• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Введение в историю архитектуры

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Направление: 50.04.03. История искусств
Когда читается: 1-й курс, 1 модуль
Формат изучения: Full time
Прогр. обучения: История художественной культуры и рынок искусства
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая дисциплина является адаптационным курсом первого года магистерской программы «История художественной культуры и рынок искусства». Изучение данной дисциплины носит пропедевтический характер и предлагается для студентов магистратуры, не имеющих искусствоведческого образования и соотносится с курсом «Введения в историю изобразительного искусства».В результате освоения курса магистранты приобретают следующие компетенции: способен рефлексировать (оценивать и совершенствовать) освоенные научные методы и способы деятельности; осваивать новые методы исследования, трансформировать научный и научно-производственный профили своей деятельности; анализировать, верифицировать, оценивать полноту информации в ходе профессиональной деятельности, при необходимости восполнять и синтезировать недостающую информацию; вести исследовательскую деятельность, с применением современных методов и методик исследования, используя знания в области гуманитарных и социальных наук и смежных областей научного знания; осуществлять поиск и обработку информации, ее презентацию, работать с базами данных в гуманитарных науках.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • знакомство с основными этапами развития мировой архитектуры
  • развитие умения оперировать языком описания произведения архитектуры с применением специальной терминологии
  • освоение метода формально-стилистического анализа и умение применять его при исследовании архитектурного объекта
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • знать основные этапы, имена и особенности стилистических школ и направлений в истории мировой архитектуры
  • обладать навыками анализа и описания памятников архитектуры
  • уметь интерпретировать данные, полученные в ходе анализа произведения искусства при решении самостоятельно поставленных задач в исследованиях по истории искусства и архитектуры
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение, архитектура древности.
    Проблематика возникновения архитектуры, ее роль в древнем обществе. Архитектура Древней Греции. Формирование ордерной системы, принципы ее функционирования. Основы описания и архитектурного произведения. Эллинизм и «всемирное» распространение греческой архитектуры. Технические инновации архитектуры императорского Рима. Ее типология и региональное разнообразие. Классицизм и проблема обращения к прошлому в античном искусстве.
  • Архитектура Средневековья.
    Выход из кризиса Поздней античности как рождение современной цивилизации. Дороманская архитектура Западной Европы между варварами и античностью. Романское искусство как возрождение римской архитектуры. Техническая и образная революция готической архитектуры. Византийская архитектура и ее проявления на Руси. Становление и развитие русской архитектурной традиции. Позднесредневековая русская архитектура.
  • Европейская архитектура Нового времени и современности.
    Основные имена и этапы развития ренессансной архитектуры Италии. Характер рецепции Ренессанса и маньеризма вне Италии, их взаимоотношение и взаимодействие с поздней готикой (Испания, Португалия). Основные региональные школы к северу от Альп: Франция, Британия, германский мир. Римское барокко как синтез искусств. Региональные разнообразие архитектуры барокко в Европе. Особенности французской архитектуры XVII века: преломление ренессансных и барочных традиций, сложение художественного языка классицизма. Проблематика барокко в России. Архитектура барокко на Американском континенте. Распространение исторических стилей. Технологическая революция в архитектуре. Архитектура эпохи модерна: ар-нуво и национально-романтические поиски. Функционализм и ар-деко и в архитектуре: отказ от ордерного архитектурного языка? Ле Корбюзье и рождение современной архитектуры. Американские небоскребы и межвоенная архитектура. Интернациональный стиль в архитектуре. Постмодернизм и поиски органичной архитектуры в последние десятилетия. Архитектура стран Востока в диалоге с Европой.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Created with Sketch. Тесты по книге Виппера
  • неблокирующий Created with Sketch. Устные опросы
  • неблокирующий Created with Sketch. Экзамен
    Устный экзамен состоит в устном опросе по архитектуре XIX–XX вв. и в беседе по одному (на выбор преподавателя) из трех выбранных студентом заранее вопросов (по одному из каждого раздела списка). Магистрант должен знать общий историко-географический контекст (какие это страны, города, центры политической власти тогда и сейчас), хронологию и основные этапы развития иконографии, стиля, декора в предложенный период. Тезисы иллюстрируются примерно 7–10 произведениями (иллюстрации магистрант должен подобрать самостоятельно и принести на экзамен), о которых нужно знать место и время создания, а также указать на те его формы (плана, объемно-пространственная композиция, декор), обстоятельства создания (первое из ….) и т.д., которые делают его уникальным/выдающимся для данного периода. Одно здание в вопросе (по выбору студента) должно быть подробно проанализировано (план, объемно-пространственная композиция, композиции фасадов, декор; стиль и иконография) и должно получить обоснованную художественную оценку.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.25 * Тесты по книге Виппера + 0.25 * Устные опросы + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Введение в историческое изучение искусства, Виппер Б. Р., 2010
  • История памятников архитектуры : От пирамид до небоскребов, Овсянников Ю. М., 2001

Рекомендуемая дополнительная литература

  • История русской архитектуры : учебник для вузов, Пилявский В. И., Тиц А. А., 2003