• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Психология эмоций и мотивации

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Психология)
Направление: 37.03.01. Психология
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 5

Программа дисциплины

Аннотация

Учебная дисциплина "Психология мотивации и эмоций" представляет собой традиционный раздел курса общей психологии, знакомящего студентов, начинающих свое знакомство с психологией, с общими основами устройства психики человека, с историей, методологией, современным состоянием и структурой исследований в этой области. Содержание курса является новым и отражает современное состояние этой динамично развивающейся области. Его отличительной особенностью является соединение в единой объяснительной рамке процессов мотивации, саморегуляции и эмоций, а также зарубежных и отечественных исследований. Курс знакомит студентов с общими основами функционирования мотивации человека, эмоций и саморегуляции как составных частей единого сложного механизма, и с различными подходами и трудностями эмпирических исследований этих процессов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Мотивация и эмоции» являются: • формирование основных представлений о мотивационных, волевых и эмоциональных процессах человека; • ознакомление с историей развития представлений о мотивации и эмоциях в психологии, основными понятиями, теориями и направлениями исследований в этих областях; • формирование навыков психологического анализа мотивационных основ и эмоциональной регуляции поведения и деятельности.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • В результате освоения темы студент должен знать основные понятия, определения, феномены, факты, ключевые имена в психологии мотивации; виды и уровни мотивационных процессов.
  • В результате освоения темы студент должен знать основные понятия, определения, классификации, подходы в понимании движущих сил мотивации; ключевые имена в психологии мотивации. Уметь анализировать и сопоставлять между собой факты и их теоретические интерпретации.
  • В результате освоения темы студент должен знать основные классификации, подходы, теории ситуационных механизмов мотивации и ключевые имена в психологии мотивации. Уметь выявлять причинно-следственные связи между психологическими и поведенческими явлениями или их отсутствие.
  • В результате освоения темы студент должен знать основные законы, методы, ключевые имена в психологии мотивации. Уметь анализировать и сопоставлять между собой факты и их теоретические интерпретации, выявлять причинно-следственные связи между психологическими и поведенческими явлениями или их отсутствие.
  • В результате освоения дисциплины студент должен: знать основные понятия, определения, теории ключевые имена в психологии мотивации и эмоций. Уметь анализировать мотивационную основу человеческих действий. Иметь навыки мотивационного анализа жизненных ситуаций.
  • В результате освоения темы студент должен знать основные понятия, определения, ключевые имена в психологии эмоций.
  • В результате освоения темы студент должен знать основные законы, методы, ключевые имена в психологии эмоций.
  • В результате освоения темы студент должен знать основные классификации, феномены, факты, законы в психологии эмоций. Уметь анализировать и сопоставлять между собой факты и их теоретические интерпретации, выявлять причинно-следственные связи между психологическими и поведенческими явлениями или их отсутствие.
  • В результате освоения темы студент должен знать основные понятия, феномены, теории, методы, ключевые имена в психологии эмоций.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Общее представление о мотивации человека
    1. Феномен мотивации. Основные проблемы психологии мотивации. 2. Детерминация, регуляция и мотивация человеческой деятельности. Проблема детерминизма в психологии мотивации. Проблема свободы и самодетерминации деятельности. 3. Виды и уровни мотивационных процессов. Три уровня мотивации: источники побуждения, детерминанты выбора направленности деятельности и регуляторы устойчивости направленности деятельности на мотив. Понятия «потребность», «мотив», «мотивация», противоречия в их понимании разными авторами. 4. Психология мотивации, ее соотношение с другими областями общей психологии и тенденции развития в ХХ веке.
