• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Глобальная визуальная культура

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Реклама и связи с общественностью)
Направление: 42.03.01. Реклама и связи с общественностью
Когда читается: 4-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 48

Программа дисциплины

Аннотация

Курс знакомит с основными концептуальными парадигмами, стилями, ключевыми авторами и деятелями, сформировавшими основные характеристики глобальных визуальных коммуникаций ХХ-ХХI века. Визуальные коммуникации рассматриваются как синтез комплекса художественных, социо-культурных, коммуникативных и технологических феноменов, формирующих культурное и повседневное пространство современного общества, включая дизайн, искусство, медиа, кино и сериалы. Курс знакомит студентов с актуальными теориями, продуктами, а также инструментами создания и научного анализа сферы визуальных коммуникаций.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины является овладение базовыми теоретическими и практическими подходами к культурным исследованиям с акцентированием особого внимания к пониманию средств визуальной коммуникации и массовой культуры.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные понятия, владеет методами визуального исследования
  • Может выявить основные особенности и концептуальные положения европейского и русского авангарда.
  • Знает основные теоретические положения и практические решения интернационального стиля в области визуальных коммуникаций. Владеет базовыми основами работы с модульной сеткой.
  • Может анализировать значение и влияние поп культуры и поп дизайна в современной массовой культуре.
  • Знает основные теоретические положения и практические решения постмодернизма. Может выделять модернистский и постмодернистский подход к визуальной коммуникации; может анализировать стилевые и концептуальные отличия между модернисткой, постмодернистской, метамодернистской визуальной культурой, дизайном и архитектурой.
  • Знает основные особенности и тенденции современной визуальной культуры и коммуникаций.
  • Знает особенности антимедиальных практик в искусстве, выделяет различия между авангардным и игровым кино.
  • Умеет использовать инструменты системного киноанализа. Знает и умеет использовать Эффект Кулешова.
  • Знает основные модели представления о будущем и их репрезентации в кино; способен проводит их сравнительный анализ.
  • Знает историю и основные концепции научной фантастики в массовой культуре.
  • Знает ключевые образы мира постапокалипсиса в массовой культуре.
  • Знает ключевые образы и персонажи массовой культуры.
  • Владеет семиотическим анализом репрезентации власти.
  • Умеет критически анализировать социальную реальность, ее репрезентацию и критику в кино и сериалах.
  • Знает особенности феномена культового кино.
  • Знает основные понятия психоанализа в массовой культуре.
  • Знает приемы и проблемы репрезентации войны в кино, конфликтов и насилия в новых медиа.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в предмет
    Методы визуального исследования. Визуальная антропология. Визуальные и аудиовизуальные источники. Микро- и макроуровни восприятия визуальной информации. Основы теории визуального восприятия (Р. Арнхейм). Генезис и структура визуальной культуры ХХ-XXI вв.: стиль, форма, функция.
  • Революция авангарда: порядок и хаос
    Русский и европейский футуризм, дадаизм. Авангард и массовая культура Конструктивизм, Баухаус.
  • Модернизм: интернациональный стиль в дизайне и визуальных коммуникациях
    Функционализм, Швейцарский дизайн, Swiss International Style, Типографический интернациональный стиль, Гельветика и корпоративные коммуникации, «Хороший дизайн» (Д. Рамс), Модульная сетка (в многостраничных изданиях и цифровой среде) Критика потребительской культуры: «Дизайн для реального мира» (В. Папанек). Техническая эстетика в СССР.
  • Поп культура и визуальные коммуникации
    Поп-арт и оп-арт. Образы поп-культуры в рекламе и массовых коммуникациях. Поп-дизайн, Т. Йоко, А. Джонс. Дизайн гламурных журналов в США (А. Бродович).
  • Постмодернизм и метамодернизм (к. ХХ н. XXI вв.)
    «Швейцарский панк», «Новая волна» и компьютерная революция 1990-х. Гранж-дизайн. Деконструктивизм и нелинейная коммуникация. Постмодернизм и состояние постмодерности (П. Андерсон, Ф. Джеймисон, Д. Харви). «Манифест метамодернизма» (2011), параметрическая архитектура и дизайн, дизайн и большие данные.
  • Современная визуальная культура и коммуникации
    Современные корпоративные и потребительские коммуникации: общие характеристики и тенденции. Типографика и визуальная культура. Креативная реклама. Креативная упаковка. Плагиат в дизайне. Аудиовизуальный перформанс.
  • Антимедиальные практики в искусстве
    Авангардное и игровое кино (З. Кракауэр), эксперименты «Фабрики» Э. Уорхола. Энди Уорхол есть гамбургер, «66 сцен из жизни Америки» (Й. Лет, 1982).
  • Герменевтика массовой культуры: кино и сериалы
    Системный киноанализ (Г. Кортэ). Проблема автономности художественного произведения. Семиотика и массовая культура (Р. Барт «Римляне в кино»). «Третий смысл» и Эффект Кулешова. Кино и психоанализ (С. Жижек, Ж. Лакан). Сериал: длинный нарратив.
  • Образы будущего: Утопия и антиутопия в массовой культуре
    «Метрополис», «1984»/1956, «1984»/1984, «451 градусов по Фаренгейту», «Остров», «Посвященный», «Сфера», «Черное зеркало», «Мир Дикого Запада», «Дневник служанки».
  • Воображаемое: в одной далекой далекой галактике
    Научная фантастика в массовой культуре. «Звездный путь», «Бак Роджерс в 24 столетии», «Боевой крейсер Галактика», «Звездные войны», «Дюна».
  • Мир катастрофы и постапокалипсис
    Образы мира постапокалипсиса. «Кровавая гонка», «Безумный макс».
  • Супермен для масс
    Образ супергероя: из комикса в кино. «Темный рыцарь», «Супермен против Бэтмена», «Отбросы», «Хэнкок».
  • Кинополитики и киноидеологии
    А. Юсев «Кинополитика». С. Жижек: Киногид извращенца. «Карточный домик», «Игра престолов», «Параноидальная трилогия» Д. Франкенхаймера.
  • Социальная критика и глобализация
    «Капиталистический реализм» (М. Фишер), Проблема гипернормализации. «Бесстыжие», «Во все тяжкие», «Рокки», «Лихорадка субботним вечером», «Рестлер», «Закон рынка», «Конвой», «Чужие среди нас», «Бойцовский клуб», «Заводной апельсин», «Академия смерти», «Пассажиры», «Голограмма для короля», «Основатель».
  • Феномен культового кино
    Культовое кино, Зомби-апокалипсис. Вселенная К. Тарантино (А. Павлов), кино-франшизы («Терминатор»), боевики 1990-х.
  • Капитализм и шизофрения
    Проблема внутреннего мира и психического здоровья человека в кино и сериалах. «Мистер робот», «MANIAC», «Американский психопат», «Стив Джобс».
  • Война и мир в глобальной деревне
    Репрезентация войны в кино: «Подводная лодка» (полная режиссерская версия), «Апокалипсис сегодня». Война, конфликт и насилие в новых медиа, феномен современного паноптизма (общество-паноптикон). Современная культура милитаризма.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Дискуссия на семинаре
  • неблокирующий Групповые творческие работы
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    Пересдача (1 и 2) проходит в форме устного ответа по темам курса, указанным в программе. Оценка за курс в случае пересдачи выставляется по формуле: Ои = (Онакоп*0,5) + (Опересдача*0,5), где: Ои - итоговая оценка за курс, Онакоп - накопленная оценка, Опересдача - оценка, полученная за ответ на пересдаче. Опересдача = (0,5*О1) + (0,5*О2), где О1 и О2 - оценки за устный ответ на Вопрос 1 и Вопрос 2, заданные по темам курса. При комиссии накопленная оценка не учитывается.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • История дизайна, науки и техники. Кн.1: ., Рунге, В. Ф., 2006
  • История дизайна, науки и техники. Кн.2: ., Рунге, В. Ф., 2007
  • Кино как бизнес и политика : современная киноиндустрия США и России: учеб. пособие, Кокарев, И. Е., 2009
  • Массовая культура : учеб. пособие для вузов, Акопян, К. З., 2004

