• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Управление развитием информационных систем

Статус: Курс по выбору (Бизнес-информатика)
Направление: 38.04.05. Бизнес-информатика
Кто читает: Кафедра управления информационными системами и цифровой инфраструктурой
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Бизнес-информатика
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 64

Программа дисциплины

Аннотация

В качестве цели(ей) освоения дисциплины кратко указываются охват предметной области, глубина её изучения и уровень профессиональных требований, отражающих образовательные результаты ОП, в рамках которой реализуется учебная дисциплина.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью дисциплины «Управление развитием информационных систем» является получение теоретических знаний о взаимосвязи между потребностями бизнеса организации и развитием её информационных систем, а также практических навыков по разработке стратегий развития всех классов информационных систем для обеспечения поддержки реализации стратегий развития основной деятельности компаний и органов госуправления. Результаты обучения: 1. Способность принимать управленческие решения, оценивать их возможные последствия и нести за них ответственность (СК-5): знание основных классов информационных систем предприятия, умение выявлять требования бизнеса к ИТ-сервисам, взаимосвязи между внедрением ИС и организационными изменениями. 2. Способность к осознанному выбору стратегий межличностного взаимодействия (ПК-4): знание объективных закономерностей развития организаций, умение выявить организационный дизайн предприятия и вытекающие из него требования к взаимодействию работников. 3. Способность создавать, описывать и ответственно контролировать выполнение технологических требований и нормативов в профессиональной деятельности (ПК-9) – знание типовых стандартов основных классов информационных систем, умение определить фактические требования к интеграции ИС в рамках необходимого бизнесу системного ландшафта.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Выявлять и прогнозировать основные направления использования современных ИКТ для управления эффективностью бизнеса
  • Определять политику информационной безопасности на предприятии/в организации
  • Анализировать бизнес-процессы, описывая текущее состояние (модель AS-IS), с последующим реинженирингом их до целевого состояния (модель TO-BE) для обоснования проектных решений в сфере ИКТ
  • Внедрять инновации в сфере ИКТ-бизнеса
  • Проводить исследования в области новых моделей и методов, направленных на совершенствование архитектуры предприятия, разработку и внедрение отдельных ее компонентов
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Развитие информационных систем: основные понятия и принципы
    Направления развития ИС и ИТ. Понятие ИТ-сервиса. Создание или совершенствование ИТ-сервиса как результат развития ИС и ИТ. Клиентские и технические ИТ-сервисы. Понятие стратегии бизнеса и ИТ-стратегии. Виды стратегий. Жизненный цикл стратегии. Бизнес-модель как основа стратегии бизнеса и ИТ-стратегии. Связь между бизнес-моделью и ИТ-стратегией. Источники требований к ИТ-стратегии. Цикл Деминга в разработке ИТ-стратегии. Взаимосвязи между бизнес-процессами, ИТ-сервисами. Оценка результатов реализации ИТ-стратегии
  • Основные классы ИС
    Некоторые классификации ИС. Классификации по функциональной специализации, месту в цепи создания стоимости, масштабу, месту в иерархии управления. Шаблон описания класса ИС. Системы АСУ ТП: функциональность, типичные ИТ-сервисы, ресурсы, особенности поддержки. Принятие решений по созданию/развитию АСУ ТП. Современное развитие систем АСУ ТП: интернет вещей (IoT). Понятие платформы IoT. Ключевые сервисы IoT. Современная инфраструктура интернета вещей: SDX (Software Defined Anything) и сети 5G. Особенности современной технической поддержки: DevOps. Комплементарные связи между элементами передовых технологий (IoT, искусственный интеллект, большие данные, сети 5G и SDX). MES-системы: функциональность, типичные ИТ-сервисы, ресурсы, особенности поддержки. Принятие решений по созданию/развитию