  • Источники мотивации. Основные подходы к проблеме движущих сил поведения
    1. Мотивация животных и мотивация человека, их фундаментальные различия. Биологические механизмы мотивации, их развитие в филогенезе. Понятие инстинкта, критика биологизации человеческой мотивации. 2. Понятие неспецифической энергии влечений и ее трансформаций. Психодинамический вариант: теория Фрейда. Бихевиористский вариант: теория неспецифического влечения. 3. Самоактуализация как объяснительный принцип, его развитие и критика. Понятие потребности. Теория базовых потребностей А. Маслоу. Проблема классификации потребностей. 4. Теории отношений с миром как источника мотивации. Теория потребностей Г. Мюррея. Гуманистический психоанализ. 5. «Отношенческая» теория потребностей и регуляции поведения Жозефа Нюттена. 6. Смыслоцелевые представления об источниках человеческой мотивации. Индивидуальная психология А. Адлера. Логотерапия В. Франкла. Теория метамотивации А. Маслоу. 6. Проблема надиндивидуальных источников мотивации. Понятие внешней мотивации, ее интернализация. Ценности, их соотношение с потребностями. Усвоение ценностей в социогенезе.
  • Ситуационные механизмы мотивации, подходы к их пониманию.
    1. Общее представление о ситуации и ситуативном развитии мотивации. 2. Теории ситуативного развития мотивации. Теориия ассоциативных связей. Психодинамика. Теория поля К. Левина. 3. Когнитивные механизмы ситуационных трансформаций мотивов. Каузальная атрибуция, ожидания и привлекательность в структуре мотивации. Локус контроля, выученная беспомощность, самоэффективность. 4. Деятельностный подход к мотивации в школе А.Н. Леонтьева. Общая характеристика потребностей и мотивов. Опредмечивание потребностей и другие механизмы их преобразования. Виды и функции мотивов. 5. Личностный смысл и смысловая регуляция деятельности. Смысл мотива как источник его побудительной силы. Мотивы и сознание. Понятие цели. 6. Понятие установки, механизмы установочной регуляции деятельности. Теория установки Д.Н. Узнадзе.
  • Онтогенетическое развитие мотивации. Методы изучения мотивации
    1. Формирование и развитие мотивации человека в онтогенезе. Функциональная автономия мотивов. 2. Методы изучения мотивации человека и животных. Проблемы осознанной и неосознанной мотивации. Проективная диагностика мотивации. Диагностика целей и атрибутивных схем. 3. Влияние мотивации на деятельность. Закон Йеркса-Додсона.
  • Контроль над мотивационными процессами. Психология воли и самодетерминации
    1. Проблема воли в психологии. Произвольность и воля. Классификация волевых процессов. Подходы к проблеме и исследования воли в психологии. Современные подходы к воле как мотивационной саморегуляции в школах Х. Хекхаузена и Л.С. Выготского. Воля как мотивационное опосредование. Развитие волевых процессов в онтогенезе. Саморегуляция и самоконтроль. 2. Субъектная причинность и автономия. Теория самодетерминации Э. Деси и Р. Райана.
  • Общее представление об эмоциональных процессах
    1. Общее представление об эмоциональных процессах. Феноменология эмоций. Понятие эмоции. 2. Предыстория психологии эмоций. Взгляды на эмоции Декарта, Спинозы, Дарвина. 3. Физиология и психология эмоций. Периферическая теория Джемса-Ланге и ее экспериментальная критика. Роль когнитивной оценки в возникновении эмоциональных состояний. Функции эмоций. Эмоции в регуляции деятельности. Нейрофизиологические основы эмоций 4. Эмоциональные модальности. Проблема выделения базовых эмоций. Роль языка описания, когнитивной оценки и культуры в исследованиях эмоций.
  • Проявления эмоций и подходы к их изучению: физиологические корреляты, внешнее выражение, влияние на познание и деятельность
    1. Методы экспериментального исследования эмоций. 2. Физиологические корреляты эмоций и их выявление. Диагностика аффекта и детекция лжи. Методы исследования мозговой активности. 3. Эмоции и познание. Влияние эмоций на познавательные процессы: экспериментальные исследования. 4. Выражение эмоций. Эмоциональная экспрессия, ее психологические механизмы.
  • Эмоциональные состояния и их регуляция в норме и патологии
