• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Театральная журналистика: тенденции, тексты, перспективы

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс по выбору (Журналистика)
Направление: 42.03.02. Журналистика
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 4-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 38

Программа дисциплины

Аннотация

Театральная журналистика одно из наиболее прогрессивных и интересно развивающихся направлений в сфере массмедиа. Она отражает явления и тенденции, которые происходят в российском и зарубежном театре, что априори является лакмусом общественных настроений, зеркалом перемен, кардиограммой развития художественной мысли. На протяжении двух с половиной веков своего существования театральная журналистика дала миру множество популярных изданий, ярких имен, породила целый ряд специфических жанров, укрепила традиции взаимодействия театра и публики. И в наши дни эти процессы не утратили своей актуальности: театральная журналистика переживает новый этап своего развития, связанный с возникновением мультимедийных технологий.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Познакомить с основными культурологическими концепциями в области теории и практики театра.
  • Формирование навыков работы журналиста в театральной сфере.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Выделяет актуальные вопросы театральной журналистики.
  • Ориентируется в технологиях массмедиа театральной сферы.
  • Разбирает на конкретном примере функции и принципы существования современного театрального издания.
  • Разбирает проблемы взаимодействия театра и публики.
  • Описывает многоликую природу театрального творчества.
  • Рассматривает природу конфликта и варианты решения гуманитарных проблем в сфере сценического искусства.
  • Обозначает основную расстановку сил в сфере управления театром.
  • Описывает историю становления и формирование типов театральных изданий от истоков до наших дней.
  • Владеет навыками интервьюера.
  • Владеет навыками рецензента.
  • Ориентируется в профессиональной этике.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Театр и журналистика (вводное занятие).
    Театр, журналистика и критика: основные понятия, отличие критики от журналистики; взаимосвязь театра и журналистики на разных исторических этапах: конфронтация или союз; специализированные СМИ (и медиаплатформы), посвященные театру, в России и в мире; цели и задачи курса; форма отчетности; основная литература.
  • Театральная журналистика в современной России.
    Кризис профильных изданий о театре; альтернативные формы театральных СМИ, особенности распространения информации о театре; новые функции театрального журналиста: профессия на фоне кризиса; медиарынок и предпочтения руководителей общественно-популярных изданий в освещении театральных событий («ходовые» темы, топовые имена); актуальные темы для профильных изданий о театре, отличия от общественно-политических СМИ.
  • Медиатехнологии в современной театральной журналистике.
    Онлайн-трансляции; сайты и соцсети; трансформация жанров; новые приемы и особенности распространения информации.
  • «Театрал» как модель независимого издания о театре.
    Концепция негосударственного СМИ, адресованного широкой аудитории, интересующейся театром; журнал «Театрал» в ежемесячном формате (программа издания, рубрики, тираж, распространение, ценовая политика); ежедневный информационный ресурс www.teatral-online.ru (программа, принципы отбора новостей, рубрики, авторы, аудитория); международная интернет-премия зрительских симпатий; размещение рекламы в «Театрале» и на сайте www.teatral-online.ru (стратегия работы с рекламодателями, специфика театральной рекламы); спецпроекты «Театрала» (международный фестиваль «Мир русского театра», благотворительные вечера в киноклубе «Эльдар»).
  • Театр. Время перемен.(Основные проблемы российского театра 2010-х.)
    Отечественная культура, театральное искусство в контексте Стратегии национальной безопасности России и Основ государственной культурной политики (зарплаты, звания, принципы финансирования культуры, проблема кадров); художник и государство: формы и принципы взаимодействия на современном этапе развития общества; реализация Концепции развития театрального дела в России до 2020 года; законопроект о культуре.
  • Театр и критика в провинции.
    Театры малых городов; фестивальное движение; режиссерские лаборатории; читки пьес; критики и журналисты, провинциальные СМИ.
  • Резонансные постановки в современной России.
    Творчество хедлайнеров; провокативное искусство; разногласия театральных критиков в оценке спектаклей.
  • Театр и власть: сотрудничество и конфронтация.
    Принципы финансирования отечественного театра: отношение художника и власти к госзаданию («деньги налогоплательщиков», право художника на самовыражение, «зритель голосует рублем», речь Райкина на съезде СТД о природе искусства, которое «само себя фильтрует» и не нуждается в строгом вмешательстве чиновников); природа конфликтов 2000-х (запрещенные спектакли, коллективные письма, акции протеста, статистика запретов); «Тангейзер» Новосибирского театра и позиция Министерства культуры (история конфликта, суды и результат, ставший переломным моментом в новейшей истории отечественного театра).
  • Типология театральных журналов России.
    Первые театральные журналы и газеты (программы изданий, концепции); становление типов театральных журналов XIX в.; система театральных журналов нач. ХХ в.; театральные журналы советского времени; система театральных журналов сегодня; типы онлайн-изданий о театре.
  • Интервью в театральной журналистике.
    Мастерство театрального интервьюера; история театрального интервью; модификация жанра на современном этапе.
  • Рецензия в театральной журналистике.
    Мастерство рецензента; история рецензии; критика и театральный процесс: от взаимовлияния до конфронтации; кризис жанра.
  • Театральная журналистика и этика.
    Правовые акты, гарантирующие права и свободы журналиста и героев его публикаций; примеры грубого нарушения этики; судебные разбирательства конфликтов.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Посещаемость
  • неблокирующий Семинары
  • неблокирующий Контрольная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.3 * Контрольная работа + 0.2 * Посещаемость + 0.5 * Семинары
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Елисеев О. П. - КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ 3-е изд. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 469с. - ISBN: 978-5-534-07163-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/kulturno-istoricheskaya-antropologiya-437491
  • Ионин Л. Г. - СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ 5-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 333с. - ISBN: 978-5-534-07382-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sociologiya-kultury-434573

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Кизеветтер А. А. - ТЕАТР - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 93с. - ISBN: 978-5-534-06747-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/teatr-442120