MES-систем. Современное развитие MES-систем: Индустрия 4.0. Принципы Индустрии 4.0. Основные проблемы и риски Индустрии 4.0. Онтология предприятия и её роль в Индустрии 4.0. Принципиально новые черты Индустрии 4.0. Влияние Индустрии 4.0 на бизнес-модели и организационный дизайн. Новая роль работника в Индустрии 4.0 и новые требования к работникам. ИТ-интенсивные прикладные системы: САПР, рендеринг в кинопроизводстве, геологическое моделирование и др. функциональность, типичные ИТ-сервисы, ресурсы, особенности поддержки. Принятие решений по созданию/развитию ИТ-интенсивных прикладных систем. Понятие трансакционных систем. ERP-системы как наиболее развитый класс трансакционных систем. Логика расширения стандарта MRP – MRP II – ERP – TEI (ERP II). Типичные ИТ-сервисы и их связь со стандартами, ресурсы и техническая поддержка ERP-систем. Современные тенденции ERP-систем: СУБД In-Memory с поколоночным хранением, интеграция с сервисами IoT и Индустрии 4.0. Особенности проекта внедрения ERP-системы. Облачные ERP-системы. CRM-системы: функциональность, типичные ИТ-сервисы, ресурсы, особенности поддержки. Принятие решений по созданию/развитию CRM-системы. Интеграция ERP и CRM-систем. Современные тенденции: машинное обучение, СУБД In-Memory с поколоночным хранением, широкое использование облачных сервисов. Проблемы интеграции облачных SaaS решений. PLM-системы: функциональность, типичные ИТ-сервисы, ресурсы, особенности поддержки. Принятие решений по созданию/развитию PLM-системы. Современные тенденции: PLM-системы, цифровая модель продукта и её роль в Индустрии 4.0. Управленческие системы (MIS): функциональность, типичные ИТ-сервисы, ресурсы, особенности поддержки. Принятие решений по созданию/развитию. Современные тенденции: большие данные и искусственный интеллект.
  • Системный ландшафт предприятия
    Понятие системного ландшафта. Требования к интеграции ИС. Принципы построения современных ИС и проблемы их интеграции. Специализированные средства интеграции: связующее программное обеспечение, стандарт SOA. Аппаратные средства и тенденции их развития. Виртуализация серверного оборудования и СХД, её значение для бизнеса. Роль облачных сервисов: частные и корпоративные облака. Проблема интеграции облачных сервисов. Частные, публичные и гибридные облака. Проблема сайзинга (определения необходимых параметров производительности) для собственных ИТ-активов и облачных сервисов. Проблема информационной безопасности системного ландшафта в целом и отдельных ИС.
  • Рамки развития ИТ: архитектура бизнеса и организации
    Бизнес-модель и драйверы использования ИТ. Драйверы использования ИТ: соотношение материальных и информационных потоков, теснота кооперации с поставщиками и потребителями, инвестиции на единицу ИТ-сервиса, рыночная власть поставщиков ИТ, потенциал и риск инноваций, связанных с ИТ. Примеры действия драйверов: соотношение расходов на ИТ в банковском и нефтяном бизнесе. Архитектура организации и механизмы координации Г.Минцберга. 5 механизмов координации, 5 ключевых частей организации, 5 конфигураций. Конфигурация как адаптация организации к определенной комбинации внешних условий. Другие факторы внешней среды, бизнеса и организации, влияющие на конфигурацию и, шире, организационный дизайн. Свойства основных конфигураций: простая структура, механистическая бюрократия, дивизиональная структура, профессиональная бюрократия, адхократия. Требования каждой конфигурации к ИТ-сервисам.
  • Разработка ИТ-стратегии предприятия
    Стратегические цели предприятия: финансовые и нефинансовые. Технология как инструмент достижения стратегических целей. Понятие результативности и экономичности, их применение к оценке технологии. Технологический разрыв и конкуренция предприятия. Проблема идентификации технологического разрыва и своевременного принятия решения о внедрении новой технологии. Технологии в бизнес-модели: ИТ-сервисы и критические значения параметров бизнес-модели. Роль ИТ и ИС в технической системе предприятия на примере нефтедобычи и телекоммуникационной индустрии. Влияние АСУ ТП и IoT на конфигурацию предприятия. Влияние ИТ и ИС на знания предприятия на примере разработки сложных систем