• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Юридическое мышление и логика

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс по выбору (Юриспруденция)
Направление: 40.03.01. Юриспруденция
Где читается: Факультет права
Когда читается: 1-й курс, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Винник Дмитрий Владимирович
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 32

Программа дисциплины

Аннотация

Учебная дисциплина «Юридическое мышление и логика» посвящена освоению такой фундаментальной и классической для юридического образования дисциплины как формальная логика. Студенты, изучившие дисциплину, получают представление о значении формального мышления для юридической науки, судопроизводства, юридической практики и нормотворческой деятельности. Дисциплина направлена на тренировку существенно важных для юридической деятельности формально-логических аспектов мышления: понятийного мышления, правильности умозаключений и способности к суждению. Особое внимание уделено теоретическим и практическим вопросам логической аргументации и роли логики в полемике. Дисциплина предусматривает 6 домашних заданий. Блокирующие элементы контроля отсутствуют. Для успешного освоения дисциплины студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: владеть культурой мышления: обобщать, анализировать информацию, ставить цели и выбирать пути ее достижения; логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; точно и ясно формулировать и излагать свои мысли, убедительно их аргументировать; навыками уточнения содержания юридических терминов и логически грамотно оперировать ими при построении классификаций.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • овладение студентами основами логического мышления.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные формы мысли, категории, принципы и основные законы формальной логики; наиболее типичные логические ошибки устной и письменной коммуникации;
  • Знает приемы лояльной и нелояльной аргументации; логические требования к нормотворческой деятельности; роль логики в юридическом мышлении.
  • Умеет использовать логические средства мыслительной деятельности, необходимые для решения типовых задач юридической практики;
  • Умеет ориентироваться в возможных логических ошибках преднамеренного (софистического) и непреднамеренного (паралогического) характера;
  • Умеет участвовать в спорах и полемике с использованием корректного логического инструментария; выражать свои мысли в форме суждений и обосновывать их в форме умозаключений;
  • Владеет искусством корректного логического вывода; законами логики;
  • Владеет представлениями об условиях логической корректности мышления; наиболее распространенных ошибок в мыслительной деятельности, основных формально-логических принципов и законов последовательного, непротиворечивого, определенного (точного) и обоснованного мышления;
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Предмет и значение науки логики. История становления логики как академической дисциплины.
    Логика и мышление. Мышление как процесс решения задачи. Роль понятий и суждений в мышлении. Умозаключение. Рассуждение как поиск ответа на нетривиальный вопрос посредством умозаключения. Логическая форма понятий, суждений и умозаключений, их конкретное содержание. Основные логические законы и принципы мышления. Закон противоречия. Принцип непротиворечивости. Понятие последовательного мышления. Закон исключенного третьего и одноименный принцип мышления. Понятие определенности мышления. Обоснованность мышления: принцип достаточного основания. Значение логики как учебной дисциплины для формирования юридического мышления. Мышление, язык и действительность. Язык как средство познания. Понятие знака. Основные разновидности знаков. Синтаксический, семантический и прагматический аспекты языка. Речевые акты и их основные разновидности. Значение и смысл языковых выражений. Принципы однозначности, предметности и взаимозаменимости. Логические типы (категории) языковых выражений. Создание логики как важнейший этап становления как гуманитарной культуры и управления. Зависимость появления логики как науки от социально-политического контекста. Особенности государственного управления Афин: Народное собрание и Народный суд их влияние на состязательность выступлений граждан. Софистика и ее роль в становлении логики. Наиболее известные софизмы. Создание Аристотелем логической системы как «оружия против уловок софистов», средства разоблачения их приемов и уловок. Роль средневековой философии в становлении логики. Роль философии Нового Времени в становлении логики. Учение Ф.Бэкона о «призраках» сознания. Роль математического анализа в появлении математической логики.
  • Понятие
