• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Арт-критика театра и перформативных искусств

Статус: Курс по выбору (Журналистика)
Направление: 42.03.02. Журналистика
Когда читается: 2-й курс, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Новикова Анна Алексеевна, Сорокина Александра Евгеньевна
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Работа арт-журналиста сегодня не ограничивается только традиционными формами журналисткой деятельности – репортажами с премьер и выставок, обзорами событий, интервью с артистами, режиссерами, художниками и т.д. Также не достаточно было бы понимать арт-журналистику как современное обозначение традиционной художественной критики, видевшей свою задачу в осмыслении и описании текущего художественного процесса. Арт-журналист сегодня – часть этого художественного процесса. В зависимости от своей сферы интересов он – один из организаторов художественных акций, зрительских и экспертных дискуссий о современных культурных проблемах и вызовах, он часть постановочной команды современных спектаклей и творческих лабораторий, перформенсов и открытых лекций, трансмедийных проектов, конкурсов и фестивалей, призванных собрать вокруг художественного события сообщество и сохранить цифровые следы художественного события для зрителей и пользователей. Чтобы иметь возможность успешно реализовывать такую многозадачную деятельность, студентам необходимо иметь глубокое представление об истории и теории современного искусства, владеть навыками креативного письма и представлениями о менеджменте в сфере культуры. Дисциплина предлагается как курс по выбору, продолжающий обучение, начатое на первом курсе в рамках «Введения в арт-журналистику».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование навыков креативного письма и других видов творческой деятельности в рамках театрального и художественного сообщества
  • Познакомить с основными фактами истории современного искусства, набором актуальных тем, обсуждаемых художественных сообществом, важными событиями (в том числе, конкурсов и фестивалей) текущей художественной жизни и авторитетными режиссерами, художниками, кураторами, критиками
  • Научить писать тексты в разных форматах на художественные темы, придумывать и организовывать дискуссионные и просветительские проекты в театральной и смежных с ней сферах.
  • Познакомить с приемами креативного письма, лексикой, принятой в художественной среде, базовыми приемами популяризации искусства.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Дает определения основных понятий современных перформативных искусств.
  • Приводит примеры, иллюстрирующие актуальные тенденции.
  • Пишет тексты на художественные темы, соблюдая принципы креативного письма.
  • Анализирует большие художественные проекты.
  • Оценивает привлекательность больших художественный проектов для разных сегментов публики.
  • Проектирует мероприятия, сопровождающие художественное событие, предлагая модели соучастия и нетекстовые форматы интерактивного включения публики.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Театр в системе перформативных искусств
    Перформативные искусства и перформативные практики. Театр ХХ века и современные перформативные практики. Театральные направления конца ХХ – начала ХХI века. Арт-акционизм и театральные практики.
  • Основные принципы креативного письма
    Язык современного искусства и язык текстов о современном искусстве. Автор и герои текстов об искусстве. Формат профайла. Конструкция предложений. Драматургия журналистского текста. Полемические тексты. Эссе как кураторский текст.
  • Современные проблемы культуры и их репрезентация в перформативных практиках и журналистских текстах
    Театральные лаборатории фестивали как художественные практика. Дискуссия как творческий проект. Журналистские тексты о фестивалях и конференциях. Художественное сообщество как аудитория арт-журналиста.
  • Нетекстовые формы рефлексии о современном искусства и пространство соучастия
    Трансмедийные проекты для художественных событий. Дизайн пространства для перформативных искусств. Дигитализация зрелищные искусств. Арт-активизм, арт-менеджмент и арт-журналистика.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Концепция проекта
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Тест
  • неблокирующий Домашние задания
    Средняя оценка за все домашние задания.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.25 * Домашние задания + 0.25 * Концепция проекта + 0.25 * Тест + 0.25 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Мультимедийная журналистика [Электронный ресурс] : учебник для вузов/ под общ. ред. А. Г. Качкаевой, С А. Шомовой; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — 2-е изд. (эл.). — Электрон, текстовые дан. (1 файл pdf: 418 с). — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2018. — (Учебники Высшей школы экономики). — Систем, требования: Adobe Reader XI либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10'. - ISBN 978-5-7598-1663-8- Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1018934 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1018934

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Немировская, М.Л. Телевидение как среда для реализации продюсерских проектов: монография / М.Л. Немировская. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 199 с. — (Серия «Медиаобразование»). - ISBN 978-5-238-02463-9. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028666
  • Основы экранной культуры: Учебное пособие / Брейтман А.С. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 112 с.: 60x90 1/16 ISBN 978-5-16-105855-8 (online) - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/910751
  • Телевизионная индустрия США: Учебное пособие / Зубок А.С. - М.:Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 256 с.: 60x90 1/16 (Обложка) ISBN 978-5-9558-0392-0 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/479956