• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Психология

Статус: Курс обязательный (Медиакоммуникации)
Направление: 42.03.05. Медиакоммуникации
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: Blended
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Курс предполагает знакомство с психологической наукой, ее спецификой, основными понятиями, теориями, проблемами и способами их решения. Целью изучения данной дисциплины является введение студента в мир человеческой психики, в формировании научного подхода к изучению психологической реальности. Курс ориентирован на освоение фундаментальных понятий психологической науки, ее направлений и концепций, закономерностей и механизмов строения и функционирования познавательных процессов, особенностей потребностно-мотивационной сферы, эмоционально-волевой регуляции поведения и индивидуальных особенностей человека. Курс имеет общедисциплинарное и прикладное значение.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • • Формирование у студентов представлений о предмете и методах исследования в психологии; • Формирование у студентов представлений о познавательных процессах, эмоциональной и мотивационной сферах личности; • Формирование у студентов представлений о механизмах возникновения новых форм поведения; • Ознакомление студентов с индивидуальными различиями в психической деятельности и закономерностях ее развития. • Ознакомление студентов со способами воздействия на свое психическое состояние. • Формирование у студентов способности к психологическому анализу событий и ситуаций обыденной жизни.
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • - студент должен знать о месте психологии в системе современного научного знания и об основных отраслях современной психологии; - студент должен знать отличительные особенности теоретических подходов в психологии; - студент должен знать основные методы научной психологии и критерии различения житейской и научной психологии.
  • - студент должен знать определение ощущения, характеристики ощущений, классификацию ощущений и параметры их измерения; - студент должен знать определение восприятия, свойства восприятия, принципы группировки стимулов, особенности восприятия пространства, времени и движения, некоторые иллюзии восприятия.
  • - студент должен знать определение внимания, виды внимания, его свойства; - студент должен знать определение памяти, ее виды, закономерности мнемических процессов; искажения и нарушения памяти.
  • - студент должен знать определение мышления, его виды, структуру задач, стадии процесса их решения задач, отличительные характеристик эвристик и алгоритмов, особенности тестов интеллекта, креативности, исследовательского, возможности и ограничения этих тестов; - студент должен знать структуру, функции, виды и свойства человеческой речи, взаимосвязи мышления и речи, гипотезу лингвистической относительности Сепира — Уорфа.
  • - студент должен знать определение научения, виды научения и его закономерности; - студент должен знать классификацию типов помощи и противодействия обучению и развитию.
  • - студент должен знать виды потребностей и мотивов, их структуру, особенности и факторы; - студент должен знать психологические теории потребностей и мотивов.
  • - студент должен знать определение эмоций, их виды, теории эмоций; - студент должен знать особенности влияния эмоций на когнитивные процессы.
  • - студент должен знать основные подходы к изучению личности, их возможности и ограничения.
  • - студент должен знать основные типологии темпераментов, характеров и личностей. - студент должен знать основные подходы к измерению личностных чертю.
  • - студент должен знать о трех основных направлениях развития человека - когнитивном, социальном, личностном; - студент должен знать основные подходы к изучению развития человека.
  • - студент должен знать особенности больших и малых социальных групп; - студент должен знать особенности и эффекты социальных взаимодействий и взаимовлияний, наиболее известные и перечисляемые в учебной литературе.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Психология как наука
    Предмет психологии и объекты её изучения. Психология в системе современного научного знания. Основные отрасли современной психологии. Первые теоретические подходы в психологии: структурализм и функционализм. Современные теоретические подходы: бихевиоризм, когнитивная психология, психоанализ, гуманистическая психология, эволюционная психология, культурно-историческая психология. Житейская и научная психология. Эмпирическое исследование в психологии. Способы получения эмпирических данных: экспериментальное и корреляционное исследование; наблюдение, опросы, тесты, анализ продуктов деятельности.
  • Тема 2. Ощущение и восприятие
    Определение ощущения; его значение в деятельности человека. Характеристики ощущений: сенсорное качество, интенсивность, пространственно-временная протяженность. Классификация ощущений. Абсолютный и дифференциальный порог чувствительности. Взаимодействие ощущений. Определение восприятия. Свойства восприятия: предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, апперцепция. Принципы группировки стимулов: фигура и фон. Восприятие пространства (формы, размера, глубины, удаленности предметов). Восприятие движения. Восприятие времени. Иллюзии восприятия.
  • Тема 3. Внимание и память
    Определение внимания. Виды внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание. Свойства внимания: объем, концентрация, распределение, переключение, устойчивость внимания. Нарушения внимания: поглощенность деятельностью и рассеянность. Ограниченность и селективность внимания, слепота к изменениям. Определение памяти. Виды памяти: сенсорная, кратковременная и долговременная (декларативная и процедурная, семантическая и эпизодическая) память; непроизвольная и произвольная память. Закономерности мнемических процессов: позиционные эффекты, кривая забывания, эффект Зейгарник, повторение во времени. Забывание: причины, феномен реминисценции, феномен «на кончике языка». Искажения памяти (феномен ложных воспоминаний). Нарушения памяти. Улучшение запоминания: мнемотехники.
  • Тема 4. Мышление и речь
    Определение мышления. Виды мышления. Мышление как процесс решения задач: структура задачи, объективная и субъективная структура задачи, стадии процесса решения задач. Мышление как процесс рассуждения и принятия решений: дедуктивные и индуктивные суждения. Правила вынесения суждений: эвристики и алгоритмы. Факторы, понижающие эффективность мышления. Способы повышения эффективности мышления. Творческое мышление. Дивергентное и конвергентное мышление. Тесты интеллекта, креативности, исследовательского поведения и любознательности: структура, возможности и ограничения Речь как порождение и понимание значения. Структура, функции, виды и свойства человеческой речи. Взаимосвязь мышления и речи. Формирование понятий в онтогенезе. Гипотеза лингвистической относительности Сепира — Уорфа. Развитие речи в онтогенезе. Расстройства речи.
