• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Иностранный язык (французский)

Направление: 41.03.05. Международные отношения
Когда читается: 3-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: Full time
Язык: русский
Кредиты: 7

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Французский язык» предназначен для студентов 3 курса направления подготовки 41.03.05. «Международные отношения» в рамках «Программы двух дипломов НИУ ВШЭ и Лондонского университета «Международные отношения». К концу 3 курса предполагается развитие и формирование у студентов комплекса компетенций, соответствующих уровню В1+/В2 Общеевропейской шкалы уровней владения иностранными языками (CEFR).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • научить студентов работать с аутентичными текстами значительного объема социально-культурной, социально-политической и экономической тематики (понимать общее/детальное содержание, вычленять запрашиваемую информацию, выделять значимую и второстепенную информацию, анализировать логическую структуру текста и пр.).
  • сформировать навыки адекватного восприятия (понимать общее/детальное содержание, извлекать запрашиваемую информацию, вычленять эмоционально насыщенную информацию) устных аутентичных текстов значительного объёма различных типов (монолог, диалог и пр.), экономической/общественно-политической/социально-культурной тематики.
  • сформировать навыки передачи содержания звучащего текста с использованием техник compte-rendu (реферирование) или résumé (аннотирование) в устной и письменной форме.
  • развивать и совершенствовать умения продуцирования устных текстов в соответствии с коммуникативной задачей.
  • ознакомить студентов с базовыми принципами и правилами перевода текста профессиональной направленности с русского языка на французский и с французского языка на русский.
  • сформировать умения продуктивного использования основных лексических единиц, грамматических форм и конструкций (в рамках изучаемых тем) при осуществлении двухстороннего перевода текстов профессиональной направленности.
  • развивать научно-исследовательскую компетенцию: умения анализа/синтеза информации, навыки публичного выступления в форме компьютерной презентации.
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Аудирование и чтение: - осознает основное содержание аутентичных звучащих текстов по изучаемой тематике, произнесенных в естественном темпе, вычленяет запрашиваемую информацию; - адекватно воспринимает основное содержание и детали аутентичных письменных текстов по изучаемой тематике.
  • Говорение: в рамках изучаемой тематики и в соответствии с этапом обучения - продуцирует монологическую речь; - участвует в диалоге; - участвует в дискуссии.
  • Письмо: осуществляет перевод текста рус. яз. ↔ фр. яз.; продуцирует аргументированное высказывание на заданную тему.
  • Аудирование и чтение: - осознает основное содержание и детали аутентичных звучащих текстов по изучаемой тематике, произнесенных в естественном темпе, вычленяет запрашиваемую информацию; - адекватно воспринимает основное содержание и детали аутентичных письменных текстов по изучаемой тематике.
  • Говорение: в рамках изучаемой тематики и в соответствии с этапом обучения - продуцирует монологическую речь; - участвует в диалоге; - участвует в дискуссии; - демонстрирует умения анализа/синтеза информации, навыки публичного выступления в форме компьютерной презентации.
  • Письмо: осуществляет перевод текста рус. яз. ↔ фр. яз.
  • Письмо: осуществляет перевод текста рус. яз. ↔ фр. яз.; составляет анкету-опросник на заданную тему
  • Аудирование и чтение: - осознает основное содержание и детали аутентичных звучащих текстов по изучаемой тематике, произнесенных в естественном темпе, вычленяет запрашиваемую информацию;адекватно воспринимает основное содержание и детали аутентичных письменных текстов по изучаемой тематике.
  • Аудирование и чтение: - осознает основное содержание и детали аутентичных звучащих текстов по изучаемой тематике, произнесенных в естественном темпе, вычленяет запрашиваемую информацию; -адекватно оценивает содержание и детали аутентичных письменных текстов по изучаемой тематике.
  • Письмо: составляет письмо/статью.
  • Аудирование и чтение: - осознает основное содержание аутентичных звучащих текстов по изучаемой тематике, произнесенных в естественном темпе, вычленяет запрашиваемую информацию; - адекватно оценивает основное содержание и детали аутентичных письменных текстов по изучаемой тематике.
