• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Языковое разнообразие

Направление: 45.03.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Когда читается: 3-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: Full time
Язык: русский
Кредиты: 3
Материалы по курсу:

Программа дисциплины

Аннотация

Курс знакомит студентов с основными сведениями о лингвистической типологии, а также с языковым разнообразием, наблюдаемым в отношении разнообразных лингвистических явлений, систематизирует знания о задачах и методах лингвистической типологии, формирует навык самостоятельно ориентироваться в типологической литературе.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • ознакомление студентов с основными задачами и методами лингвистической типологии
  • ознакомление студентов с языковым разнообразием, наблюдаемым в отношении разнообразных лингвистических явлений
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Основные проблемы лингвистической типологии
    Типы типологии: изучение языкового разнообразия vs выявление лингвистических универсалий. Типологический подход к языку как способ восприятия материала. Проблема наблюдения и определения наблюдаемой популяции. Проблема основания для сравнения: сравнительные концепты. Типы объяснений в типологии: внешнее vs внутреннее vs экстралингвистическое.
  • Фонетическая типология
    Фонемы: зафиксированные vs частотные. Инвентари согласных и гласных звуков. Сингармонизм. Типология просодических явлений (акцентуация, тоны и т.д.).
  • Языковые универсалии
    Универсалии и рары. Типы универсалий: импликаивные vs неимпликативные, статистические vs абсолютные, однонаправленные vs двунаправленные. Функциональные принципы, лежащие в основе универсалий: иконичность, маркированность, легкость восприятия. Семантические карты. Объяснение универсалий.
  • Типы, континуумы и прототипы в типологии
    Типология языков vs типология конструкций. Исчисляющая типология vs эмпирическая типология. Типы континуумов в типологии. Континуумы и иерархии. Неоднозначность приписывания типов. Ядро и периферия. Фокальная структура в типологии.
  • Типы, континуумы и прототипы в типологии (продолжение)
    Маркированность в типологии. Критерии маркированности. Представление об относительной маркированности. Маркированность как корреляция между синтагматической сложностью, парадигматической сложностью, дистрибутивным потенциалом и частотностью. От маркированности к иерархиям. Case study: иерархия мишеней релятивизации. Представление о прототипическом контексте конструкции.
  • Объяснение в типологии: конкурирующие мотивации
    Конкурирующие мотивации. Case study: возможные и невозможные способы кодирования синтаксических примитивов. Антропоцентричность языка.
  • Диахроническая типология
    Типология и сравнительно-историческое языкознание. Типологическое изучение языковых изменений и диахронических процессов. Понятие стабильности. Диахроническое объяснение маркированности. Грамматикализация.
  • Данные в типологии: корпуса
    Элицитированные корпуса. Параллельные корпуса. Сравнимость корпусов. Недостатки корпусной типологии. Примеры типологических исследований, ориентированных на корпуса текстов.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • Домашние задания (неблокирующий)
    Пересдается в течение недели после окончания пропуска по уважительной причине, но не позднее 10 дней до сессии.
  • Контрольная работа (неблокирующий)
    Пересдается в течение недели после окончания пропуска по уважительной причине, но не позднее 10 дней до сессии.
  • Экзамен (неблокирующий)
    По общим правилам пересдачи экзамена, пропущенного по уважительной причине.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    Окончательная оценка по дисциплине определяется по следующей формуле: ОКОНЧАТЕЛЬНАЯ=3+(0,3 * О Д/з)+(0,3 * О К/Р)+(0,3 * О ЭКЗ) с учетом следующих дополнительных требований: 1) если результирующая оценка превышает 10 баллов, в качестве окончательной оценки выставляется 10 баллов, 2) если оценка за выполнение домашних заданий к моменту сдачи экзамена не превышает три балла, а результирующая оценка превышает 7 баллов, в качестве окончательной оценки выставляется 7 баллов.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • The Oxford handbook of linguistic typology, Song J. J., 2011