• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Социологические теории конфликта

Статус: Курс по выбору (Социология)
Направление: 39.03.01. Социология
Когда читается: 4-й курс, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 30

Программа дисциплины

Аннотация

Современный социальный конфликт – явление сколь повсеместное, столь же и парадоксальное. Усложнение, ускорение, технологическое оснащение, «уплотнение» коммуникаций в современном обществе делает конфликт в его разнообразных ипостасях (столкновение, взаимодействие, дискурс и др.) как обыденной, так и универсальной проблемой, т.е. проблематика конфликта имеет значительный потенциал как для эмпирических (прикладных), так и для теоретических (фундаментальных) исследований. Междисциплинарность таких исследований, в свою очередь, обусловливает необходимость прояснения универсальных социальных характеристик конфликта в его развитии и изменении, именно эту задачу и выполняли всегда теории конфликта в социологии как общеметодологическая база конфликтодологических исследований в различных дисциплинах. Целью данного курса становится развернутое, систематическое представление конфликтологического теоретизирования в социологии (как в классической, так и в современной), его основных авторов, эпистемологичческих принципов, ключевых категорий и понятий, исторической ретроспективы и перспектив развития этих концепций. Не в последнюю очередь будет рассматриваться вопрос о соотношении теорий конфликта в социологии с остальным корпусом теоретической социологии. В отличие от других курсов по конфликтологии этот курс сосредоточен на эпистемологии теорий конфликта и на базовых (общеметодологических) критериях описания, систематизации и интерпретации конфликта. В контексте анализа конкретных социальных ситуаций это поможет студентам различать в них и оценивать «конфликтный потенциал», применять ресурсы теорий конфликта к интерпретации различного рода социальных проблем.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью данного курса становится развернутое, систематическое представление конфликтологического теоретизирования в социологии (как в классической, так и в современной), его основных авторов, эпистемологичческих принципов, ключевых категорий и понятий, исторической ретроспективы и перспектив развития этих концепций. Не в последнюю очередь будет рассматриваться вопрос о соотношении теорий конфликта в социологии с остальным корпусом теоретической социологии.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • студент должен знать:эпистемологические основания теорий конфликта в социальной философии и социологии; • основные понятия и категории, используемые в социологических трактовках конфликта; • классические работы по проблематике конфликта в социологии
  • студент должен ориентироваться в современном дискурсе в социальных науках по проблематике конфликта
  • студент должен овладеть способами исторического анализа конфликтогенных социальных ситуаций
  • студент должен уметь применять основные концепции и отдельные понятия социологии конфликта к анализу реальных проблемных ситуаций
  • студент может адекватно интерпретировать теоретические положения классиков социологии конфликта применительно к исследовательской ситуации и операционализировать их эмпирически
  • студент владеет приемами организации социологического исследования (теоретического и эмпирического) проблем связанных с конфликтом и различными фазами конфликтной ситуации (условия, процесс, последствия)
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Эпистемологические основания теорий конфликта
    Происхождение социальных теорий конфликта и согласия: две основные традиции - критический антимакиавеллизм и утопистская телеология. Исследовательские характеристики конфликтологических проблем. Ценностные ориентиры конфликтологических концепций; междисциплинарные перспективы и ограничения; эмпиризм и исследовательская тактика. Проблема определения понятий. Категории конфликтологии. Базовые категории: "конфликт", "согласие", "насилие". "Конфликт" как социальная категория; социальный конфликт и социальный контроль, конфликт и социальное изменение. Субъективистский и реалистский подходы к определению "конфликта" и "согласия/мира". "Насилие" как ключевое понятие в концептуальной структуре конфликтологических концепций. Разновидности "насилия". Символиеское/культурное насилие и его значение в конфликтологических исследованиях
  • Конфликт как социальное отношение и столкновение с «Другим»
    "Конфликт" как социация; основные характеристики социального конфликта; формы конфликта; социальные последствия конфликта; теория социального обмена и деньги как средство символического насилия. «Другой- Чужак -Враг» -- социальная логика конфликта как отношения. Конфликт и свобода. Конкуренция и конфликт.
  • Теории конфликта в социологии: введение