  • Тема 5. Формирование навыков, научение, учение и обучение
    Определение и сущность научения. Привыкание как вид научения. Импринтинг как вид научения. Классическое обусловливание: условный и безусловный рефлекс, генерализация стимула, дифференциация реакции, торможение реакции, затухание реакции. Оперантное обусловливание: закон эффекта, виды подкрепления, дифференциация реакции, режимы подкрепления, затухание реакции. Когнитивное научение: когнитивные карты, латентное научение. Научение через наблюдение: виды, условия, самоэффективность.
  • Тема 6. Потребности и мотивы
    Потребность, драйв, мотив и цель. Закон оптимума мотивации. Виды потребностей. Иерархия потребностей. Первичные потребности: классификация, нарушения при удовлетворении (на примере пищевой потребности). Когнитивные потребности: познавательная потребность, потребность в соответствии, когнитивный диссонанс. Потребности в достижении- избегании неудачи, стили саморегуляции. Социальные потребности: аффилиативная потребность, потребность в установлении близких отношений. Внутренняя и внешняя мотивация: теория самодетерминации. Потребности и ситуация.
  • Тема 7. Эмоциональные состояния
    Определение эмоций. Компоненты эмоций. Теории базовых эмоций, кросс-культурная универсальность эмоций. Критика теории базовых эмоций: кросс-культурные различия эмоций. Эмоции как результат когнитивной оценки. Когнитивно-физиологические теории эмоций Теории когнитивной оценки. Влияние эмоций на когнитивные процессы: восприятие, мышление, память. Стресс: причины и стратегии совладания.
  • Тема 8. Личность: подходы к изучению
    Психоаналитический подход к изучению личности: структура личности, основные потребности, защитные механизмы, причины и последствия тревоги. Бихевиоральный подход к изучению личности: роль среды в формировании личности. Экзистенциальная психология. Гуманистический подход к изучению личности: основные потребности, характеристики самоактуализирующейся личности.
  • Тема 9. Индивидуальные различия
    Темперамент: направления изучения и ограничения. Различия в личностной сфере: теории черт (двухфакторная модель, шестнадцатифакторная модель, «большая пятерка»). Акцентуации характера. Личность и реакция на трудные жизненные ситуации: локус контроля, жизнестойкость, оптимизм, толерантность к неопределенности. Измерение личностных черт: стандартизованные и проективные методики. Я-концепция: виды, структура, личная и социальная идентичность.
  • Тема 10. Развитие человека
    Направления развития человека: когнитивное, социальное, личностное. Когнитивное развитие: стадии развития мышления и речи, роль биологических и социальных факторов в когнитивном развитии. Социальное развитие: формирование привязанности, становление моральных суждений. Развитие личности: стадии развития личности, кризис как условие развития. Роль семьи и образовательных учреждений в формировании человека.
  • Тема 11. Человек в социальной группе
    Роль группы в жизни человека. Большие и малые группы. Социальная власть. Публичное и подлинное согласие. Подчинение: содержание и условия. Влияние большинства: определение и условия конформизма. Влияние меньшинства: инновации. Сравнение влияния меньшинства и большинства.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • Контрольная работа (неблокирующий)
    Контрольную работу студент выполняет самостоятельно, не обращаясь к письменным, печатным или электронным источникам. В ходе выполнения контрольной работы не допускается использование электронных средств, позволяющих сохранять или передавать информацию (мобильных телефонов и т.д.). При нарушении этого правила контрольная работа не засчитывается.
  • Экзамен (письменный тест) (неблокирующий)
    Тест студент выполняет самостоятельно, не обращаясь к письменным, печатным или электронным источникам. В ходе выполнения теста не допускается использование электронных средств, позволяющих сохранять или передавать информацию (мобильных телефонов и пр.). При нарушении этого правила тест не засчитывается.
  • Аудиторная работа предполагает обсуждение прочитанной литературы и выполнение заданий (неблокирующий)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    Оокончательная оценка складывается из: Оаудиторная = Оработа на семинарах, Отекущий = Оконтрольная работа, ОЭкзамен =оценка по экзаменационному тесту. И рассчитывается по следующей нелинейной формуле: 1. Если до экзамена Опромежуточная аттестация = 0,67Оаудиторная + 0,33Отекущий >= 8, то эта оценка, по желанию студента, может быть выставлена как итоговая без сдачи экзамена. Оокончательная = Опромежуточная аттестация 2. Если до экзамена Опромежуточная аттестация = 0,67Оаудиторная + 0,33Отекущий < 8, то студент сдает экзамен, за которую получает оценку О экзамен = О экзаменационный тест Тогда Оитоговая аттестация = 0,4Оаудиторная + 0,2Отекущий + 0,4Оэкзамен, где О экзамен – оценка по экзаменационному тесту.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Психология : учебник для вузов, Нуркова В. В., Березанская Н. Б., 2007

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Введение в общую психологию : курс лекций: учеб. пособие для вузов, Гиппенрейтер Ю. Б., 2000
  • Возрастная психология : Учеб. пособие для вузов, Обухова Л. Ф., 2001
  • Социальная психология : учебник для вузов, Андреева Г. М., 2006