и комбинированного обучения. Влияние управления знаниями на конфигурацию предприятия. Влияние ИТ и ИС на правила и нормы предприятия на примере внедрения ERP-системы в МТО и внедрения CRM. Влияние изменения правил и норм на конфигурацию предприятия. Стратегия как согласованное изменение ИТ-ландшафта, ИТ-сервисов, бизнес-процессов, требований к работникам и способов мотивации последних. Информационная безопасность в ИТ-стратегии предприятия и обострение этой проблемы в условиях происходящей информационной революции. Обучение предприятия и ИТ-службы в ходе разработки и реализации стратегии. Обучающая компонента в развитии информационных систем.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий самостоятельная работа
  • неблокирующий экзамен
    Экзамен проводится в устной форме (тесты) с использованием асинхронного прокторинга. Экзамен и прокторинг проводятся на платформе Экзамус (https://hse.student.examus.net). К экзамену необходимо подключиться за 15 минут. На платформе Экзамус доступно тестирование системы. Компьютер студента должен удовлетворять следующим требованиям: https://elearning.hse.ru/data/2020/05/07/1544135594/Технические%20требования%20к%20ПК%20студента.pdf) Для участия в экзамене студент обязан: заранее зайти на платформу прокторинга, провести тест системы, включить камеру и микрофон, подтвердить личность. Во время экзамена студентам запрещено: общаться (в социальных сетях, с людьми в комнате), списывать. Во время экзамена студентам разрешено: пользоваться собственными письменными конспектами (в тетради или на распечатанных листах). Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи до 10 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи 10 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
  • неблокирующий эссе
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * самостоятельная работа + 0.4 * экзамен + 0.3 * эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Anoruo, C. C. (2019). Employing COBIT 2019 for Enterprise Governance Strategy. COBIT Focus, 1–13. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=139359857
  • Bass, L., Weber, I. M., & Zhu, L. (2015). DevOps : A Software Architect’s Perspective. Old Tappan, NJ: Addison-Wesley Professional. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1601433
  • Mikael Krief. (2019). Learning DevOps : The Complete Guide to Accelerate Collaboration with Jenkins, Kubernetes, Terraform and Azure DevOps. Birmingham: Packt Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2284100
  • Васильев Р.Б., Калянов Г.Н., Левочкина Г.А. - Управление развитием информационных систем - Национальный Открытый Университет "ИНТУИТ" - 2016 - 520с. - ISBN: - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/100537
  • Зараменских Е. П., Кудрявцев Д. В., Арзуманян М. Ю. ; Под ред. Зараменских Е.П. - АРХИТЕКТУРА ПРЕДПРИЯТИЯ. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 410с. - ISBN: 978-5-534-06712-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/arhitektura-predpriyatiya-441150
  • Лукьянов Б.В. - Архитектура предприятия - Русайнс - 2015 - 134с. - ISBN: 978-5-4365-0465-0 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/917481

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Dietz, J. L. G. (2006). Enterprise Ontology : Theory and Methodology. Berlin: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=161605
  • Dive, P., & Gornalli, N. (2018). DevOps for Salesforce : Build, Test, and Streamline Data Pipelines to Simplify Development in Salesforce. Birmingham: Packt Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1905961
  • Enterprise-specific ontology-driven process modelling. (2015). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.127748B5
  • Ендовицкий Д.А., Любушин Н.П., Бабичева Н.Э., Карпычев В.Ю. - Архитектура предприятия - КноРус - 2018 - 328с. - ISBN: 978-5-406-05945-6 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/924110
  • Скрипкин, К.Г. Экономическая эффективность информационных систем в России [Электронный ресурс] : Монография. - M.: МАКС Пресс, 2014. - 156 с. ISBN 978-5-317-04863-1. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/533938