    1. Страх. Тревога и ее виды. Гнев, враждебность и агрессия. 2. Физиологический и эмоциональный стресс. Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР). 3. Фрустрация: экспериментальные исследования, типы реакции в состоянии фрустрации. 4. Совладание с негативными эмоциями. Психологическая защита. Критические ситуации и их переживание. Рост, индуцированный стрессом. Регулирование эмоций.
  • Развитие эмоций. Позитивная психология эмоциональной жизни
    1. Эмоции в межличностных отношениях. Привязанность. Эмпатия. Любовь. 2. Положительные эмоциональные состояния. Радость. Счастье. Теория и исследования пиковых переживаний А. Маслоу. Теория и исследования состояния потока М.Чиксентмихайи. Позитивная психология. 3. Эмоциональный интеллект и эмоциональная компетентность. Развитие эмоциональной сферы.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе
    Творческая работа на 5-8 страниц, посвя-щенная анализу одной из монографий по курсу (список монографий определяется семинарскими преподавателями)
  • неблокирующий Контрольный тест по теме "Психология мотивации"
    Тест из 15 закрытых вопросов по теме «Психология мотивации и воли» (темы 1-5)
  • неблокирующий Контрольный тест по теме "Психология эмоций"
    Тест из 15 закрытых вопросов по теме «Психология эмоций» (темы 6-9)
  • неблокирующий Аудиторная работа
    Оценки за работу на семинарских занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Аудиторная оценка по 10-ти балльной шкале определяется перед промежуточным или итоговым контролем.
  • неблокирующий Экзамен
    Особенности экзамена: 1) Экзамен по данной дисциплине НЕ предполагает прокторинга, однако дистанционный формат устного экзамена в обязательном порядке подразумевает, что в течение всего времени пребывания онлайн студент не покидает рабочее место, находится со включенной вебкамерой, качество сигнала которой обеспечивает его 100% узнаваемость. Пожалуйста, заранее проверьте свои микрофоны и камеры, потому что от качества Вашей связи неминуемо зависит и впечатление от Вашего ответа. Кратковременной потерей связи считается нарушение Интернет-соединения в течение 30 минут. При возникновении такой ситуации студент связывается с семинаристом и учебным ассистентом по альтернативным каналам связи. Если студент из-за технических сложностей вообще не смог попасть, то ему нужно будет незамедлительно оповестить семинариста, лектора и учебный офис о возникшей ситуации (сделав фото, скриншоты, видео и иные материалы, описывающие и наглядно отражающие суть технической неисправности). По каждому подобному случаю решение будет приниматься отдельно. Для того, чтобы минимизировать технические трудности просим Вас за 15 минут до перехода по ссылке в онлайн-аудиторию настроить и проверить качество интернет-соединения, подготовить рабочее место, создать пробные конференции в zoom и протестировать работу микрофона и камеры. 2) Перед экзаменом Вам будет предоставлена ссылка на онлайн-документ для фиксации очередности приема экзамена, чтобы все студенты могли распределиться по времени. Приоритет более ранней записи принадлежит тем студентам, кто находится в другом (более позднем по отношению к Москве) часовом поясе. Поэтому просим их записаться первыми. 3) Процедура ОНЛАЙН экзамена в 2020 году организована следующим образом: 1. Студент тянет билет, получает ссылку на него в онлайн-формате и, не выключая камеры, готовится в течение 10 минут, делая пометки в онлайн-документе; 2. Подготовившись, студент отвечает устно преимущественно по билету, но экзаменаторы вправе задавать дополнительные вопросы, проясняющие понимание студентом основных понятий и логик курса. 4) Выставление оценки происходит путем совместного обсуждения всеми преподавателями курса до достижения общего мнения в любом сложном случае. Апелляция возможна на выставлении оценок. 5) Материалы для подготовки к экзамену Вы можете получить из программы курса, а также проконсультировавшись с семинарским преподавателем.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.2 * Аудиторная работа + 0.1 * Контрольный тест по теме "Психология мотивации" + 0.1 * Контрольный тест по теме "Психология эмоций" + 0.5 * Экзамен + 0.1 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Общая психология. Т.2, Кн.1: Субъект деятельности, , 2002

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Общая психология. Т.2, Кн.2: Субъект деятельности, Петухов В. В., 2004