    Определение понятия как формы мышления. Основные функции понятий. Объем и содержание понятия. Закон обратного отношения между объёмами и содержаниями понятия. Содержание понятия как смысл имени. Виды понятий. Понятия с нулевым (пустым) объемом, единичные и общие понятия. Понятия собирательные и несобирательные. Конкретные и абстрактные понятия. Понятия положительные и отрицательные, относительные и безотносительные. Логические отношения между понятиями. Понятия совместимые и несовместимые. Виды совместимости понятий: равнозначность, подчинение и перекрещивание. Виды несовместимости: противоречие, противоположность, соподчинение. Операции обобщения и ограничения понятий. Деление понятий. Деление по видоизменению признака и дихотомическое деление. Мериологическое деление. Условия правильности деления. Логические ошибки при делении. Классификация и ее роль в познании. Дефиниция. Назначение и структура дефиниции. Виды дефиниций: предметные и семантические, явные и неявные, отчетные и предписывающие.
  • Суждение
    Суждение как форма мышления. Суждение и предложение. Роль суждений в мышлении (познании). Истинные и ложные, достоверные, правдоподобные и неправдоподобные суждения. Простые и сложные суждения. Общая структура (субъект, предикат и связка) и виды простых суждений. Суждения единичные и множественные (категорические). Деление суждений по количеству и качеству. Общеутвердительные, общеотрицательные, частноутвердительные и частноотрицательные суждения, запись их логической формы. Отношения терминов в суждении и их распределенность. Отношения между категорическими суждениями по «логическому квадрату»: контрарность, контрадикторность, субконтрарность и логическое подчинение. Формулировки законов противоречия и исключенного третьего применительно к категорическим суждениям. Логическая форма и виды сложных суждений. Конъюнктивная, дизъюнктивная и импликативная связь между суждениями. Понятие необходимого и достаточного условия чего-либо. Алгоритм «перевода» сложных суждений на логический язык выводов из сложных суждений (представление их как формул этого языка). Логические отношения между сложными суждениями. Ассерторические и модальные суждения. Алетические, деонтические и эпистемические модальности. Логические отношения между модальными суждениями. Формулировки законов противоречия и исключенного третьего применительно к суждениям с деонтической модальностью. Виды высказываний по Р.Карнапу: дескриптивные, экспрессивные и императивные. Основные способы логико-лингвистических манипуляций с указанными суждениями в этических, идеологических и религиозных концепциях. Модальность суждения. Понятие о модальном операторе. Физические (онтологические, или каузальные) модальности: онтологически необходимо, возможно, случайно. Эпистемические (теоретико-познавательные) модальности: доказуемо, неразрешимо, опровержимо. Аксиологические (оценочные) модальности: хорошо, плохо, безразлично. Деонтологические модальности: обязательно, разрешено, запрещено. Понятие нормы. Норма как разрешение, запрещение, либо требование воздержания от какого-нибудь действия. Нормативная истина и нормативная ложь.
  • Умозаключение (вывод)
    Сущность и общая структура умозаключений. Правильные и неправильные умозаключения. Дедуктивные и индуктивные выводы. Прямые дедуктивные правила выводов из сложных суждений: модус поненс и модус толленс, исключения и введения конъюнкции, исключения и введения дизъюнкции, исключения и введения отрицания, правило транзитивности и контрапозиции. Непрямые дедуктивные правила. Правильные модусы условно-категорических умозаключений. Правильные модусы разделительно-категорических умозаключений. Чисто-условные умозаключения. Лемматические умозаключения. Алгоритм логического анализа выводов из сложных суждений. Непосредственные умозаключения: выводы по «логическому квадрату». Обращение, превращение и противопоставление. Простой категорический силлогизм. Структура простого категорического силлогизма. Фигуры и модусы простого категорического силлогизма. Алгоритм логического анализа умозаключений по схемам простого категорического силлогизма. Применение силлогистических умозаключений. Сокращенный простой категорический силлогизм (энтимема). Сложный категорический силлогизм (полисиллогизм).
  • Аргументация
    Теория аргументации как раздел логики. Роль теории аргументации в юридической практике, политической и общественной деятельности, в любом виде человеческой деятельности, предполагающем коммуникацию. Аргументативное рассуждение и его основные разновидности. Опровержение (фальсифицирование) гипотезы. Подтверждение (верифицирование) гипотезы. Условия повышения правдоподобия гипотезы. Понятие версии в следственной практике. Критика как поиск возможных ошибок и неточностей в процессе аргументации. Правила доказывания (опровержения) и подтверждения: в отношении тезиса, в отношении аргументов, в отношении их логической связи. Объясняющее рассуждение (объяснение) и его виды. Аргументы: удостоверенные единичные факты; законы науки; ранее доказанные теоремы; определения; аксиомы. Демонстрация (форма доказательства) – связь тезиса с аргументами. Виды доказательства. Прямое и косвенное доказательство. Правила доказательства. Требования к тезису. Требования к аргументам. Требования к демонстрации. Логические ошибки в доказательстве. Опровержение как логическая операция установления ложности, либо необоснованности тезиса оппонента. Роль доказательства и опровержения в практической деятельности современного управленца. Спор как форма рациональной коммуникации. Условия рационального спора. Корректные и некорректные приемы в споре. Аргументы ad rem и ad hominem. Сущность и структура вопроса. Виды вопросов. Условия правильности вопросов: обоснованность, определенность, разрешимость, неаналитичность. Тривиальные и нетривиальные вопросы. Неправильные (некорректные) вопросы. Ответы и условия их правильности: полнота, информационная определенность, релевантность. Некорректные ответы.