    Социологическая интерпретация конфликтологической проблематики. Конфликт как социальная ситуация. Конфликт как тип социального действия. Перспективы конфликтологической парадигмы в социологии. Предметные области исследования социального конфликта. Конфликт в классической социологии: обзор.
  • . «Порядок» и «конфликт» в социальной теории
    Общество как организация социального контроля над коллективным поведением. Цикл естественного развития общества от биотического уровня к культурному: конкуренция, конфликт, аккомодация, ассимиляция. Социально-экологическая теория: перемещение в пространстве как источник конфликта и условие социального изменения. Культурный конфликт и маргинальность.
  • . Рационализация современного общества, конфликт и власть
    Типы власти и харизма, условия появления конфликтных групп. Типы и мотивы социального действия и конфликт. Целерациональное действие как перспектива разрешения конфликта. Рынок, корпоративная бюрократия, тоталитарное государство - новая конфликтогенная ситуация в современном обществе. Борьба, Война как формы конфликта.
  • «Конфликт» и «коммуникация» в современном обществе.
    Ранняя критическая теория Франкфуртской школы: идея праксиса. "Реификация", рефлексия и "негативная диалектика". Субъективность и интерсубъективность. Ю.Хабермас: структурная трансформация публичной сферы, критика позитивизма ,"система" и "жизненный мир", типы современных кризисов и конфликтов, теория коммуникативного действия, коммуникация и рациональность.
  • «Конфликт» и социальное изменение.
    Марксизм как формальная социология конфликта и как критическая теория. Теория классовой борьбы и естественно-исторический процесс: роль конфликта в социальном изменении. Механизм образования биполярного конфликта, процесс "вызревания" конфликта: от "класса в себе" к "классу для себя". "Сущностные силы" и "сущность" человека : конфликт личности и общества. Механизмы отчуждения. Идеологические альтернативы марксизма: эмансипация и бесконфликтное общество
  • Позитивная природа современного социального конфликта
    Органическое происхождение конфликта. Социальные функции конфликта: их позитивная, интегративная направленность. Причины конфликта. Насильственность конфликта. Варианты разрешения социального конфликта: концепция "скрещивающихся социальных кругов". Реалистический и нереалистический конфликт.
  • Институционализация конфликта
    Институционализация и императивно координируемые ассоциации. Власть и авторитет как основные источники конфликта и социального изменения. Первичность конфликта в социальном процессе. Легитимация и конфликт: от квази-групп к конфликтным. Три типа условий развития конфликтной ситуации. Нормативные ориентации и методологические проблемы теории. Современный социальный конфликт: диалектика прав и возможностей. Манипулирование жизненными шансами.
  • . «Конфликт» в Пост-модернистком теоретизировании. Смерть конфликта
    М. Фуко: Знание, власть и насилие; "микрополитика" vs "субъектификация", "контр-дискурс" и "био-сопротивление". Экстремальный постмодернизм Ж. Бодрийяра: "символический обмен", симуляция, имплозия и гиперреальность; множественность форм социального контроля, власти и конфликта. Лиотар: "диссенсус" vs "консенсус". Кода.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий эссе
    При написании эссе студенты должны продемонстрировать знание источников и научной литературы, владение навыками работы с научной литературой и источниками, критический подход к эпистемологическим проблемам социологии знания, способность ставить содержательные проблемы для рассмотрения, логично излагать аргументы, придерживаться научного стиля.
  • неблокирующий работа с первоисточниками
    (письменно в виде конспектов по соответствующей форме и устно – доклады на семинарах)
  • неблокирующий контрольная работа
    проводится с целью установить «обратную связь» между лекционным материалом и усвоением его студентами. Работа предполагает письменные ответы на 2 вопроса – один предельно краткий, другой – предельно развернутый. Разрешается пользоваться материалами лекций.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * контрольная работа + 0.3 * работа с первоисточниками + 0.5 * эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Encyclopedia of Violence, Peace, & Conflict (2-nd Edition) /Lester Kurtz, editor. -- 2008
  • Современный социальный конфликт : очерк политики свободы, Дарендорф, Р., 2002
  • Социология конфликта : Россия на путях преодоления кризиса: пособие для студентов вузов, Здравомыслов, А. Г., 1994
  • Социология конфликта : учеб. пособие для вузов, Здравомыслов, А. Г., 1996

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Фрёнд, Ж. (2011). Социология Конфликта. Пространство и Время, (1). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.14493538
  • Функции социального конфликта, Козер, Л., 2000