• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Управление медиа-активами

Статус: Курс по выбору (Интегрированные коммуникации)
Направление: 42.04.01. Реклама и связи с общественностью
Когда читается: 1-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Бергер Михаил Львович
Прогр. обучения: Интегрированные коммуникации
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Учебный курс «Управление медиа активами» - специальная дисциплина, подготовленная для Факультета коммуникаций, медиа и дизайна. Курс знакомит студентов с элементами этих теорий, а также дает представление о специфике активов медиакомпаний в сравнении активами компаний других отраслей. Одним из принципов построения курса является изучение данного круга явлений в динамике. В частности, рассматриваются особенности возникновения и тенденции развития этого типа активов в России в 2000-е – 2010-е годы. Кроме того, курс рассматривает влияние цифровых носителей, цифрового контента и цифровых способов его доставки на возникновение или деградацию тех или иных бизнес-моделей в медиапроизводстве. Предметом курса являются также принципиально новые бизнес-модели в медиа, возникшие в индустрии в последние 5-7 лет. Такой подход позволяет дать более глубокое обоснование ключевым принципам управления медиаактивами холдинга, распространенным в современной российской практике, а также сформировать у студентов представления о стандартных и специфических рисках медиа-бизнеса. Еще один принцип построения курса – сочетание теоретических знаний и рассмотрения конкретных примеров и кейсов из современной практики российских медиакомпаний.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • • Цель 1. Научить студентов понимать принципы функционирования медиа-системы, которая, в свою очередь, рассматривается как специфический экономический организм, встроенный в экономическую и общественно-политическую структуру России. • Цель 2. Научить студентов определять рыночную и нерыночную природу возникновения и функционирования медиаактивов • Цель 3. Дать представление о способах управления стоимостью медиакомпании
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Умеет классифицировать компании по типу собственности, способу интеграции; умеет различать рыночную и нерыночную природу компании. Различает юридическое лицо и единицу бизнес-проекта
  • Оценивает источники финансов в медиакомпании и качество финансовых потоков; знает роль и особенности нематериальных активов в медиабизнесе
  • Определяет и оценивает бизнес-модели компании. Понимает источник происхождения дохода компании, различает рыночные и нерыночные модели в медиабизнесе
  • В практической деятельности основывается на эволюции производства контента в медиа. Знает источники происхождения контента в СМИ. Понимает основные способы и принципы монетизации контента. Ориентируется в современных способах интеграции коммерческого контента
  • Понимает «вес» нематериальных активов в медиабизнесе, умеет определять спефические нематериальные активы в медиакомпаниях, знает специфику монетизации и амортизации нематериальных активов в медиаиндустрии
  • Умеет анализировать и оценивать риски ведения бизнеса, знает базовые способы управления рисками
  • Понимает природу денежных потоков компании, умеет идентифицировать и оценивать денежные поступления, в том числе и от немедийной активности медиакомпании
  • Понимает особенности мотивации и принципы стимулирования сотрудников креативных струткур. Умеет ориентироваться на рынке труда медиаиндустрии
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Элементы общей теории организаций и их применение в медийной отрасли.
    Понятие организации (фирмы, компании). Понятие медиа-организации (медиафирмы, медиакомпании). Корпоративный контур компании и юридический контур. Типология медиа-организаций. Типы организаций по юридическому статусу, форме собственности, типу производимой продукции и услуг и др. Коммерческие и некоммерческие медиаорганизации. Рыночные и нерыночные медиа-организации. Медиаорганизации в форме акционерных обществ, государственных и муниципальных унитарных предприятий, некоммерческого партнерства и др. Специфика их деятельности в российской практике. Специфические ограничения для каждого типа медиаорганизации. Критерии успеха и задачи менеджмента в деятельности медиаорганизаций в зависимости от их типа.
  • 2. Элементы общей теории финансового менеджмента и их применение в медиа-менеджменте.
    Понятие финансового менеджмента компании. Инструменты финансового менеджмента, их типология. Понятия «активы» и «пассивы» компании. Их типология. Материальные и нематериальные активы. Гудвилл. Специфика финансового менеджмента медийных организаций. Инструменты финансового медиа-менеджмента. Понятие «медиа-активы» и «медиа-пассивы». Их типология. Материальные и нематериальные медиа-активы. Медиа-активы как объект управления. Управление компанией и управление активами: что общего и в чем разница между этими двумя функциями. Природа происхождения активов компании.
  • 3. Введение в понятие «бизнес-модель». Рыночные и нерыночные бизнес-модели в медиа индустрии
    Типология бизнес-моделей и способов монетизации в медиа бизнесе. Принципы и методы построения бизнес-моделей. Базовые и специфические бизнес-модели медиа отрасли.
  • 4. Источники контента в медиа компании.
    Контент как главный рыночный инструмент в медиа бизнесе. Основные способы производства, агрегации и дистрибуции контента. Субъекты рынка медиа контента, особенности ценообразования в производстве и дистрибуции.
  • 5. Нематериальные активы медиа-организаций.
    Типология нематериальных активов медиа-организаций. Стандартные и специфические нематериальные активы медиа-организаций. Проблема авторских и смежных прав в медиа-бизнесе. Управление правами как активом. Российское законодательство по вопросам авторских и смежных прав и его влияние на управление правами в медиа-организации. Логотип и бренд как важнейшие нематериальные активы медиа-организации. Звезды и топ-менеджеры как нематериальные активы медиа-организации. Рынок звезд и менеджеров в медиа-бизнесе.
  • 6. Понятие риска в управлении медиакомпанией. Риски в финансовом менеджменте.
    Риски в управлении активами организации. Типология рисков. Внешние и внутренние риски. Рыночные и нерыночные риски. Специфика рисков в медиа-бизнесе. Стандартные и специфические медийные риски. Внутренние и внешние юридические риски медиа-организации. Нерыночные риски в медиа-бизнесе. Их типология. Управление рисками. Защита медиа-активов от рыночных и нерыночных рисков.
  • 7. Источники финансовых ресурсов в медиа компании.
    Управление доходами и расходами. Способы привлечения капитала в медиапроекты: кредитные ресурсы, долговой рынок, IPO, SPO, и другие инструменты.
  • 8. Принципы управления персоналом в креативных компаниях.
    Влияние бизнес-процедур и регламентов на творческий процесс. Отличия в подходах к управлению творческим и линейно-технических персоналом.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий эссе или презентация
  • неблокирующий работа на семинарах
  • неблокирующий посещаемость
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.2 * посещаемость + 0.4 * работа на семинарах + 0.4 * эссе или презентация
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Herrick, D. F. (2012). Media Management in the Age of Giants : Business Dynamics of Journalism. Second Edition (Vol. 2nd ed). Albuquerque: University of New Mexico Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=465183

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Freire, F. C. (2017). Media and Metamedia Management. Cham, Switzerland: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1341455