  • Индуктивные выводы. Формы развития знания.
    Индуктивные умозаключения. Противопоставление индукции и дедукции. Деление индукции на популярную и научную. Приемы, повышающие достоверность индуктивного вывода: Максимальное число случаев, представленных в посылках; наибольшее разнообразие фактов, представленных в посылках; типичность. Существенность рассматриваемых фактов. Научная индукция как индукция, основанная на установлении причинных связей между изучаемыми явлениями. Методы научной индукции, то есть, методы Бэкона – Милля: единственного сходства; единственного различия: сопутствующих изменений; остатков. Умозаключения по аналогии – вывод о принадлежности предмету, процессу или явлению определенного признака (свойства или отношения) на основании его сходства в признаках с другим предметом, процессом или явлением. Строгая аналогия. Нестрогая аналогия. Ложная аналогия. Роль индукции и аналогии в практической деятельности управленца. Проблема как процесс развития знания. Виды проблем. Неразвитые проблемы, их основные характеристики. Развитые проблемы или собственно проблемы. Основные этапы разрешения проблемы. Гипотеза как предположение о свойствах, причинах, структуре и связях изучаемых объектов. Предположительный характер гипотезы. Виды гипотез. Деление гипотез на общие, частные и единичные. Разновидности научных гипотез: предположения об отдельных фактах; о закономерных связях процессов и явлений; о сущности этих процессов и об их причинах. Рабочие гипотезы, их меньшая обоснованность и большая произвольность. Понятие о гипотезе ad hoc. Гипотетико-дедуктивный метод как выведение (дедукция) заключений из гипотез и других посылок, истинностное значение которых неизвестно. Гипотетико-дедуктивная система как иерархия гипотез, степень абстрактности и общности которых увеличивается по мере удаления от эмпирического базиса. Судебно-следственная версия как разновидность гипотезы. Специфика доказательства судебно-следственной версии. Теория и ее виды. Эмпирический и теоретический уровни познания. Эмпирические и теоретические объекты теории. Подтверждение и опровержение научной теории. Логическая схема проверки научной теории. Понятие эмпирического следствия. Истинность и подтверждаемость. Относительность всякого подтверждения. Два вида подтверждения. Понятие опровержения. Неопределенность опровержения, его конвенциональный характер. Опровержение теории и отказ от нее. Понятие решающего эксперимента.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее здание
  • неблокирующий Устный опрос (экзамен)
    Экзамен проводится устно и письменно в Zoom по следующей ссылке: https://us04web.zoom.us/j/8455705656?pwd=K2M0OUtjNXY0SGtTaHlwVzZaM3EvZz09 Идентификатор конференции: 845 570 5656 Пароль: 867343 Студенту выдается устный вопрос и письменное задание, дается время на подготовку. Устный ответ дается в порядке очереди, а письменный выкладывается в чат ZOOM или в MS Teams в виде фотографии рукописной страницы.
  • неблокирующий Активность на семинарах
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.1 * Активность на семинарах + 0.2 * Домашнее здание + 0.7 * Устный опрос (экзамен)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Ивин А. А. - ЛОГИКА 4-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 387с. - ISBN: 978-5-534-03847-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/logika-437287
  • Логика для юристов : учебник / Е.А. Кротков. — Москва : ИНФРА-М, 2019. — 210 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/textbook_5d3965d1262371.99015551. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/974418
  • Основы логики : учебник / В.А. Бочаров, В.И. Маркин. — М. : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2020. — 334 с. — (Классический университетский учебник). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1039167

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Ивин А. А. - ПРАКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА: ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 171с. - ISBN: 978-5-534-08802-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/prakticheskaya-logika-zadachi-i-uprazhneniya-438613
  • Ивин А. А. - ПРАКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА: ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 171с. - ISBN: 978-5-534-08984-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/prakticheskaya-logika-zadachi-i-uprazhneniya-441612