearson. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1418920
  • Болотова, А.К., Молчанова, О.Н. Психология развития и возрастная психология : учебник для вузов (Стандарт третьего поколения) / А.К. Болотова, О.Н. Молчанова. — Санкт-Петербург : Питер, 2018. — 512 с. — (Учебник для вузов). - ISBN 978-5-4461-0665-3. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1055363 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1055363
  • Величковский Б. М.-КОГНИТИВНАЯ НАУКА. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ПОЗНАНИЯ В 2 Т. ТОМ 1 2-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры-М.:Издательство Юрайт,2019-405-Авторский учебник-978-5-534-06615-9, 978-5-534-06808-5: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/kognitivnaya-nauka-osnovy-psihologii-poznaniya-v-2-t-tom-1-437416
  • Величковский Б. М.-КОГНИТИВНАЯ НАУКА. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ПОЗНАНИЯ В 2 Т. ТОМ 2 2-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры-М.:Издательство Юрайт,2019-386-Авторский учебник-978-5-534-06807-8, 978-5-534-06808-5: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/kognitivnaya-nauka-osnovy-psihologii-poznaniya-v-2-t-tom-2-437723
  • Дифференциальная психология: Учебник / Базылевич Т.Ф. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 224 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат) (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-16-009399-4 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/437956
  • Когнитивная психология : учебник для вузов, Блинникова И. В., Воронин А. Н., Дружинин В. Н., и др., Дружинина В. Н., Ушакова Д. В., 2002
  • Корягина Н. А.-СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ. Учебник и практикум для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-316-Бакалавр. Академический курс-978-5-534-01491-4: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/socialnaya-psihologiya-teoriya-i-prakticheskie-metody-432977
  • Корягина Н. А., Михайлова Е. В.-СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА. Учебник и практикум для СПО-М.:Издательство Юрайт,2019-492-Профессиональное образование-978-5-534-11041-8: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/socialnaya-psihologiya-teoriya-i-praktika-444278
  • Майерс, Д. Социальная психология : учебник / Д. Майерс. — 7-е изд. — Санкт-Петербург : Питер, 2015. — 800 с. — (Мастера психологии). - ISBN 978-5-496-01498-4. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1055383 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1055383
  • Общая психология : учебник для акад. бакалавриата, Шадриков В. Д., Мазилов В. А., 2015
  • Общая психология : учебник для вузов, Нуркова В. В., Березанская Н. Б., 2015
  • Общая психология. Т.2: Ощущение и восприятие, Гусев А. Н., 2007
  • Общая психология. Т.4: Внимание, Фаликман М. В., 2006
  • Память, Баддли А., Айзенк М., Андерсон М., Резниковой Т. Н., 2011
  • Психология индивидуальных различий : хрестоматия, Гиппенрейтер Ю. Б., Романова В. Я., 2008
  • Психология личности : теория и исследования, Первин Л. А., Джон О. П., Жамкочьян М. С., Магун В. С., 2001
  • Психология мышления : хрестоматия, Гиппенрейтер Ю. Б., Спиридонова В. Ф., Фаликман М. В., Петухова В. В., 2008
  • Современная психология. Теория и методология. Т. 1: ., Серкин, В. П., 2018
  • Социальная психология : учебник и практикум для акад. бакалавриата, Гулевич О. А., Сариева И. Р., 2015
  • Теории личности : основные положения, исследования и применение, Хьелл Л., Зиглер Д., Меленевской С., Викторовой Д., 2002
  • Чалдини, Р. Психология влияния : учебное пособие / Р. Чалдини. - 5-е изд. — Санкт-Петербург : Питер, 2014. — 336 с. — (Мастера психологии). - ISBN 978-5-496-01033-7. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1055321 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1055321