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Ashby, C. (2017). Modernism in Scandinavia : Art, Architecture and Design. London: Bloomsbury Academic. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1460060
  • Edward Willett. (2018). Andy Warhol: Fighting to Revolutionize Art. [N.p.]: Enslow Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1680484
  • Van den Akker, R., Gibbons, A., & Vermeulen, T. (2017). Metamodernism : Historicity, Affect, and Depth After Postmodernism. London: Rowman & Littlefield International. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1630594
  • Берукашвили Л.Г. - Всё о метамодернизме. Монография - Русайнс - 2018 - 73с. - ISBN: 978-5-4365-2482-5 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/929430
  • Елисеев О. П. - КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ 3-е изд. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 469с. - ISBN: 978-5-534-07163-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/kulturno-istoricheskaya-antropologiya-437491
  • Информационная эпоха : экономика, общество и культура, Кастельс (Кастеллс), М., 2000
  • Массовая культура: современные западные исследования, , 2005
  • Мировая художественная культура. XX век : изобразительное искусство и дизайн, Львова, Е. П., 2008
  • Серс, Ф. Тоталитаризм и авангард: В преддверии запредельного [Электронный ресурс] / Ф. Серс, С.Б. Дубин. - М. : Прогресс-Традиция, 2017. - 337 с. - ISBN 978-5-89826-527-4. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1018109 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1018109
  • Социология массовой коммуникации : учебник для вузов, Федотова, Л. В., 2003