  • Говорение: в рамках изучаемой тематики и в соответствии с этапом обучения - передаёт содержание звучащего текста с использованием техники compte-rendu (реферирование); - продуцирует монологическую речь, демонстрируя умение продуктивного использования основных лексических единиц, грамматических форм и конструкций в рамках изучаемой темы; - участвует в диалоге в соответствии с коммуникативной задачей; - участвует в дискуссии.
  • Аудирование и чтение: - осознает основное содержание и детали аутентичных звучащих текстов по изучаемой тематике, произнесенных в естественном темпе, вычленяет запрашиваемую информацию; - адекватно оценивает основное содержание и детали аутентичных письменных текстов по изучаемой тематике.
  • Говорение: в рамках изучаемой тематики и в соответствии с этапом обучения - передаёт содержание звучащего текста с использованием техники compte-rendu/résumé (реферирование/аннотирование); - продуцирует монологическую речь, демонстрируя умение продуктивного использования основных лексических единиц, грамматических форм и конструкций в рамках изучаемой темы; - участвует в диалоге в соответствии с коммуникативной задачей; - участвует в дискуссии.
  • Письмо: осуществляет перевод текста рус. яз. ↔ фр. яз.; передаёт содержание текста с использованием техники résumé (аннотирование)
  • Говорение: в рамках изучаемой тематики и в соответствии с этапом обучения - передаёт содержание звучащего текста с использованием техники compte-rendu/résumé (реферирование/ аннотирование); - продуцирует монологическую речь, демонстрируя умение продуктивного использования основных лексических единиц, грамматических форм и конструкций в рамках изучаемой темы; - участвует в диалоге в соответствии с коммуникативной задачей; - участвует в дискуссии.
  • демонстрирует научно-исследовательскую компетенцию: умения анализа/синтеза информации, навыки публичного выступления в форме компьютерной презентации.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Человек в обществе потребления
    Современные тенденции в распределении семейного бюджета французских домохозяйств. Факторы, влияющие на расходы семьи. Состав потребительской корзины. Уровень жизни и политика местных властей.
  • Человек и его трудовая деятельность
    Безработица: наиболее уязвимые социальные категории. Занятость: поиск работы, прием на работу и увольнение, организация рабочего времени. Собеседование при приёме на работу.
  • Предприятие (экономический аспект)
    Принципы классификации предприятий. Малый и средний бизнес во Франции: сильные и слабые стороны. Сферы деятельности и особенности функционирования крупных предприятий. Эффективная стратегия транснациональных предприятий. Французские предприятия в условиях глобализации.
  • Предприятие (социальный аспект)
    Комитет предприятия: задачи и функции. Оплачиваемый отпуск: порядок предоставления, расчет дней, оплата.
  • Человек и его доходы
    Минимальная оплата труда. Факторы, влияющие на размер зарплаты. Различия в уровне оплаты труда. Виды доходов. Нелегальная работа и нелегальные доходы. Виды сбережений. Имущество домохозяйств.
  • Банковский сектор экономики
    Микрокредитование и его экономическая и социальная роль.Роль и функции Банк де Франс. Банковские услуги предприятиям и частным лицам.Средства платежа: чеки, кредитные карты.
  • Деньги. Финансовый сектор
    Функции денег. Виды денег. Курс обмена валюты. Евро: сильные и слабые стороны единой валюты. Роль бирж в экономике. Биржевой индекс САС 40. Цели выхода на биржу. Финансовые инструменты: акции, облигации, деривативы.
  • Основы научно-исследовательской деятельности (проектная деятельность)
  • Человек и его социальные связи
    Семейные ценности и традиции. Взаимоотношения поколений. Дружба и взаимопомощь. Общежитие или съёмная квартира?
  • Человек и стиль его жизни
    Эффективная организация рабочего времени. Учёба за рубежом: за и против. Востребованные профессии. Владение иностранным языком – конкурентное преимущество.
  • Человек и современное общество
    Изменение потребительских привычек. Распродажи: за и против. Профессиональный и любительский спорт. Формы досуга студентов.
  • Человек и культурная среда
    Кино / театр: что привлекает молодёжь? Литературные / художественные стили.
