• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Профориентационный семинар

Язык: русский
Кредиты: 7

Программа дисциплины

Аннотация

Профориентационный семинар ориентирован на ознакомление студентов с проблемным полем социологии, раскрытие спектра возможностей профессиональной самореализации и развитие мотивации профессионального роста
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • • ознакомление студентов с проблемным полем социологии; • раскрытие спектра возможностей профессиональной самореализации и развитие мотивации профессионального роста; • подготовка студентов к прохождению учебной и производственной практики.
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Владеть навыками формулировать проблему и осуществлять подбор литературы, анализировать про-читанную литературу, формулировать выводы;
  • Знает общее определение предпринимательства как типа хозяйственной деятельности. Понимает роль высшего образования и университета в частности в формировании предпосылок и ресурсов для предпринимательской деятельности. Понимает цели и задачи академических и прикладных исследований предпринимательства в университете
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Профессия, профессионализм и мировоззрение социолога
    О научных истинах в социологии: полезных, бесполезных и вредных. Этика в науке и этика Профессионализм в науке и в других сферах. Профессионал, дилетант, любитель: в чем разница? вне науки. Можно ли заниматься наукой без научного мировоззрения? Социологическое мировоззрение. Профессия социолога и профессионализм социолога. Социология как наука и практика.
  • Академическая дискуссия/полемика. Работа с академическим текстом: с чего начинать?
    Современные тенденции в мировой социологии. На основе прочитанных статей анализируются приемы воздействия, деловая игра «академическая полемика».
  • Формы осмысления социальных проблем: визуальная социология. общество в «зеркале» фотографии
    Социальное пространство – видимое и невидимое, задачи социологического воображения. Визуальность в современном обществе и новые задачи социологии. Символика социального про-странства. Методы визуальной социологии: наблюдение, фотографирование, видеосъемка. Место визуальных методов в социологических исследованиях: способы использования фотографирования, сочетание фотографирования с другими методами. Возможности и ограничения визуальной социологии.
  • Что такое неформальная экономика? Неформальная экономика советской и современной России
    Какую экономику и почему считают «неформальной»? Что включают в это понятие? Структура советской «второй» экономики: легальная и нелегальная составляющие. Причины развития «второй» экономики СССР. Роль дефицита и неудовлетворенного платежеспособного спроса населения в формировании советской неформальной экономики. Место «второй» экономики в структуре планового хозяйства. Способы сдерживания «второй» экономики: экономические и политические. Экономические преступления в СССР: сущность и последствия. Движение во времени: от «второй» экономики СССР к неформальной экономике современной России. Изменение характера теневой экономической деятельности в постсоветский период. Сходство и различия современной и советской неформальной экономики: формы проявления теневых отношений, мотивы участников, общественная реакция, социальная база.
  • Сетевая взаимопомощь домохозяйств: теория и практика реципрокности
    Реципрокные взаимодействия: сущность, функции, специфика. Экономика дара. Отличие реципрокности от товарного обмена. Отличие реципрокности от патрон-клиентских отношений. Значимость реципрокных связей в экономике выживания. Эмпирический портрет реципрокных взаимодействий российских домохозяйств. Методы изучения сетевых взаимодействий
  • Социология предпринимательства: что и зачем? Можно или нет научиться предпринимательству в университете?
    Предпринимательство как институт рыночной экономики. Социальный контекст предпринимательства. Что и зачем изучает теория предпринимательства? Предпринимательство в России: социально-экономические и социетальные особенности. Предпринимательство и университеты
  • Социальные институты: социологический подход
    Как определить «социальный институт»? Классические и современные институциональные теории. Особенности социологического подхода к исследованию институтов в примерах: социальные нормы, право и мораль. Теории возникновения институтов и методы изучения институциональных изменений.
  • Социальная политика как предмет социологической экспертизы
    Социальные институты и отрасли: образование, здравоохранение, социальная защита. Влияние социальной политики на уровень и качество жизни населения. Доходы, их структура, неравенство в распределении доходов, бедность. Доступность и качество социальных услуг.
  • Реформы образования в России и социология образования
    Социолог в исследовании образования. Научные школы в социологии образования. Примеры исследований.
  • Как и зачем изучать электоральное поведение?
    Фабрики производства общественного мнения: структура, функции, методы исследований. Отношения «заказчик-исследователь». Общественная функция исследовательских компаний. Проблемы общественного доверия к результатам исследований.
  • Рынок исследовательских компаний России
    Исследовательские компании – направления деятельности, стратегии развития. Цифры ис-следовательского рынка России и в мире. Тенденции и факторы развития.
  • Что такое маркетинговое исследование?
    Определение. Социология – маркетинговые исследования – маркетинг. История развития маркетинговых исследований. Современный рынок маркетинговых исследований. Виды маркетинговых исследований. Методы маркетинговых исследований. Сегментация потребителя
  • Data Culture
    Работа с данными разной природа. Типология данных и функции работы с ними Сбор и структурирование данных, основные методики. Оценка качества. Метрики классификации; метрики регрессии, метрики ранжирования; стоимостное выражение метрик. Как и зачем измерять качество; А/Б тестирование статистическая значимость, чувствительность; примеры онлайн и офлайн тестов
  • Стратегии профессионализации выпускников ОП «Социология»
    Основные компетенции и знания выпускников. Стратегии развития карьеры и профессионального роста. Траектории профессионализации выпускников.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Работа на семинаре
  • неблокирующий Групповой проект
    Подробные рекомендации для выполнения данного вида работы высылаются студентам в форме подробной методички, необходимые навыки отрабатываются на семинарских занятиях, посвященных конкретно проектной деятельности (постановка проблемы, формулировка цели и задач исследования; определение теоретической рамки проекта; драфт эмпирического исследования). Защита проходит в присутствии всех студентов учебной группы, с регламентом: 12 минут на презентацию проекта, 6 минут – вопросы и обсуждение, 2 минуты – резюме преподавателя.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * Групповой проект + 0.4 * Работа на семинаре + 0.3 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Социология : анализ современного общества, Штомпка П., Червонной С. М., 2005

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Лапин Н. И., Здравомыслов А. Г., Кузьминов В. Г. ; Под общ. ред. Лапина Н.И.-СОЦИОЛОГИЯ. ХРЕСТОМАТИЯ В 2 Т. ТОМ 1 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-434-Бакалавр. Академический курс-978-5-534-09593-7, 978-5-534-09594-4: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/sociologiya-hrestomatiya-v-2-t-tom-1-437277