• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Язык современных медиа: от канцелярита до молодежного сленга

Статус: Курс по выбору (Журналистика)
Направление: 42.03.02. Журналистика
Когда читается: 3-й курс, 4 модуль
Формат изучения: Full time
Преподаватели: Мороз Оксана Владимировна
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Язык медиа чаще всего рассматривается с точки зрения фундаментальных лингвокультурологических стратегий, что, безусловно, верно. Вместе с тем, именно в медиадискурсе колоссальную роль играют, казалось бы, второстепенные компоненты. Тембр голоса ведущего, частотность употребления пресловутого «как бы», повторение одного и того же жеста, не вполне уместное употребление жаргонизма и т.д. и т.п. – все это часто перевешивает, скажем, вполне весомую аргументацию или блестящую эрудицию говорящей (пишущей) «медиаличности». В рамках курса предполагается рассмотреть современный русский язык и язык медиа на всех основных его уровнях, во всех главных ракурсах, но – акцентируя внимание на тех аспектах, которые, как правило, анализируются вскользь, факультативно, фрагментарно, но которые, на наш взгляд, являются настоящими «реперными точками» медиаречи. Конечная цель курса – формирование полноценной языковой медиаличности, имеющей навыки здоровой профессиональной рефлексии, не успокаивающейся на достигнутом, не впадающей в усталое воспроизводство банальностей и штампов, а находящейся в постоянном творческом поиске все новых и новых творческих открытий («фишек»), ведущих в конечном счете к подлинному медиауспеху.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Характеристика состояния современного русского языка сточки зрения его медиа-эффективности.
  • Приобретение навыков владения методами использования риторико-лингвистических приемов для достижения глобальных целей журналистики.
  • Овладение умением пользоваться достигнутыми приемами для решения ключевых проблем журналистики.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Объясняет понятие канцелярита.
  • Раскрывает понятие сленга.
  • Озвучивает проблемы современных СМИ.
  • Раскрывает проблему взаимообращения «буквы» и «цифры».
  • Называет новейшие тенденции русской речи.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Что такое канцелярит? Узкое и широкое понимание термина.
    Понятие канцелярита в начале ХХI в. Трансформация понятия канцелярита от советского канцелярита к глобалекту ХХI в. Оживление канцелярита в начале ХХI в.
  • Понятие сленга: вчера и сегодня.
    «Сленг» в английской традиции. «Сленг» в советской лингвистической традиции. «Сленг» как лингвистический бренд в наши дни. Брань и смех в современных СМИ. Жанры современных СМИ как пародия на классические жанры античности.
  • Проблемы современных медиа: «во что впадаем».
    Во что впадаем? Каковы перспективы русского языка. Новейшие тенденции в фонетике и интонации русского языка. Проблема нормирования в современных СМИ.
  • Взаимообращение «буквы» и «цифры»: конфликт или симбиоз.
    Художественная литератур в цифровую эпоху. Является ли «цифровая литература» художественной? «Художественность» и «оцифровление» - совместимо ли это? Нейминг, рекламные слоганы, меметика и другие современные феномены в контексте истории мировой культуры.
  • Новейшие тенденции в русской речи: что делать СМИ.
    «Охранительные» и «прогрессистские» перспективы СМИ. Медиариторика. Вызовы современного мира и СМИ. Бизнес-сленг как «новое средневековье». Переходим ли мы все на «транссленг»? Роковой «треугольник» языка «медиа»: тест, клип и прецедент.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Посещаемость
  • неблокирующий Семинары
  • неблокирующий Контрольная работа
    Письменная контрольная работа по материалам занятий, выполняемая студентами индивидуально. Время выполнения от 20 до 30 минут.
  • неблокирующий Деловая игра
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.4 * Деловая игра + 0.3 * Контрольная работа + 0.3 * Семинары
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • - Кузьмина Н.А. — Современный медиатекст - Издательство "ФЛИНТА" - 2014 - ISBN: 978-5-9765-1668-7 - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: https://e.lanbook.com/book/72767
  • - Сковородников А.П. — Энциклопедический словарь-справочник. Выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочеты - Издательство "ФЛИНТА" - 2011 - ISBN: 978-5-89349-502-7 - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: https://e.lanbook.com/book/3781
  • - Стилистический энциклопедический словарь русского языка - Издательство "ФЛИНТА" - 2016 - ISBN: 978-5-89349-342-9 - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: https://e.lanbook.com/book/85901
  • Дзялошинский И. М., Пильгун М. А.-СОВРЕМЕННЫЙ МЕДИАТЕКСТ. ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для вузов-М.:Издательство Юрайт,2019-345-Высшее образование-978-5-534-11621-2: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/sovremennyy-mediatekst-osobennosti-sozdaniya-i-funkcionirovaniya-445761

Рекомендуемая дополнительная литература

  • - Васильев Н.Л., Жаткин Д.Н. — Словарь поэтического языка П.А.Вяземского - Издательство "ФЛИНТА" - 2015 - ISBN: 978-5-9765-2284-8 - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: https://e.lanbook.com/book/70489
  • - Климовская Г.И. — Толковый словарь устойчивых словосочетаний современного русского языка - Издательство "ФЛИНТА" - 2019 - ISBN: 978-5-9765-1978-7 - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: https://e.lanbook.com/book/122625