  • Человек и средства коммуникации
    Телевидение или Интернет? Печатная или электронная пресса? Эффективные способы организации отдыха. Туристическая привлекательность Франции.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • Экзамен (неблокирующий)
  • Письменная аттестационная работа по теме (неблокирующий)
  • Устный опрос (пересказ/ реферирование/ аннотирование текста, аудио-видео документа) (неблокирующий)
  • Презентация (неблокирующий)
  • Письменный тест на общее/детальное понимание звучащего текста (неблокирующий)
  • Письменный тест на общее/детальное понимание письменного текста (неблокирующий)
  • Продуцирование письменного текста в соответствии с коммуникативной задачей (неблокирующий)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * Письменная аттестационная работа по теме + 0.1 * Письменный тест на общее/детальное понимание звучащего текста + 0.1 * Письменный тест на общее/детальное понимание письменного текста + 0.1 * Продуцирование письменного текста в соответствии с коммуникативной задачей + 0.1 * Устный опрос (пересказ/ реферирование/ аннотирование текста, аудио-видео документа) + 0.4 * Экзамен
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.2 * Письменная аттестационная работа по теме + 0.1 * Письменный тест на общее/детальное понимание звучащего текста + 0.1 * Письменный тест на общее/детальное понимание письменного текста + 0.1 * Продуцирование письменного текста в соответствии с коммуникативной задачей + 0.1 * Устный опрос (пересказ/ реферирование/ аннотирование текста, аудио-видео документа) + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Panorama de la France actuelle : учеб. пособие по лингвострановедению, Аристова В. Н., Николаева И. В., 2013
  • Бартенева И. Ю., Желткова О. В., Левина М. С.-ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК (A1–A2). Учебное пособие для вузов-М.:Издательство Юрайт,2019-332-Высшее образование-978-5-534-11913-8: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/francuzskiy-yazyk-a1-a2-446391
  • Бартенева И. Ю., Левина М. С., Хараузова В. В.-ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК. A2-B1 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-281-Бакалавр. Академический курс-978-5-534-06030-0: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/francuzskiy-yazyk-a2-b1-441758
  • Грамматика французского языка, Мурадова Л. А., Гака В. Г., 1992
  • Змеёва Т. Е., Левина М. С.-ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК ДЛЯ ЭКОНОМИСТОВ (B1-B2) 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-440-Бакалавр. Академический курс-978-5-534-06777-4: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/francuzskiy-yazyk-dlya-ekonomistov-b1-b2-432056
  • Змеёва Т. Е., Левина М. С.-ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК ДЛЯ ЭКОНОМИСТОВ. ПРАКТИКУМ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов-М.:Издательство Юрайт,2019-239-Высшее образование-978-5-534-12207-7: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/francuzskiy-yazyk-dlya-ekonomistov-praktikum-447051
  • Левина М. С., Самсонова О. Б., Хараузова В. В.-ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК В 2 Ч. ЧАСТЬ 2 (B1–B2) 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-219-Бакалавр. Академический курс-978-5-534-02235-3, 978-5-534-02234-6: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/francuzskiy-yazyk-v-2-ch-chast-2-437631
  • Справочник по спряжению французского глагола : учеб. пособие, Николаева И. В., 2006
  • Французская грамматика для всех : Сб. упражнений, Ильина Т. П., Кудрявцева Н. Б., 2000
  • Французский язык: экономика, политика, право : учеб. пособие по лингвострановедению, Кудрявцева Н. Б., 2008

Рекомендуемая дополнительная литература

  • C'est amusant? Parlons-en! Это смешно? Поговорим об этом! : учеб. пособие для развития навыков чтения и устной речи на фр. яз., Змеева Т. Е., 2010
  • Деловой французский? Это не так трудно! : учебник фр. яз. для учащихся старших кл. общеобразовательных учреждений, Голованова И. А., Петренко О. Е., 2007
  • Левина М. С., Бартенева И. Ю., Самсонова О. Б.-ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК. ЭКОНОМИКА, МЕНЕДЖМЕНТ, ПОЛИТИКА 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-203-Бакалавр. Академический курс-978-5-534-06029-4: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/francuzskiy-yazyk-ekonomika-menedzhment-politika-441757
  • Пособие по обучению реферированию на французском языке : учеб. пособие для вузов, Александровская Е. Б., Лосева Н. В., 2004