Бакалавриат
2019/2020
История психологии
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Курс обязательный (Психология)
Направление:
37.03.01. Психология
Кто читает:
Департамент психологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
1-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
76
Программа дисциплины
Аннотация
В курсе охвачены основные психологические учения от античности до наших дней, что позволяет студенту получить базовые знания об истории развития психологической науки. Рассматриваются основные теоретические проблемы психологии в своем возникновении и развитии
Цель освоения дисциплины
- Освоение дисциплины является представление студента о психологии как о развивающемся целом.
Планируемые результаты обучения
- Усваивает следующие знания: предмет цели, задачи, методы истории психологии. Принципы историко-психологических исследований: историзм, презентизм, антикваризм. Периодизация истории психологии. Функции истории психологии в современной психологической науке
- Усваивает следующие знания: учения о душе в досократический период философии и в философии Сократа. Учения о душе в философии Платона , Аристотеля
- Усваивает следующие знания: особенности средневековой психологии, ее связь с философскими проблемами античности. Сознание как предмет психологического знания в контексте философских проблем XVII в. Учение о душе Р. Декарта. Развитие понятия сознания в работах Дж.Локка. Психологические учения Б.Спинозы, Т.Гоббса, В.Лейбница . Становление ассоциативной психологии сознания в XVIII в. Английский ассоцианизм: Дж.Беркли, Д.Юм, Д.Гартли.
- Усваивает следующие знания: В.Вундт как основатель психологии как самостоятельной науки. Исследовательская программа В. Вундта, учение о сознании
- Усваивает следующие знания: структурализм Э. Титчинера, европейский функционализм Ф. Брентано. Вюрцбургская школа в психологии. Функционализм В. Джеймса. Виды метода интроспекции и его критика
- Усваивает следующие знания: содержание и движущие силы кризиса в психологии. психология периода открытого кризиса: бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология, французская социологическая школа, описательная психология. Окончание открытого кризиса и возникновение новых направлений психологии. Необихевиоризм.
- Усваивает следующие знания: культурноисторическая теория: а) инструментальный период творчества Л.С. Выготского, основные закономерности развития и характеристики ВПФ; б) учение о системном и смысловом строении сознания; в) значение и переживание, как единицы сознания
- Усваивает следующие знания: деятельностный подход как преодоление постулата непосредственности. Важнейшие деятельностные психологические теории: а) основные идеи психологической теории С.Л. Рубинштейна; б) общепсихологичес кая концепция А.Н. Леонтьева
- Усваивает следующие знания: гуманистическая (К. Роджерс) и экзистенциальная (В. Франкл) традиции в психологии. Соотношения понятий сущности и существования. Когнитивная психология и когнитивная наука как направление междициплинарных исследований.
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. История психологии как наукаПредмет цели, задачи, методы истории психологии. Принципы историко-психологических исследований: историзм, презентизм, антикваризм. Периодизация истории психологии. Функции истории психологии в современной психологической науке
- Тема 2. Развитие психологических знаний в античной философииУчения о душе в досократический период философии и в философии Сократа. Учения о душе в философии Платона , Аристотеля
- Тема 3. Развитие психологических знаний в философии Средних веков, эпохи Нового времени и ПросвещенияОсобенности средневековой психологии, ее связь с философскими проблемами античности. Сознание как предмет психологического знания в контексте философских проблем XVII в. Учение о душе Р. Декарта. Развитие понятия сознания в работах Дж.Локка. Психологические учения Б.Спинозы, Т.Гоббса, В.Лейбница . Становление ассоциативной психологии сознания в XVIII в. Английский ассоцианизм: Дж.Беркли, Д.Юм, Д.Гартли.
- Тема 4. Выделение психологии в самостоятельную науку. Классическая психология сознанияВ.Вундт как основатель психологии как самостоятельной науки. Исследовательская программа В. Вундта, учение о сознании
- Тема 5. Альтернативные школы психологии сознанияСтруктурализм Э. Титчинера, европейский функционализм Ф. Брентано. Вюрцбургская школа в психологии. Функционализм В. Джеймса. Виды метода интроспекции и его критика
- Тема 6. Психология открытого кризиса.Содержание и движущие силы кризиса в психологии. психология периода открытого кризиса: бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология, французская социологическая школа, описательная психология. Окончание открытого кризиса и возникновение новых направлений психологии. Необихевиоризм.
- Тема 7. Культурноисторическая психология Л.С. ВыготскогоКультурноисторическая теория: а) инструментальный период творчества Л.С. Выготского, основные закономерности развития и характеристики ВПФ; б) учение о системном и смысловом строении сознания; в) значение и переживание, как единицы сознания
- Тема 8. Деятельностный подход в психологии и психология установкиДеятельностный подход как преодоление постулата непосредственности. Важнейшие деятельностные психологические теории: а) основные идеи психологической теории С.Л. Рубинштейна; б) общепсихологичес кая концепция А.Н. Леонтьева
- Тема 9. Развитие психологии в странах Западной Европы и США во второй половине XX– начале ХХI веков.Гуманистическая (К. Роджерс) и экзистенциальная (В. Франкл) традиции в психологии. Соотношения понятий сущности и существования. Когнитивная психология и когнитивная наука как направление междициплинарных исследований.
Элементы контроля
- Контрольная работа
- Самостоятельная работа
- Письменный экзаменЭкзамен в 2020 году проводится в письменной форме на платформах Skype, Zoom, MsTeams (по решению преподавателя). К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры (может быть использована камера другого устройства) и микрофона, поддержка Skype, Zoom, MsTeams. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается интервал более 3 минут. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает использование усложненных заданий. Примеры экзаменационных вопросов представлены в ПУД. Время экзамена 80 минут. В течение этого времени студент должен прислать свой ответ со своей корпоративной почты на корпоративную почту преподавателя.
- Аудиторная работа
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (3 модуль)0.2 * Аудиторная работа + 0.2 * Контрольная работа + 0.4 * Письменный экзамен + 0.2 * Самостоятельная работа
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- O’Boyle, C. G. (2006). History of Psychology : A Cultural Perspective. Mahwah, N.J.: Psychology Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=790485
- Дюркгейм, Э., & Юдин, Г. (2013). The dualism of human nature and its social conditions ; Дуализм человеческой природы и его социальные условия. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.C7CD953A
- Кольцова, В.А. История психологии: проблемы методологии : монография / В.А. Кольцова. - Москва : Институт психологии РАН, 2008. - 511 с. - (Методология, теория и история психологии)ISBN 978-5-9270-0130-9. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1058928
- Константинов, В.В. История психологии : учебник для вузов (Стандарт третьего поколения) / В.В. Константинов. — Санкт-Петербург : Питер, 2019. — 432 с. — (Учебник для вузов). - ISBN 978-5-4461-0793-3. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1055263 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1055263
- Платон - Государство - Русайнс - 2015 - 324с. - ISBN: 978-5-4365-0254-0 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/917137
- Роджерс, К. (2011). Вопросы, Которые Я Бы Себе Задал, Если Бы Был Учителем. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.9D39AA3F
Рекомендуемая дополнительная литература
- Ильин Г. Л. - ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 389с. - ISBN: 978-5-9916-3958-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-psihologii-444152